«Любая компания начинается с главного — хорошего продукта»

Концерн General Motors традиционно достаточно устойчиво чувствует себя на отечественном рынке. Залогом этого является наличие у концерна пяти производственных площадок, ориентированных на Россию, а также обилия бюджетных моделей. О планах General Motors по расширению дилерской сети Chevrolet, Cadillac и Opel в городах Сибири, будущем производственных площадок в России, а также уроках, которые концерн извлек из кризиса, корреспонденту «КС» АЛЕКСАНДРУ МЕСАРКИШВИЛИ рассказал президент и управляющий директор General Motors Россия и СНГ ДЖИМ БОВЕНЗИ.

General Motors в Сибири

— Джим, насколько весомая доля ваших общероссийских продаж приходится сейчас на Сибирь? И есть ли, на ваш взгляд, у региона ярко выраженная специфика в плане продаж?

— Доля общероссийских продаж, которая приходится на Сибирь, за период с января по август 2012 года составила 8,52%. Если говорить о специфике региона, то, с одной стороны, все наши продукты хорошо продаются на территории России, иначе мы их просто не привозили бы на местный рынок. Если рассматривать бренд Cadillac, то конечно, большая часть автомобилей этого бренда продается в Москве и Санкт-Петербурге, а на другие регионы, в том числе Сибирь, приходится существенно более скромная доля. А вот Chevrolet Niva, напротив, лучше продается в регионах России, в городах и сельской местности, и я уверен, что и Сибирь не исключение.

— Насколько вообще перспектива для вас Сибирь? Каковы ваши планы по своему развитию в регионе?

— На данный момент мы поставляем автомобили нашим дилерам в Сибири из Москвы. Однако продажи в регионе очень активно растут, и мы думаем о возможности открытия в будущем в Сибири нашего дистрибьюторского центра по развозу автомобилей местным дилерам.

— Будете ли вы его запускать своими силами или на базе кого-то из дилеров?

— Своими силами.

— Совсем недавно вы назначили вторых дилеров в Иркутске и Барнауле — холдинг «Первая Автоколонна» и ГК «РЕАЛ Моторс» соответственно. Довольны ли вы первыми месяцами их работы? Как вообще оцениваете качество работы своих дилеров в Сибири?

— Безусловно, мы довольны качеством их работы, так как мы очень жестко подбираем себе дилеров. Если уж мы выбрали дилера, то мы никогда его не бросаем. Мы развиваем его, помогаем ему улучшить продажи. Кроме того, в целом мы стремимся, чтобы все дилеры работали у нас по единым корпоративным стандартам. Естественно, когда мы открываем дилера, то это требует затрат и кропотливой работы. Однако результаты полугодия говорят о том, насколько мы довольны своими продажами в Сибири.

— Вы уже имеете по два дилера не только в сибирских городах-миллионниках, но и в более мелких городах. Предусматривает ли стратегия GM иметь по два дилера в городах Сибири с населением от 500 тыс. человек или ваши намерения зависят от ситуации в конкретном городе?

— В городах с населением свыше 500 тыс. человек мы, безусловно, должны иметь дилера, причем не одного. В более мелких городах мы смотрим на спрос в регионе — это самое главное. Если он есть, то мы обязательно откроем в этом городе дилера.

— По информации участников рынка, GM рассматривает возможность назначения третьего дилера в Новосибирске. Так ли это? Если да, то в какой стадии сейчас находится процесс?

— На сегодняшний день мы не планируем открывать новые дилерские центры в Новосибирске. В дальнейшем мы будем действовать исходя из ситуации на рынке.

— Если брать линейку брендов GM, то дилерская сеть по марке Cadillac сейчас существенно менее «густая», чем у Opel или Chevrolet. Есть ли у вас планы по расширению дилерской сети Cadillac в Сибири?

— Мы считаем, что у марки Cadillac очень высокий потенциал в России. На московском автосалоне мы представили модель ATS. Она поменьше, чем CTS, и по размеру соизмерима с BMW 3-series. Также мы показали спортивную версию модели — CTS-V. Остальная линейка Cadillac тоже неплохо продается в России. То есть у нас есть хорошие продукты, и теперь осталось расширить дилерскую сеть по их продаже. Поэтому — да, мы видим у марки большое будущее и планируем увеличивать число дилеров Cadillac в России.

— В каких городах Сибири в скором времени появятся дилеры Cadillac?

— В ближайшее время наш действующий дилерский центр в Иркутске откроет двери новой шоу-рум Cadillac. Открытия новых центров пока не планируется.

Производственные планы General Motors в России

— Джим, говоря о специфике продаж в Сибири, вы упоминали модель Chevrolet Niva. Эта модель достаточно давно на рынке и не претерпевала кардинальных изменений. Однако ваш партнер по производству этой модели — «АвтоВАЗ» — за это время вошел в альянс с компаниями Renault и Nissan и активнейшим образом развивает с ними совместные проекты. В связи с этим можете сказать, каковы перспективы этого проекта, а также вообще завода «GM-АвтоВАЗ» в Тольятти?

— Мы довольны нашим совместным предприятием (СП), и у нас очень плодотворное сотрудничество с «АвтоВАЗом» по этому проекту. Более того, у нас есть план по расширению мощностей СП до 120 тысяч автомобилей в год в течение ближайших трех лет. Также мы хотим поставить на конвейер совершенно новое поколение Chevrolet Niva. Мы сейчас как раз работаем над этой машиной.

— Как осуществляется работа над этим проектом? Вы занимаетесь им своими силами, доверяете его разработку «АвтоВАЗу» или работаете вместе?

— Основную часть работы выполняет сам персонал СП — инженеры, механики и т. д. Мы периодически обращаемся к «АвтоВАЗу», и завод тоже принимает участие в работе. Но хочу отметить, что СП — отдельно стоящее предприятие, у которого есть свои ресурсы для таких проектов.

— Возможны другие совместные проекты с «АвтоВАЗом», кроме «Нивы»?

— Безусловно, мы не исключаем любого сотрудничества с «АвтоВАЗом» к обоюдному удовлетворению и получению выгоды, но основные усилия сейчас сконцентрированы на новой Chevrolet Niva.

— В сравнении с конкурентами у вас значительное число производственных площадок в России. Кроме упомянутого совместного предприятия с «АвтоВАЗом» в Тольятти, это ваш собственный завод в Санкт-Петербурге, калининградский «АВТОТОР», нижегородский ГАЗ, а также завод в Узбекистане, ориентированный в том числе на Россию. Можете рассказать о планах по развитию этих площадок?

— У нас очень амбициозные планы по нашему собственному заводу в Санкт-Петербурге, которые уже утверждены концерном. Так, мы собираемся более чем в два раза увеличить производственные мощности завода. В результате они будут составлять 230 тысяч автомобилей в год в сравнении с сегодняшними 98 тысячами. То есть основной фокус с точки зрения инвестиций мы делаем на Санкт-Петербург. Пока на нашем заводе нет цеха штамповки, но мы будем его делать, так как это важный элемент производственного процесса.

С калининградским «АВТОТОРом» мы также хотим продолжить партнерство, и сейчас обсуждаем его формы.

Работа на нижегородском ГАЗе сейчас ведется полным ходом, и к концу года мы планируем запустить производственную линию по модели Aveo. Она составит приблизительно 30 тысяч автомобилей в год.

С Узбекистаном нас также связывает тесное сотрудничество. Сейчас завод поставляет нам модель Spark, а в будущем году мы начнем получать от него Chevrolet Cobalt — новый бюджетный седан, который мы представили на московском автосалоне.

— Возможен ли вариант, что какие-то модели, производимые в Узбекистане, будут завозиться в Россию и продаваться под брендом Uz-Daewoo, как, например, это было с моделью Matiz?

— У завода есть право на использование бренда Uz-Daewoo. Но поскольку мы c узбекской стороной являемся партнерами по СП, то в решении подобных вопросов мы будем принимать участие с самого начала.

— У General Motors традиционно сильные позиции в сегменте бюджетных автомобилей. Выход каких новинок можно ожидать в секторе low-cost?

— Мы очень внимательно следим за этим сегментом. Несколько лет назад мы отказались от очень популярной модели Lanos, которая была построена на платформе автомобиля 20–30-летней давности. Эта модель делала нам неплохой объем в плане продаж, но не соответствовала современному имиджу марки.

В связи с этим если мы сейчас посмотрим на новый Cobalt, то это автомобиль на новой платформе, с последними технологиями, но при этом по конкурентоспособной цене. Это и есть ответ на данный вопрос, и это то, чего от нас ждали после сворачивания модели Lanos. Мы сменили автомобиль со старым дизайном на современный автомобиль, который будет лучше оценен покупателями.

— Учитывая, что автомобили этого ценового сегмента потенциально имеют высокие шансы на успех, не будет ли у регионов проблемы с дефицитом автомобиля и образованием длительных очередей, как это часто бывает в России?

— Я бы хотел, чтобы у нас была проблема высокого спроса. (Смеется.)

— В конце августа на московском автосалоне вы представили новый Chevrolet Colorado. Как вы оцениваете перспективы рынка пикапов в России и кого видите своими основными конкурентами? И кого видите покупателями — частных лиц, корпоративных клиентов?

— Сегмент пикапов в России пока находится в зачатке, но как мне кажется, он имеет отличные перспективы. Уже сейчас он демонстрирует хорошие темпы роста в нашей стране. Возможно, мы поздно пришли на российский рынок с пикапом, но исторически мы ведущие игроки в этом сегменте в мире.

Если говорить о Colorado, мы предлагаем очень практичную машину, внедорожник с хорошей проходимостью. По размерам это среднеразмерный пикап, но при этом внутри он выглядит как крупноразмерный. В США эта машина пользуется спросом у мастеровых — клиентов, которым надо часто куда-то ездить, грузить и перевозить какое-либо оборудование. Также очень большую категорию покупателей формируют любители активного образа жизни, которым нужно погрузить палатку, лодку, велосипед, мотоцикл. В США вторая категория преобладает, то есть большая часть покупателей пикапов используют их не для работы или бизнеса, а для проведения свободного времени. Таких людей становится все больше, и этот автомобиль им придется кстати.

При этом очень важно, что на данной высокотехнологичной платформе мы представляем два автомобиля — пикап Colorado и внедорожник Trailblazer. На их разработку GM потратил $2 млрд, и с такими вложениями мы считаем, что новинки обречены на успех. Так что посмотрим, как разовьется этот сегмент в России.

— Вы упомянули Chevrolet Trailblazer, который также представили в Москве. Не будет ли у этой модели внутренней конкуренции с другой вашей моделью — Captiva?

— Captiva относится к кроссоверам, которые могут при необходимости безболезненно покинуть пределы дороги. В свою очередь Trailblazer — классический рамный автомобиль, предназначенный для настоящего бездорожья. Он оснащен 2,8-литровым дизелем, имеет семь посадочных мест, причем все они сзади складываются в ровную площадку, что очень важно для транспортировки грузов. Все это дает возможность ехать в любое место, куда захочет клиент. И для Сибири, я считаю, это будет очень актуальным предложением.

— В минувший кризис концерн General Motors очень сильно пострадал, пройдя через процедуру банкротства. Однако вопреки предположениям о том, что General Motors можно убрать из списка крупнейших автопроизводителей мира, вы доказали обратное. И уже на сегодняшний день можно говорить о возвращении концерна к лидерским позициям на мировом рынке. Какой главный урок извлек General Motors из кризиса?

— Наш президент всегда говорит, что любая компания начинается с главного — хорошего продукта, отвечающего потребностям клиентов. И это то, на что мы сейчас обращаем пристальное внимание. Я считаю, что за нашу 100-летнюю историю у нас сейчас лучшая линейка продуктов.

Другим важным аспектом является сбалансированное портфолио брендов. У нас раньше было слишком много марок, и во время кризиса мы от многих из них отказались. Ушли в историю такие бренды, как SAAB, Hummer, Pontiac, Saturn, Oldsmobile. Зато такими мерами мы смогли не распылять свои усилия, а сконцентрироваться на оставшихся брендах, подняв их на новый уровень. В те марки, которые у нас остались, особенно Chevrolet, мы вкладываем огромные деньги. Один из последних примеров — подписание спонсорского контракта с Manchester United. Конечно, это огромные инвестиции, но когда на поле эта команда, игру смотрят минимум 600 млн человек, и каждый из них при этом будет видеть наш логотип.

И наконец, третий аспект, на который обращает внимание наш президент, — соблюдение здорового финансового баланса. Автомобильная промышленность подвержена циклическому развитию. GM подошел к кризису с большим количеством долгов и малым количеством наличности. Мы прошли процедуру банкротства, и сейчас все наоборот — мало долгов, много наличности. Поэтому иметь сбалансированную финансовую политику — важный урок, который мы извлекли из кризиса.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ