Вино из алтайского винограда

Корпорация «Алтайспиртпром» в ближайшее время планирует начать промышленное производство вина из выращенного на Алтае винограда. Это будет логичным продолжением проекта, который реализуется в регионе с 2009 года. Вместе с тем эксперты указывают на ряд сложностей, с которыми могут столкнуться новоявленные виноделы.

Мичуринские сады

В 2009 году в Алтайском районе Алтайского края корпорацией был заложен виноградник на месте, где когда-то располагались знаменитые Мичуринские сады. Саженцы — 600 кустов — для него предоставила французская компания по производству саженцев из региона Франш-Контэ, а ее руководитель Ксавье Гийом лично присутствовал при закладке плантации. Месье Гийом тогда заявил, что из посаженного винограда можно будет получать элитное вино «Шардоне». «Вина Франции, произведенные на Алтае», — именно так позиционировался будущий продукт.

Скептики высказывали сомнение, сможет ли нежный французский виноград пережить суровый алтайский климат. Однако в 2010 году со скороспелых сортов был получен первый урожай — 6 кг винограда, из которого изготовили два литра вина. Его продегустрировали и отправили на лабораторные испытания, которые подтвердили высокое качество вина.

Плантация была расширена до 12 тыс. кустов, ее площадь составила 3 га. В итоге в 2011 году «Алтайспиртпром» собрал уже 620 кг винограда сортов пино и шардоне. Из него была изготовлена экспериментальная партия вина «Божоле». «Виноград был переработан согласно всем технологическим параметрам, сейчас прошла первая стадия, когда мы произвели брожение сахара, который был в этом винограде, и получился алкоголь, — рассказывал гендиректор «Корпорации «Алтайспиртпром» Владимир Вагнер. — Прошел только один этот процесс, получилось сухое вино крепостью 10,2, сахар — 2%. Сейчас у нас осталось около 100 литров этого вина. Оно соответствует всем ГОСТовским показателям. Мы делаем анализы, проводим дегустации, эксперименты».

Параллельно с изготовлением вина велась модернизация производства на Алтайском винзаводе, входящем в состав «Алтайспиртпрома». В советские годы он выпускал плодово-ягодное вино. Однако в период сухого закона предприятие было закрыто и оборудование пропало. Сегодня именно этот завод является основной производственной базой корпорации для выпуска вина. В 2011 году там был установлен европресс, который позволяет отжимать сок винограда, не разрушая косточки, тем самым повышается качество вина. Общий объем инвестиций в модернизацию производства составил 15 млн рублей.

Амбициозные планы

После успешного подготовительного этапа «Алтайспиртпром» принял решение начать производство вина в промышленных масштабах, а в 2013 году приступить к его продаже. Как отмечал руководитель отдела маркетинга Алтайского винзавода Артем Вавилихин, в 2012 году планируется собрать урожай примерно в 3 тыс. тонн винограда. Из него будет произведено 2–2,5 тыс. литров вина трех разновидностей: красное сухое, красное полусладкое, белое полусладкое. «После того как вино будет изготовлено, в начале 2013 года мы планируем выводить нашу продукцию в торговые точки: как на полки собственной розничной сети, так и на полки сторонних ритейлеров», — сказал Артем Вавилихин. Как отмечалось ранее, вино будет продаваться только на территории Алтайского края под маркой «Алтайская лоза». Стоимость бутылки составит около 250 рублей.

При этом часть вина планируется продавать прямо на виноградниках — в рамках проведения экскурсий для туристов. Они смогут посетить плантацию и винзавод, а в завершение — приобрести бутылочку вина. Так что проект интересен и с туристической точки зрения. «Если погода будет благоприятной и виноград даст хороший урожай, «Алтайспиртпром» сможет осуществить свои планы. У компании есть производственная линия, технологи. Так что предпосылки для производства есть. Правда, партию в 3000 литров я скорее назвала бы полупромышленной», — говорит Наталья Шелковская.

«Хочется подчеркнуть, что в этот проект не было вложено ни копейки из краевого бюджета. Мы оказывали организационную, методическую поддержку, помогали налаживать контакты, приглашали французских специалистов. Мы это делали и делать будем. Никто не говорит о том, что Алтайский край уже завтра составит конкуренцию виноделам Испании, Италии, Южной Африки, Франции. Вопрос в другом: виноградники — это отличный бизнес-ход для повышения туристической привлекательности района. Помимо этого, в регионе начинает формироваться культура виноделия. Сейчас в Алтайском крае более 20 районированных сортов винограда, пригодных для производства столовых сортов. Сейчас мы уже стоим на пороге промышленного производства вин», — отмечает губернатор Алтайского края Александр Карлин.

Неоднозначные перспективы

Планы «Алтайспиртпрома» достаточно амбициозны. Однако некоторые эксперты оценивают проект более скептически. «Теоретически климат Алтайского края позволяет выращивать отдельные сорта винограда — преимущественно ранние, с коротким сроком вегетации — в достаточно больших масштабах, — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. — Тем не менее перспективы реализации проектов промышленного виноградарства и виноделия в регионе остаются неоднозначными. Мы склонны считать, что издержки в силу специфических погодных условий, ряда других неблагоприятных факторов могут формироваться на весьма высоких уровнях, что будет негативно отражаться на рентабельности таких проектов».

По словам Клягина, вряд ли такая продукция в ближайшее время сможет быть достаточно конкурентоспособной по сравнению, например, с винами Кубани, где индустрия виноделия находится на наиболее высоком уровне развития, или с импортными винами низкого и среднего ценового сегмента, особенно в условиях присоединения России к ВТО и возможной либерализации тарифных режимов.

Вместе с тем, отмечают участники рынка, у проекта «Алтайспиртпрома» есть перспективы развития. В случае низкой рентабельности компания сможет субсидировать производство вина за счет других направлений деятельности. А проблема со сбытом продукции отчасти будет решена за счет разветвленной собственной сети. Стоит отметить, что рынок вина Алтайского края является привлекательным и для других игроков. Так, компания «Тейси», по словам ее руководителя и председателя Алтайской алкогольной ассоциации Максима Байкалова, намерена производить плодовое вино из алтайских фруктов, а также возобновить выпуск виноградного вина из привозного виноматериала. Сейчас «Тейси» пытается получить лицензию на производство. «В Алтайском крае потребление вина находится на достаточно высоком уровне, на него есть стабильный спрос», — уверен господин Байкалов. При этом проект «Алтайспиртпрома» Байкалов комментировать не стал.

Российский рынок вина остается очень перспективным, подтверждают аналитики. «Потенциал развития этой отрасли, в том числе за счет импортозамещения и изменения структуры потребления, остается весьма существенным. На сегодняшний день, согласно различным экспертным оценкам, в денежном выражении объем российского рынка вина составляет около $7–8 млрд. Среднедушевое потребление вина в России формируется на невысоких уровнях — около 7 л/г. для плодовых и виноградных вин и менее 2 л/г. для игристых и шампанских вин, что в среднем в три раза ниже показателей, характерных для европейских стран», — отмечает Максим Клягин. По словам заведующей лабораторией переработки плодов и ягод Центра индустриальных технологий НИИСС им. М. А. Лисавенко Натальи Шелковской, плодовое виноделие достаточно рентабельно, и его развитие даст импульс развитию промышленного садоводства. «Сейчас в регионе только один промышленный сад — у нас в НИИ, да и тот приходит в упадок, потому что простаивает цех переработки», — отмечает госпожа Шелковская.

Вместе с тем перед отраслью стоит ряд проблем. По мнению Клягина, негативными факторами, неблагоприятно отражающимися на динамике развития отрасли, выступают прежде всего сравнительно невысокий уровень платежеспособного спроса, высокие инвестиционные барьеры развития промышленного виноградарства, зависимость рынка от поступлений по импорту. Так, предложение внешних рынков остается пока заметно более конкурентоспособным, также проблемным моментом остается высокая доля контрафактной продукции в низком ценовом сегменте.

Дефицит средств на развитие, в том числе низкая доступность заемного капитала, а также длительные сроки возврата инвестиций, связанные с особенностями производственного цикла, оказывают заметное давление на деятельность профильных операторов и снижают инвестиционную привлекательность индустрии. «Тем не менее мы ожидаем, что в перспективе реформа рынка крепкого алкоголя, ряд планирующихся мер по поддержке винодельческой индустрии (в частности, возможное расширение государственного субсидирования виноградарства) в совокупности с ростом доходов населения и постепенным изменением потребительских предпочтений приведут к росту потребления вин», — говорит Максим Клягин.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ