Секретные кинодокументы

Выставка, которая в конце прошлого года открылась в Сибирском центре современного искусства (Новосибирск), называется «Машина времени KinoDoc» и посвящена, как нетрудно догадаться, документальному кино. Документальное кино и есть самая настоящая машина времени — на 100 лет назад зрителя переносит легко.

Кинематограф родился именно как хроника: вшитое в матрицу кино «Прибытие поезда» братьев Люмьер документально. А новорожденное кино было самым что ни на есть актуальным искусством, хотя поначалу к нему и относились как к ярмарочному развлечению, техническому трюку. Ну так и к современному искусству до сих пор многие так относятся.

Документалистика на заре кинематографа давала фору игровому кино по части формальных и смысловых решений — головокружительный монтаж Дзиги Вертова до сих пор смотрится ошеломительно современно. Сегодня документальное кино влияет на игровое — допустим, новый реализм румынского кино последних лет впрямую апеллирует к хроникальности. Документальное кино актуально и само по себе: в мире начался неигровой бум, вписывающийся в общий спрос на нон-фикшн.
Обидно, что этот бум обходит стороной Россию — у нас документальное кино загнано в резервации совсем захудалых телеканалов, а в кинотеатрах его посмотреть вообще проблема. В этом смысле и надо понимать заголовок: кинодокументы и прошлого, и настоящего практически недоступны зрителю. То, что предлагают главные телеканалы, к документальному кино по большей части отношения не имеет. У документального кино огромный гуманитарный, культурный, образовательный потенциал — и увы, этот потенциал не востребован.

Вдвойне обидно, что не востребована по-настоящему и новосибирская кинодокументалистика, богатая и именами режиссеров, и фильмами, и архивными запасами. Фестиваль «Встречи в Сибири», который проводит режиссер Элла Давлетшина, — небольшое окно в глухой стене коммерческого кино и телевидения. Выставка — попытка это окно немного расширить. Без малого месяц будут в режиме нон-стоп демонстрироваться документальные фильмы и хроника, зрителей ждут регулярные показы и встречи с режиссерами, запланированы мастер-классы. Для полноты экспозиции выставлена старая киноаппаратура, 16-миллиметровый проектор крутит семейную хронику.

Кураторы выставки — Элла Давлетшина и директор Западно-Сибирской киностудии Виктор Серов. В экспозицию вошли фильмы разных лет, имеющие отношение к Сибири и Новосибирску, некоторые материалы специально для выставки перевели в «цифру». Самый старый фильм — немая лента начала 1930-х годов об Ойротии — так прежде называлась Горно-Алтайская АО. Есть хроника военных лет, есть прекрасные образцы советского агитпропа. Но есть на выставке и кино совершенно свободное от идеологии. Как, например, фильм 1967 года о гастролях новосибирского балета в Японии — там вообще ни разу не звучат слова «капитализм» и «социализм». Или фильм 1990 года о шахтерских забастовках в Кузбассе: камера всматривается в чумазые лица вышедших на площадь шахтеров — и мы видим, насколько эти лица прекрасны. Сегодня такие пойди поищи…

На открытии можно было видеть, какой магнетической силой обладает хроника: гостей было просто не оторвать от экранов. В документальном кино, кроме всего прочего, есть подлинность, которой так не хватает в наше время. О нужности документального кино, о его уроках и потенциале говорили на открытии выставки и кураторы, и директор СЦСИ Анна Терешкова, и министр культуры области Наталья Ярославцева. Но самым весомым аргументом в пользу документальное кино стал 10-минутный фильм об истории Новосибирска, смонтированный из хроники разных лет — от основания города до 1980-х годов. Фильм вызвал столько эмоций, что его пришлось повторить в течение вечера несколько раз.

«Континент Сибирь» №1 (694), Январь 2011 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ