ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Виталий Голубенко о новой системе налоговых отношений между центром и регионами

Разговоры о необходимости установления совершенно новой системы налоговых взаимоотношений между Центром и регионами, носящие явно сепаратистский характер, не первый год поддерживаются гражданами, настроенными особенно радикально. Недавно подобные мнения были подхвачены и некоторыми законотворцами из Государственной думы. Так, депутат от фракции КПРФ Александр Абалаков высказался за увеличение на 15% доли объемов региональных налогов, возвращенных после распределения в столице, после чего она достигнет 50%. Сейчас, по словам парламентария, Москва рассматривает Сибирь в качестве своей «непризнанной колонии», а от налогов после распределения в столице Сибирский регион получает не более 35%. «КС» заинтересовался новой законотворческой инициативой и обратился с просьбой прокомментировать целесообразность и возможность снижения объема региональных налоговых отчислений в федеральный бюджет министра финансов и налоговой политики Новосибирской области ВИТАЛИЯ ГОЛУБЕНКО.

В начале июня Александр Абалаков возглавил подкомитет по развитию сибирских регионов в рамках комитета по региональной политике Государственной думы РФ. Планируется, что уже в ближайшее время подкомитет будет добиваться соблюдения норм Бюджетного кодекса по обеспечению отчислений в федеральный бюджет — не более 50% от региональных налогов. Сегодня, по мнению господина Абалакова, этот показатель составляет 65%.

Виталий Голубенко, министр финансов и налоговой политики Новосибирской области:

— Некоторые парламентарии сегодня публично заявляют о необходимости увеличения региональной составляющей в распределении налоговой отдачи экономики. Однако в своих инициативах они, вероятно, опираются на устаревшие либо чрезмерно усредненные данные.

Оценка распределения налоговых платежей между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом Новосибирской области, проведенная по итогам 2011 года и минувших пяти месяцев 2012 года, показала, что принятая политика распределения налогов между регионами и федеральным центром отвечает интересам региона. Она позволяет не только обеспечивать ресурсами текущие социальные расходные обязательства, доминирующие в структуре регионального бюджета, но и усиливать бюджетную составляющую инвестиционных вложений. Кроме того, есть возможность эффективно участвовать на условиях софинансирования при реализации федеральных программ.

Так, по данным официальной налоговой отчетности по форме 1-НМ, по Новосибирской области за 2011 год в бюджеты всех уровней было уплачено налогов на сумму 110 млрд рублей, из которых в федеральный бюджет зачислено 33 млрд рублей, или 30% от общей суммы налоговых платежей.

По итогам пяти месяцев текущего года в федеральный бюджет зачислено 15,5 млрд рублей из 52,2 млрд рублей, или 29,7%.

При этом 70% налоговых платежей в Новосибирской области как в 2011 году, так и в 2012 году зачисляется в областной и местные бюджеты. Конечно, данная региональная налоговая отчетность не включает в себя поступления от акцизов на нефтепродукты и алкогольную продукцию, которые централизованно распределяются по всей России. Но акцизы — это особая форма налогообложения в отношении производства товаров с условной полезностью для общества, поэтому их нерационально рассматривать на общих основаниях при обсуждении вопросов распределения налоговой отдачи от экономики.

Безусловно, проблем, и прежде всего требующих качественных инфраструктурных решений, в регионах много.Нужны масштабные финансовые вложения, но базовый принцип справедливого распределения налоговой отдачи от экономики соблюдается, пропорции отвечают закрепленным за разными уровнями власти расходным обязательствам. Не последнюю роль в этой ситуации играет диверсифицированность экономики, отсутствие чрезмерно крупных бюджетообразующих предприятий с высоким удельным весом в налоговых платежах дает возможность региону более гибко взаимодействовать с бизнес-структурами, выбирая оптимальные и обоюдовыгодные формы государственной поддержки с предсказуемым эффектом. Сегодня более важно уделять внимание вопросам инвестиционной привлекательности территорий, нежели тематике деления ресурсов между регионами и федеральным бюджетом.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ