Поймали за руку

Во избежание коррупции Mercedes-Benz запретил дилерам продавать автомобили органам власти

Как стало известно «КС», в российском представительстве компании Mercedes-Benz разворачивается очередной виток коррупционного скандала. Импортер марки в России с недавнего времени запрещает своим дилерам осуществлять поставки автомобилей органам власти, а также лицам и структурам, связанным с ней. Такими продажами уполномочен заниматься сам импортер для исключения пресловутой коррупционной составляющей. Сибирские дилеры марки не довольны такой политикой и считают, что их попросту необоснованно ограничивают в продажах. Импортер, в свою очередь, готов применять к непонятливым партнерам крайние меры воздействия вплоть до отзыва дилерств.

О сложившейся ситуации «КС» стало известно от собственника одного из сибирских официальных дилеров Mercedes-Benz , пожелавшего остаться анонимным. По данным источника «КС», импортер выделяет несколько ключевых категорий госструктур. К первой (G1) относятся непосредственно федеральные органы законодательной и исполнительной власти, их представительства на местах, а также сами клиенты, которые осуществляют покупку автомобилей от лица этих организаций. Вторая категория (G2) включает в себя госкорпорации и компании с государственным участием. Наконец, к третьей категории (G3) Mercedes-Benz , по словам дилеров, относит физических лиц, приходящихся родственниками клиентов первых двух категорий. Соответственно покупателям всех трех секторов дилер не вправе продавать автомобили. Вместо этого он должен перенаправить таких клиентов непосредственно к российскому импортеру Mercedes-Benz в Москву. Альтернативным компромиссным вариантом может являться продажа автомобиля клиенту, но с обязательной предварительной отправкой документов в Москву и получением от импортера письменного согласования на осуществление сделки.

Понятно, что самим дилерам такая схема неудобна, так как она влечет к уменьшению их продаж. Если представитель органов власти хочет купить автомобиль у дилера, то местный игрок рынка может продать ему авто на свой страх и риск. Однако если же покупатель хочет каких-то особых условий покупки, скидки, то его должны перенаправить на импортера. При этом Mercedes-Benz достаточно внимательно следит за исполнением этих условий и намерен достаточно жестко наказывать провинившихся партнеров независимо от их масштаба и влияния. Так, в конце июня появились данные о том, что импортер находится в процессе расторжения дилерского договора с одним из своих самых крупных партнеров в России — компанией «Авилон», которая занималась поставками автомобилей высшим органам власти в Москве. Для всего профессионального сообщества этот случай стал беспрецедентным примером, а сам «Авилон», по его словам, уже переориентировался на поставку властям автомобилей марки BMW. После этого нашумевшего инцидента некоторые сибирские дилеры предпочитают просто не связываться с поставками автомобилей властям, опасаясь реакции импортера. Кроме того, партнеры марки сетуют на то, что могут продать автомобиль клиенту и лишь потом с удивлением узнать, что он был связан с органами власти. «Вся эта история привела к большому скандалу. И сейчас каждая дилерская конференция начинается с обсуждения ситуации с поставками автомобилей властям и этим же заканчивается», — поясняет представитель одного из сибирских дилеров Mercedes-Benz.

Другие партнеры марки неохотно комментируют ситуацию и не раскрывают данные о категориях, однако признают, что определенные сложности есть. «Безусловно, мы теряем часть крупных клиентов, но с этим не поспоришь. Система, которую внедряет импортер, направлена на удобство взаимодействия с покупателями, а также ликвидацию коррупции. И в этом аспекте Mercedes-Benz делает даже больше, чем наши власти», — уверен генеральный директор «СТС-Автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz в Новосибирской, Кемеровской и Томской областях) Виктор Борицкий. В компании отмечают, что работают в рамках утвержденных импортером программ, и каждый клиент рассматривается в индивидуальном порядке. Получить комментарии других сибирских дилеров марки не удалось, а сам импортер комментарии также не предоставил.

Стоит отметить, что причиной таких мер со стороны «Мерседес-Бенц РУС» является крупный коррупционный скандал, разгоревшийся в 2010 году с поставками автомобилей немецкой марки органам госвласти по инициативе министерства юстиции США. Всего в деле о коррупции фигурировало 200 случаев дачи взяток представителями компании в 22 государствах в период с 1998 г. по 2008 г. на общую сумму в $51 млн. В России по данным минюста США, коррупционными схемами занимался импортер Mercedes-Benz в России, который в 2000–2005 гг. под руководством Юргена Зауера выплатил российским федеральным и региональным чиновникам более 3 млн евро в обмен на помощь при заключении контрактов с МВД, Федеральной службой охраны и другими ведомствами. Несмотря на то, что о ситуации активно писали СМИ, в России долгое время не возбуждались какие-либо уголовные дела, мотивировалось это тем, что никаких материалов от минюста США или Mercedes-Benz российские органы правопорядка не получали. Однако под нажимом общественного мнения дело взяла под контроль Генпрокуратура РФ.

Кроме того, известный блогер Алексей Навальный опубликовал в Интернете ответ Следственного комитета РФ на запрос депутата Государственной думы и бенефециара холдинга «Рольф» (официальный дилер Mercedes-Benz в Москве) Сергея Петрова. Согласно этому документу против чиновников МВД и ФСО России возбуждены дела по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество).

В 2010 году импортер Mercedes-Benz в России — «Мерседес-Бенц Рус» (до 2007 г. «ДаймлерКрайслер Автомобили Рус») признал себя виновным в нарушении антикоррупционного законодательства США по двум пунктам в рамках соглашения об урегулировании обвинений со стороны американского правосудия. Импортер подтвердил, что осуществлял незаконные «откаты» в пользу российских федеральных и муниципальных чиновников с целью обеспечения контрактов на поставку автомобилей. «Тут бесполезно что-то отрицать. Все события, описанные в судебных документах, имели место. Это факт», — пояснял ранее российским СМИ глава «Мерседес-Бенц Рус» Юрген Зауэр. В итоге по решению суда импортер был вынужден выплатить штраф в размере $27,26 млн долларов.

Сибирские дилеры марки выдвигают свою версию того, почему коррупционный скандал достиг такого уровня, причем именно по инициативе американского минюста. «Все мы помним, как произошел распад концерна DaimlerChrysler, который очень болезненно ударил по марке Chrysler в США. Есть все основания считать, что этот альянс был навязан концерну Daimler (куда входит Mercedes-Benz) как условие вхождения на рынок США. Соответственно после его распада власти США устроили «вендетту» концерну Daimler, и антикоррупционные расследования в России по заказу минюста США — это как раз часть этих мер», — считает собственник одного из сибирских дилеров Mercedes-Benz.

Стоит отметить, что коррупционную составляющую при поставке автомобилей властям должны ограничить не только меры импортеров, но и политика государства. Например, инициатива министерства финансов РФ по обязательному использованию безналичного расчета для покупок стоимостью свыше 600 тыс. рублей.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ