Отмерили. Можно резать

Затянувшийся вопрос с открытием новых станций Новосибирского метрополитена, возможно, будет разрешен в ближайшие дни. В воскресенье областное правительство проведет переговоры с представителями германской кредитно-страховой компании о привлечении иностранных инвестиций в расширение новосибирской подземки. Эксперты говорят, что привлекать инвесторов в инфраструктурные проекты нужно с особенной осторожностью.

В распоряжении редакции «КС» появилась информация о том, что в ближайшие несколько дней правительство Новосибирской области проведет переговоры с крупнейшей мировой компанией Euler Hermes, специализирующейся на страховании экспортных кредитов. Представители компании прибыли в Новосибирск в пятницу, а переговоры состоятся в воскресенье, 4 ноября. Это уже второй визит инвесторов в Новосибирск.

В рамках работы по строительству метрополитена новосибирские власти просчитывают различные варианты сотрудничества с немецкими компаниями. Так, на Петербургском международном экономическом форуме Василий Юрченко рассказал «КС» о том, что планирует переговоры с одним из крупных немецких концернов Herrenknech, специализирующимся на производстве проходческих щитов и оказывающим услуги по «проходке».

Впервые о возможности привлечения иностранных инвестиций в строительство новой станции новосибирской подземки губернатор Василий Юрченко заявил на брифинге во время октябрьской конференции местного отделения «Единой России». Тогда Юрченко говорил о необходимости привлечения частных иностранных инвестиций для поиска 10 млрд рублей на завершение строительства Дзержинской ветки.

Правительство ФРГ уже много лет поддерживает свои компании путем предоставления гарантий на их займы в России через экспортно-кредитное агентство компании Euler Hermes Kreditversicherungs-AG. Насколько известно «КС», основной задачей представителей Euler Hermes на воскресных переговорах станет выяснение возможных государственных гарантий, которые могут быть предоставлены инвестору. Предметом переговоров будет и доля участия немецкой стороны в строительстве метро.

Александр Лубенец, новосибирский частный инвестор, а в прошлом — известный банкир, считает, что строительство метрополитена — дорогое удовольствие, и вопрос о том, насколько федеральный бюджет должен участвовать в этом, является дискуссионным. «Лоббистские возможности администрации Новосибирской области в этом вопросе несопоставимы с ресурсами руководства Москвы, и поэтому они вынуждены опираться на свои силы, изыскивая иные ресурсы», — говорит Лубенец.

Один из источников «КС» на условиях анонимности утверждает, что речь может идти о нескольких миллиардах рублей. Это довольно существенная сумма на фоне общих цифр иностранных инвестиций в область. Так, по данным Новосибирскстата, поступление иностранных инвестиций в экономику Новосибирской области с января по сентябрь 2012 года составило $530,3 млн, при этом около половины инвестиций пришлось на сферы транспорта и связи.

По мнению Лубенца, сотрудничество с крупными западными организациями может помочь привлечь «длинные» деньги, оптимизировать эксплуатационные затраты за счет современных технических решений, сократит время, а значит, и затраты по строительству новых станций метрополитена с точки зрения использования современных проходческих комплексов, которые способны работать более эффективно.

Проект выгоден обеим сторонам, считает экс-банкир. Так, для немецкой стороны договоренность с субъектом Федерации, обладающим собственным бюджетом, — это интересное предложение от партнера, который более надежен, чем какой-то индивидуальный субъект экономической деятельности. «Возможно, это будет прямое финансирование проекта с графиком погашения задолженности либо гарантии областного правительства, закрепленные в законе о бюджете Новосибирской области», — считает господин Лубенец.

Как правило, Euler Hermes участвует в финансировании и страховании сделок при условии, что какая-то часть оборудования приобретается в Германии. «И тут необходимо очень тщательно подходить к подбору оборудования — не всегда оно может оказаться самым современным. Надо четко выстраивать переговорную позицию и комплексно согласовывать экономические и технические параметры», — говорит Лубенец.

Эксперт «БКС Экспресс» Богдан Зыков рассказывает о том, что эффективных примеров подобного сотрудничества в российской практике не было, так как любые крупные инфраструктурные проекты требуют очень серьезных затрат и имеют длительные сроки окупаемости. Тем не менее Богдан Зыков не исключает, что частный капитал может пойти на такую сделку при наличии государственных субсидий проекта или государственных гарантий по привлечению недорогого фондирования для реализации проекта. «Не исключено, что региональная власть сможет предоставить такие условия, при которых реализация проекта будет выгодна немецкой стороне, но говорить об этом можно будет после обнародования структуры сделки», — сообщает Зыков.

«Привлечение иностранного капитала — это современный рыночный подход, — уверен Лубенец, но предостерегает областное правительство: — В связи с тем, что сделка рассчитана на длительный период, необходимо будет просчитать и хеджировать валютные риски, привлекать к проработке подобного рода сделок организации и специалистов в данной сфере».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ