Экраноплан в поисках ниши

Специалисты Омского аэрокосмического объединения «Полет» планируют наладить серийное производство экранопланов — нового вида скоростного многоцелевого транспорта. Омские конструкторы торопятся занять эту нишу, боясь, что их инициативу перехватят китайские промышленники, которые также заинтересовались производством перспективного транспортного средства.

Экраноплан — летательный аппарат, для полета которого используется эффект повышенной подъемной силы вблизи поверхности земли или воды (экрана). На вооружении советского ВМФ стояли экранопланы-ракетоносцы «Лунь». В 90-е годы производство и разработка экранопланов были свернуты.

Сегодня разработкой производства экранопланов активно занимаются США, Германия, Австралия и Китай. В России это производство также возобновилось: Нижегородский судостроительный завод «Волга» изготовил 10 машин по заказу тайваньского бизнесмена, еще один аппарат строится сейчас в подмосковном Жуковском для властей Чукотки.

Для организации производства перспективных машин еще в 2002 году «Полетом» совместно с московским НПК «ТРЭК» было создано ЗАО «Старт-ТРЭК», которое возглавил заместитель главного инженера «Полета» Лев Чирков.

На прошлой неделе Чирков и представители Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области обсуждали начало серийного производства экранопланов. По оценкам авиастроителей, Сибирь с ее малой плотностью населения и удаленными друг от друга поселками вблизи берегов крупных рек остро нуждается в скоростных и экономичных «надводных самолетах».

Предполагается, что 14-местный аппарат, оснащенный двумя двигателями BMW, сможет двигаться на высотах 0,2-3 метра при дальности 1500 км. Аналогичный 7-местный экраноплан уже был испытан сотрудниками Верхне-Ленского речного пароходства на озере Байкал.

Уступая самолетам типа Ан-2 в скорости (крейсерская скорость ЭК-12 — 160 км/ч), экраноплан имеет стоимость перевозки пассажиров и грузов вчетверо ниже. При этом они не требуют оборудования взлетно-посадочных полос. По расчетам специалистов «Старт-ТРЭКа», стоимость билета на экраноплан составит примерно $10. Омские авиастроители надеются, что, кроме транспортных компаний, экранопланами заинтересуются и туристические фирмы.

Как рассказал «КС» Лев Чирков, производственные мощности для создания экранопланов уже прошли сертификацию в инспекции Обь-Иртышского речного пароходства. По его словам, то, что экранопланы как низколетающие аппараты сертифицируются по стандартам российского речного, а не авиационного регистра, существенно снижает время производства и стоимость техники. В результате цена омского экраноплана не должна превысить $450 тыс. «За эти деньги мы передадим заказчику аппарат не позднее, чем через восемь месяцев после оформления заявки», — заявил господин Чирков.

Проблема в том, что такого заказчика у «Старт-ТРЭКа» нет. Как рассказал «КС» гендиректор предприятия, проведены предварительные переговоры о поставках экранопланов с представителями погранвойск и МЧС России, администрации Архангельской области и судовой компании «Беломорье». Все они были удовлетворены техническими характеристиками и ценой машины, но в качестве условия заключения контракта потребовали осмотра опытного образца.

«Мы нашли совершенно свободную и перспективную производственную нишу, но пока не можем прорвать заколдованный круг: для производства машины нужен стартовый капитал, а денег нам не дают по причине отсутствия готового экраноплана», — посетовал Чирков. Он рассказал, что готовность «хоть завтра» выложить искомые $450 тыс. пока выразили только представители некой китайской фирмы. Но омичи опасаются, что китайцы скопируют их экраноплан (рынок экранопланов только в КНР оценивается не менее чем в 1 тыс. машин).

«Полетовцы» надеются, что ситуация изменится в июне, когда пройдет выставка вооружений и техники двойного назначения «ВТТВ-Омск-2005». В рамках этой выставки при содействии омских властей планируется презентация проекта. «Гвоздем» этого мероприятия может стать демонстрация экраноплана, изготовленного для чукотского губернатора Романа Абрамовича.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ