Особенности сибирского яхтинга

Отдых на яхте становится модным развлечением для сибиряков. И не беда, что сибирские реки и озера уступают в масштабах водным акваториям Европы, зато число местных владельцев яхт растет в геометрической прогрессии, а размеры моторных катеров постоянно увеличиваются.

К началу нового сезона мы попросили специалистов, которые профессионально занимаются продажей и подготовкой яхт, поделиться с читателями «СС» самой актуальной информацией. Андрей Вологдин подробно описал процедуру покупки яхты и правила ее содержания, Борис Радченко рассказал об интересных новинках, которые появились в Сибири, и посоветовал, как выбрать из них самую-самую, а опытный капитан Алексей Марченко поделился самыми красивыми маршрутами для прогулок на яхте и раскрыл секрет, как сделать путешествие проще и приятнее.

Андрей Вологдин, заместитель гендиректора компании «Панавто-Новосибирск»:

— Приобрести моторную яхту может каждый, никаких ограничений не существует. Все, что требуется из документов, — это паспорт для заключения договора. Если у вас нет удостоверения на право управления, то необходимо пройти обучение в соответствующих организациях. Водные просторы отличаются от дорог, по которым мы ездим, и знание элементарных правил поведения на воде и особенностей управления моторными катерами поможет избежать множества неприятностей.

При покупке яхты или моторного катера всегда есть несколько вариантов. Официальные дистрибьюторы, работающие непосредственно с производителями, заказывают моторные яхты и катера на сток, то есть в свободную продажу. Как правило, опыт работы позволяет учитывать все нюансы и заказывать лодки в комплектациях, удовлетворяющих потребности большинства клиентов, но при необходимости возможно доукомплектование катера или яхты фирменными опциями по желанию заказчика. То есть можно приехать, посмотреть и выбрать понравившуюся модель.

Второй вариант — изготовление под заказ. Здесь учитываются все пожелания клиента: окраска корпуса, варианты главных двигателей, отделка кают, дополнительное оборудование и опции. Заказ необходимо оформлять осенью, чтобы успеть получить лодку к началу летнего сезона. У этой схемы есть неоспоримый плюс: сумму за катер или яхту не обязательно вносить полностью — платежи оговариваются в договоре и расписываются до момента поступления лодки в Россию.

Относительно видов яхт и конкретных марок каких-либо строгих рекомендаций не существует. Все зависит от вкуса и возможностей будущего владельца катера или моторной яхты. Моторные яхты и катера американских производителей, как правило, мощные, скоростные, но ограничены в автономности плавания. Европейские производители отдают большое предпочтение внутренней отделке, размерам, запасу хода, но, как следствие, дороже. Водоизмещающие моторные яхты имеют небольшую скорость, но автономность плавания и запас хода на порядок выше.

Главное, что должен помнить будущий яхтсмен, — о хранении и содержании моторной яхты или катера стоит позаботиться заранее. Внимание владельца должно быть направлено на все, что находится в моторном отсеке. Необходимо периодически проверять уровни масел в двигателе, генераторной установке (при ее наличии), обращать внимание на подтеки и течи, вовремя проходить техническое обслуживание, которое позволит своевременно выявить назревающую проблему и избежать дорогостоящего ремонта.

Важно создать специальные условия для хранения яхты. Если речь идет о зиме, то, конечно, идеальным вариантом будет хранение в теплом охраняемом боксе. На катерах, оборудованных системой водоснабжения, необходимо провести удаление воды и промыть специальными составами для предотвращения развития различных микроорганизмов. Также необходимо законсервировать главные двигатели, генератор (если установлен), а корпус катера необходимо отмыть и очистить. Лучше, если эти процедуры проведут специалисты, имеющие опыт работы с данным видом техники, так как в процессе консервации попутно проводится дефектовка различных механизмов и узлов, все возникшие неполадки решаются за зимний период, и, как правило, к началу навигации катер находится в технически исправном состоянии.

Борис Радченко, директор яхт-клуба «Роял-Марин»:

— Мир яхтинга совершенствуется каждый год, удивляет новинками технологического прогресса и уникальными творениями дизайнерской фантазии. В сезоне 2007–2008 гг. наша компания представила новый бренд в классе катеров со стационарным мотором Mariah, производство USA.

Также нами представлен бренд, появившийся впервые в России, — Viper, производство Германии. Такого рода катера предназначены для энтузиастов, готовых в любой момент сбежать от скучного однообразия ежедневной работы.

Еще одна хорошая новость: в Сибири активно развивается прокатный сервис. Только у нас в клубе появились четыре прокатные единицы, и в ближайшее время мы планируем организовать прокат гидроциклов. Для многих увлеченных водномоторников время на воде — лучший способ отдохнуть и сделать свой отпуск ярким и незабываемым.

Самое важное, на что нужно обращать внимание, выбирая яхту или моторный катер, — это двигатель. Как правило, устанавливаются две марки двигателей: Mercuri и Volvo-penta. В остальном покупатель выбирает функционал, который желает сам. Как правило, в стандартной комплектации катера идет минимальный набор опций. Перед началом сезона покупатель может выбрать из большого списка дополнительные опции, даже цвет корпуса, но это при условии оформления заказа зимой. А сейчас, летом, катера уже скомплектованы по усмотрению продавца.

Катера и яхты становятся таким популярным видом досуга, что, уверен, скоро у всех останется одно единственное желание — сменить среду обитания на водную! Так что не теряйте времени даром и намечайте маршруты.

Алексей Марченко,
генеральный директор яхт-клуба AquaLand:

— Самая заметная тенденция этого года — люди отдают предпочтение большим моторным яхтам и катерам. В первый год нашей работы самый большой катер был размером 26–28 футов. А сейчас средний размер катера 40–42 фута. К новому сезону мы ожидаем 54-й Fireline и Princess 42. У наших клиентов меняется взгляд на качество отдыха на яхтах.

Раньше многие боялись, что на большой яхте на наших водоемах отдыхать будет проблематично. Но это необоснованно. В Москве, например, в яхт-клубе «Крокус Сити» ширина реки максимум 150 метров, и при этом практически вся столица ходит именно по этим каналам.

Просто надо грамотно разработать маршрут. У нас много интересных маршрутов для прогулок на яхтах. Единственная проблема — на нашей реке нет условий для заправки. Но люди сами организовываются — отправляют машины с топливом, которые следуют параллельно маршруту яхты.

В прошлом году новосибирские яхтсмены ходили на Север на 3 тыс. км вверх по водохранилищу, до Камня-на-Оби, до Барнаула поднимались. Для таких поездок лучше всего брать большие дизельные катера. Можно прокатиться вниз по реке Обь до Колпашево (600 км хода), до Каргаска. Можно дойти даже до Нижневартовска, Омска или Нефтеюганска! Как показывает опыт, такое путешествие занимает полторы недели.

Протяженные маршруты могут быть осложнены техническими проблемами — заправка водой, топливом. А короткие — в пределах 1,5–2 часов хода по водохранилищу — самый оптимальный вариант для начинающих. Но все-таки больше и больше людей привыкают к длительным прогулкам по воде: уходят в пятницу, возвращаются в воскресенье вечером. Именно поэтому сейчас популярнее большие катера — в них комфортнее отдыхать во время длительных прогулок. Там есть все необходимое, даже комната для стирки.

У нас много сложных мест, островов, бухт, где очень просто сесть на мель. Например, Боровской остров — очень красивый залив, но если не знать, как туда попасть, могут возникнуть сложности. Нужно либо иметь правильную карту, на которой указаны места прохода, русла, либо опыт. Сложно проходить устья некоторых рек. Например, Каракан — зайти там можно далеко, но речка резко заканчивается.

Компании, продающие яхты совместно с производителями навигационного оборудования, выпускают специальные карты. Для компании Garmin была разработана карта, на которой отмечены смытые острова, которые не видно, но мель от них осталась. Эта карта основана на снимке, сделанном Google. Мы привязали этот снимок к программе Garmin и саму карту адаптировали к нашей местности. Всех своих клиентов мы снабжаем этой картой, она очень проста и удобна в использовании.

Именно такие решаемые трудности и делают прогулки на яхтах незабываемым, увлекательным приключением. И уже каждый выбирает сам, куда направиться по воде!

Вы хотели бы купить яхту?

Светлана Лапина,
генеральный директор консалтинговой компании «МАК»:

— Отдых на воде — это замечательный способ креативно, спортивно и с пользой для здоровья провести время. Яхтинг стал востребованным, и, думаю, не только потому, что это модно, но и поскольку это активный и в то же время расслабляющий вид отдыха. Правда, о яхте я никогда не думала, несмотря на то что мы живем на берегу моря в Бурмистрово, а вот о лодке задумывались не раз. В прошлом году мы катались по реке на лодке, и, надо признаться, это совершенно необычные впечатления! Наши друзья уже приобрели лодку и теперь увлечены покупкой необходимых аксессуаров и снастей для рыбалки, так что мы, сами того не заметив, включились в этот процесс, и теперь все вместе с нетерпением ждем 15 июля — открытия рыболовного сезона. Уверена, что если есть дом на берегу моря — лодка нужна обязательно, впрочем, почему бы и не яхта?! Я бы с удовольствием прокатилась на яхте, но сама бы не рискнула встать за штурвал, скорее доверилась бы надежному капитану.

Александр Бойко, президент холдинга «Трансервис»:

— Несколько лет назад у меня была яхта, но я ее продал. Производителя своей яхты я не помню, но это был самый маленький круизер, размером около 10 метров, с кухней, санузлом, душем и двумя каютами. Он вмещал человек десять, но реально я его использовал только для прогулок с семьей, общения с другими людьми мне хватает и на работе. А четыре человека там размещались с полным комфортом. Моя яхта развивала довольно высокую скорость — 85 км в час, это огромная скорость для прогулок на воде. Я был полностью доволен этим катером. Но запас хода у него был до 400 км, то есть всего 200 км до точки возврата.

Я походил на яхте вместе с женой полтора сезона, и мы поняли, что нет никакого смысла смотреть на грязь и мусор, которыми усыпаны наша береговая линия и острова. Я считаю, что ходить по Оби на пластиковых красавицах-яхтах, которые сейчас многие покупают, просто нереально. Для прогулок по нашим рекам нужно металлическое тихоходное судно. Однажды я шел на своем катере на очень высокой скорости, налетел на пластиковую бутылку, которая плыла на воде, и сломал винт. Скорость, которую развивают круизеры, рассчитана на океан, на прибрежную линию, но ни в коем случае не на наши захламленные реки, где можно встретить и ствол дерева, и пенек.

Можно, конечно, выходить далеко вниз по Оби на суднах с запасом хода 600–1000 км, но я не могу пока позволить себе тратить неделю на такие путешествия.

Дмитрий Козловский,
генеральный директор ТПК «Бухгалтер», депутат Новосибирского областного Совета:

— У меня нет яхты. Впрочем, я об этом ничуть не сожалею. Яхты есть у моих друзей, которые часто приглашают меня совершить с ними морские прогулки. И несколько таких выходов на яхте за год меня совершенно устраивает. Так что приобрести яхту для себя в ближайшее время даже не планирую.

На мой взгляд, в Новосибирской области есть где прокатиться на яхте, здесь очень живописные места. Я бы не сравнивал прогулки на яхте, например, по Средиземному морю и Обскому. Это совершенно разные впечатления, со своими нюансами и особенностями. Хорошо отдохнуть можно как у нас, так и в заморских далях.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ