«Региональным провайдерам предстоит процесс продажи – вопрос лишь в суммах и сроках»

Компания «ТТК-Западная Сибирь» по предварительным итогам 2012 года стала самым быстрорастущим интернет-провайдером на сибирском рынке. С начала 2012 года база компании в регионе увеличилась в 1,6 раза, и общее количество абонентов в Западной Сибири превысило отметку в 250 тысяч. О стратегических планах по развитию на ближайшие годы, о борьбе с ТСЖ и УК и о том, почему на рынке не останется крупных региональных провайдеров, корресподенту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал генеральный директор «ТТК-Западная Сибирь» АЛЕКСАНДР СОЛОВЬЕВ.

— Александр Григорьевич, как вы оцениваете итоги минувшего года для компании «ТТК-Западная Сибирь»? Удалось ли достичь желаемых показателей? Можете ли назвать ключевые цифры, характеризующие ваше развитие?

— Минувший год для «ТТК-Западная Сибирь» стал вполне успешным. Доходы компании за год возросли, превысив 1,5 млрд рублей. При этом абонентская база компании в сегменте B2C увеличилась на 30% по сравнению с 2011 годом. На сегодняшний день количество абонентов «ТТК-Западная Сибирь» превышает 250 тыс. пользователей. География деятельности компании расширилась за счет выхода в шесть новых городов региона. Мы не только усиливаем позиции в крупных мегаполисах, как большинство наших конкурентов, но и идем в районные центры: Куйбышев, Татарск, Северск, Прокопьевск, Алейск и другие небольшие города региона. Таким образом, мы осваиваем города, где проживает 50, 80, 100 тыс. человек, и будем продолжать это делать. Сейчас предоставлением услуг связи жителям малых городов занимаются в основном магистральные операторы, у которых есть преимущество в виде развитой инфраструктуры.

Кстати, могу сказать, что нас очень хорошо встречают в малых городах. В некоторых из них, например, Новоалтайске, Заринске, Славгороде Алтайского края, уровень проникновения Интернета от ТТК достигает 40%. Говоря об итогах года, отмечу, что мы стали более активно работать в сегменте среднего и малого бизнеса, несмотря на то что для нас это достаточно новое направление.

Также по итогам года вырос и коллектив «ТТК-Западная Сибирь». За 2012 год мы приняли на работу еще 100 сотрудников.

— Каковы ваши стратегические планы развития на ближайшие годы? На какие показатели планируете выйти, какое место на рынке занять?

— По нашим оценкам, доля «ТТК-Западная Сибирь» на региональном рынке широкополосного доступа в Интернет (ШПД) по итогам 2012 года составила порядка 13%, в этом году мы планируем увеличить ее до 17%. Если говорить про телефонию, то развитие на этом рынке затруднено по ряду причин: сегодня у каждого человека есть сотовый телефон, а у некоторых и по два — обыкновенные стационарные аппараты людям не нужны. Поэтому в основном стоит ориентироваться на старшее поколение, которому нужен полноценный домашний телефон.

Думаю, количество абонентов ТТК среди частных пользователей услуг связи в 2013 году увеличится на 50–60 тыс. человек, то есть более чем на 20%. Несложно посчитать, на сколько вырастут наши доходы.

— Есть ли у вас резервы по расширению своей сети в крупных городах Западная Сибири, в частности в Новосибирске, за счет охвата новых районов и жилмассивов? Или же оставшиеся участки неинтересны для вас и заходить туда невыгодно?

— Безусловно, интересные нам районы есть. Например, сейчас мы начинаем активно осваивать Юго-Западный жилмассив Новосибирска. А вот Центральный район мы пока обходим стороной, поскольку он плотно охвачен интернет-провайдерами. Интересно, что операторы, которые присутствуют на рынке уже более 10 лет, как раз начинали с центра, так как считали, что там будет наблюдаться основной прирост абонентов за счет возможности легко и быстро их завлечь. Но сейчас все уже не так очевидно.

— Не так давно из уст представителей вашей компании звучало, что порядка 80% новых абонентов «ТТК-Западная Сибирь» приходят от других провайдеров, и только 20% новых пользователей ранее вообще не имели доступа в Интернет. Ваш заместитель Дмитрий Васильев не исключал, что уже в первом полугодии 2013 года практически 100% заявок на подключение будут поступать от клиентов других операторов. Насколько значительная категория абонентов может, на ваш взгляд, переходить от оператора к оператору?

— Большинство абонентов среди физлиц действительно быстро привыкают пользоваться услугами одного оператора, и поэтому другим провайдерам «переманить» их тяжело. Акции и бонусные программы действуют лишь на определенную категорию молодых людей, которые пристально следят за действиями провайдеров. Предложил один из операторов бесплатное подключение до конца года и Интернет по символической цене — эти абоненты пришли к нему, а кончилась акция — ушли. Тут другой провайдер объявил свою акцию и предложил бесплатно организацию домашней wi-fi-сети — перешли к нему. В итоге такие абоненты не платят за Интернет, а просто кочуют от оператора к оператору. Безусловно, таких клиентов немного — 5–10%. Мы в большей степени ориентируемся на абонентов, которые лояльны к нам и являются нашими постоянными пользователями. Доля таких абонентов намного выше, и сохранить ее позволяет постоянное высокое качество обслуживания, ведь пользователи готовы отказаться даже от самого любимого ими провайдера, если он не обеспечит им должное качество услуги. Многие наши конкуренты на рынке присутствуют уже более 10 лет, мы активно работаем на розничном рынке связи лишь четвертый год. За эти годы конкуренция существенно улучшила ситуацию на рынке в целом. Если бы на нем работал всего один оператор, сейчас ни у кого не было бы столь скоростного Интернета, развитых дополнительных услуг, высокого уровня сервиса. Конкуренция подтолкнула всех к активному развитию.

В прошлом году вы говорили, что вскоре на новосибирском рынке останется несколько провайдеров, а остальные будут куплены более крупными или уйдут с рынка. Однако пока пул участников остался неизменным — «Новотелеком» не был продан «ВымпелКому» и пока не объединился с провайдерами соседних регионов, независимыми остались и «Сибирские Сети», несмотря на сделку с фондом Capman. Можно ли в связи с этим говорить о корректировке прогноза и о том, что рынок не будет столь концентрирован?

— Региональные компании рано или поздно будут куплены федеральными. Процесс укрупнения рынка продолжается. В Барнауле, например, независимых операторов вообще не осталось. В Кемерове, Томске, Омске осталось по одному крупному региональному провайдеру. Возможно, сегодня стороны не сошлись в цене: у одних был большой запрос, у других — финансовые ограничения. Но покупки неизбежны — вопрос в суммах и сроках. Деньги у «федералов» есть, компаниям осталось только принять соответствующие решения. При этом экономические и деловые циклы никто не отменял (а цена компаний подвержена им), поэтому собственникам операторов нужно поймать удачный для продажи момент.

— А для абонентов такие интеграционные сделки, на ваш взгляд, позитивная новость или негативная?

— У крупных игроков рынка есть объективные преимущества. У них в обязательном порядке выдерживаются технологии и стандарты строительства и эксплуатации сети связи, что далеко не всегда наблюдается у мелких провайдеров. Последние могут проложить кабель напрямую с крыши в окно. Федеральная компания такого себе позволить не может. Мы некоторое время назад рассматривали возможность приобретения в Бийске местного провайдера, но столкнулись с тем, что инфраструктура оператора построена без соблюдения каких-либо норм и правил. Такую сеть присоединить к нашей инфраструктуре невозможно либо все нужно было бы переделывать. При этом есть большие сомнения относительно абонентской базы — сохранится она или ее уже нет? Конечно, при таких условиях приобретать актив крайне невыгодно.

— На текущий момент ТТК имеет сильные позиции на рынке магистрального Интернета. Как вы оцениваете динамику этого рынка и собственные позиции на нем?

— Компания ТТК вкладывает серьезные инвестиции в развитие магистральной сети связи. В ряде крупных городов России сейчас идут работы по увеличению существующей пропускной способности сети до 10 раз. Если говорить о нашей доле на магистральном рынке связи, то в 2012 году она сохранилась на том же уровне, что и год назад — порядка 40%. Это очень хороший показатель. Могу сказать, что сегодня нашими клиентами являются «ЭР-Телеком», «Новотелеком», «Омские Кабельные Сети», «Сибирские Сети» и ряд других крупных операторов региона.

— В минувшем году редакция «КС» проводила круглый стол по проблемам, стоящим перед интернет-провайдерами. Многие из них, включая «ТТК-Западная Сибирь», тогда сетовали на необоснованно высочайшие ценники, которые выставляют провайдерам УК и ТСЖ, а также отсутствие законодательного регулирования этого вопроса. Продвинулись ли провайдеры в решении этого вопроса?

— Пока не продвинулись. Все операторы осуществляют серьезные платежи ТСЖ и УК, но, к сожалению, у самих провайдеров нет единой позиции в этом вопросе. Мы были сторонниками того, чтобы обратиться в областную администрацию и мэрию за помощью в урегулировании данного вопроса, совместно выработав единые стандарты, четкие правила подключения жилых домов к сети связи оператора. Другие провайдеры вроде бы согласились с нами, а потом передумали. Обращения одного оператора связи недостаточно для решения данного вопроса. Если мы одни придем к Владимиру Городецкому (мэр Новосибирска. — «КС»), расскажем ему о своей проблеме, будет не совсем понятно, почему только ТТК поднимает этот вопрос… В общем, без объединения сил игроков рынка связи этот вопрос не решить.

Операторы вынуждены платить за опоры, отдельно провайдеры платят за аренду помещения, где в жилых домах располагаются оборудование, электричество.

Я считаю, что в жилых домах проживают люди, а не бизнесмены, и им нужно иметь качественные Интернет, телевидение, Skype. Причем это отнюдь не роскошь, а естественная потребность человека в средствах связи. Выходит, что ТСЖ и УК путем взимания с операторов высокой арендной платы ограничивают жителей, чьи интересы они, собственно, должны защищать. Я не против, если бы деньги, которые мы перечисляем, шли, например, на ремонт подъездов. Сейчас ситуация складывается непонятная: УК и ТСЖ ни перед операторами, ни перед жильцами не отчитываются, на что идут эти средства.

— А как обстоит ситуация в других городах СФО?

— Система везде работает одинаково: если в одном городе начинают взимать за что-то деньги, то в соседних обязательно подхватывают. В Новокузнецке раньше с провайдеров не брали плату за аренду опор. Однако, посмотрев на опыт того же Новосибирска, через год тоже занялись этим вопросом, осознав, что недополучают прибыль. В итоге сейчас везде установлено столько опор, что мимо них не пройдешь, настоящая стена! При этом цены на аренду опор не изменились, правда, стали более внимательно следить за тем, чтобы за них платили. Многие мелкие провайдеры из-за этого покинули рынок, а кто-то стал подключаться через более крупных операторов, в том числе и через ТТК.

На заметку

Сегодня, уже не возможно представить себе бизнес, не уделяющий внимания социальным сетям. Биржа SmoFast, поможет организовать Ваши группы в социальных сетях, и что самое главное, сделает это быстро и с гарантией.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ