Тo speak or not to speak

Существует мнение, что свободное владение иностранным языком дает дополнительное преимущество при приеме на работу. При этом уровень грамотности работоспособного населения в сфере иностранных языков значительно повысился за последние два-три года. Однако специалисты кадровых агентств утверждают, что подобные знания являются решающими при приеме на работу только в 10% случаев. Вероятность того, что компании готовы принять сотрудников, обладающих необходимыми профессиональными качествами, а потом обучить их иностранным языкам, также не превышает 10%.

В авиакомпании «Сибирь» уже три года действует корпоративная программа обучения сотрудников иностранным языкам. Фото Михаила ПЕРИКОВА

Знание иностранного языка необходимо при приеме на работу в посольства, зарубежные представительства и культурные центры. Высокие требования к соискателям на должность предъявляют иностранные компании и совместные предприятия. Гораздо лояльнее к знанию дополнительного языка относятся российские компании, находящиеся в постоянном контакте с зарубежными партнерами, занимающиеся поставками зарубежного оборудования и материалов, использующие зарубежное оборудование в своем бизнесе или продвигающие свою продукцию и услуги на зарубежный рынок. Следующими идут предприятия сферы услуг — рестораны, салоны-магазины, гостиницы. Выборка персонала по знанию иностранного языка происходит на этапе собеседования, однако все-таки преимуществом при приеме на работу остаются профессиональные качества претендента. И при этом работодатель вовсе не стремится направить понравившегося работника повышать уровень языковой грамотности.

По мнению директора Новосибирского кадрового агентства Оксаны Рогожиной, обучение сотрудников иностранным языкам согласны оплачивать только фирмы, имеющие прямые зарубежные контакты или совместные предприятия. Так, компания «Сибирь-Керама» обучает своих сотрудников итальянскому языку, что для Новосибирска является достаточной «экзотикой», так как в основном речь можно вести об английском языке. Также в некоторых компаниях, занимающихся поставками посуды или отделочных материалов, иногда оказываются востребованными восточные языки, в частности, китайский. Казалось бы, знание иностранных языков хотя бы на базовом уровне необходимо работникам общепита — официантам, менеджерам зала, барменам. Тем не менее, по мнению Оксаны Рогожиной, в сфере общепита тенденции обучения персонала иностранным языкам не наблюдается.

В тех компаниях, где достижение определенных бизнес-целей невозможно без знания иностранного языка, внедряются внутрикорпоративные программы обучения. Директор кадровой службы авиакомпании «Сибирь» Мария Засим отмечает: «Решение об оплате и организации курсов английского для сотрудников продиктовано необходимостью. Компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, принимает участие в международных конференциях, осуществляет закупку оборудования за рубежом. Кроме того, английский необходим экипажам, совершающим рейсы за рубеж. Естественно, обучение оплачивается только тем сотрудникам, кому знание языка действительно необходимо в работе».

По мнению Марии Засим, лояльность сотрудников от этого не повышается, но развитие организации зависит от профессионального роста работающих в ней, поэтому «компания придерживалась и будет придерживаться стратегии обучения персонала по направлениям, необходимым для успешной работы».

В компании «Сибирский берег», по словам руководителя отдела по связям с общественностью Константина Лыкина, программа по обучению иностранным языкам выполнена, так как все необходимые навыки у тех сотрудников, которым это необходимо, уже сформированы. И те, кто в силу своих должностных обязанностей общается с иностранцами, уже владеют теми языками, на которых происходит общение.

Аналогичная ситуация сложилась на таких производственных предприятиях, как «Кока-кола» и «Марс». В настоящий момент, когда все руководство состоит из российских специалистов, необходимость в обучении перестала быть актуальной. Однако в компании Filip Morris, несмотря на солидный стаж деятельности новосибирского представительства, уже в течение нескольких лет продолжается обучение менеджеров высшего звена иностранным языкам в ведущих языковых школах города. Кроме того, здесь происходит выборка персонала по владению иностранным языком при приеме на работу.

Компания, приняв программу обучения иностранным языкам, самостоятельно определяет форму занятий — индивидуально или в школе. Мария Засим рассказала, что в московском филиале компании «Сибирь» для подбора школы было проведено маркетинговое исследование, где во внимание принималось в первую очередь соотношение цены и качества. В Новосибирске же в основном руководствовались мнением ранее обучающихся сотрудников и обращались к наиболее понравившимся преподавателям. На личные отзывы, как правило, ориентируются и в других организациях. Решающими факторами оказываются положительный предыдущий опыт обучения сотрудников компании и личность преподавателя. То есть на первом месте стоят не престиж и имидж школы, а талант определенных учителей.

Подводя итог, отметим, что только очень крупные новосибирские компании позволяют себе расходы на корпоративные программы обучения сотрудников, и то только в случае, когда иностранный язык становится действительно необходим для достижения поставленных бизнес-задач. По мнению экспертов кадровых агентств, владение иностранным языком при приеме на работу является актуальным лишь в 10% случаев. Так что вспоминается анекдот о мужичке, затерявшемся в снежных сибирских просторах, который на вопрос невесть откуда появившихся американских туристов: «Do you speak English?» — c безукоризненным произношением отвечает: «Yes, of course, а что толку?»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ