Banana-mama столкнулась с сибирской спецификой

В середине 2005 года московская сеть детских гипермаркетов Banana-mama, только вышедшая тогда на сибирский рынок, заявила о намерении в течение полугода открыть в регионе не менее шести-семи магазинов. Тем не менее до сих пор в Сибири работают всего два гипермаркета компании. Представители Banana-mama не называют конкретных причин данной ситуации. Однако у экспертов местного рынка есть своя точка зрения на проблемы компании в Сибири.

Первый гипермаркет Banana-mama babies & kids stores (владелец — ИК «Basis«) открылся в 2004 году в Москве. Сегодня в сеть входит 29 магазинов в 20 российских городах. Ассортимент каждого гипермаркета (средняя площадь — 2,5 тыс. кв. м) составляет более 50 тысяч наименований товаров. Средний чек — около 1 тысячи рублей. Во всех регионах своего присутствия компания развивает магазины самостоятельно. Оборот Banana-mama в 2005 году составил порядка $150 млн.

Открытие магазина »Банана-мама« в Красноярске. Фото «Банана-мама»

Выход в Сибирский регион Banana-mama начала летом 2005 года — гипермаркет компании открылся в Красноярске. Вскоре Banana-mama открыла еще один магазин в Барнауле. И, как заявили тогда «КС» в компании, «до конца 2005 года мы планируем открыть в регионе еще как минимум четыре магазина — в Омске, Новосибирске, Кемерове и второй в Красноярске». «Сибирский рынок для нас очень привлекателен. С одной стороны, он уже полностью подготовлен к цивилизованным формам работы и при этом его ежегодный прирост — один из самых высоких в России (порядка 15–20%). А с другой, пока здесь практически нет конкуренции; торговля товарами для детей хорошо развита только в Москве и Петербурге», — говорили представители Banana-mama.

Несмотря на столь масштабные планы, сегодня в Сибирском регионе до сих пор работают только два магазина Banana-mama, открытые еще более полугода назад. Появление третьего магазина — в Новосибирске — планируется в мае текущего года. По словам PR-менеджера компании Banana-mama Олега Постнова, гипермаркет расположится на площадях ТЦ «Москва». Его площадь составит около 2800 кв. м. Общие вложения — около $1 млн, а срок окупаемости — 1,5–2 года. «Что же касается переноса сроков открытия гипермаркета в Новосибирске (здесь Banana-mama должна была появиться еще осенью 2005 года), то это связано с поиском подходящего помещения под магазин», — прокомментировал Олег Постнов. Тем не менее назвать причины «невыхода» компании в другие заявленные ранее сибирские города господин Постнов затруднился. «Могу только сказать, что на ближайшее время у нас не запланировано открытие новых магазинов в Сибири (хотя мы продолжаем изучать этот регион). На данный момент компания сконцентрировалась на освоении Восточного Урала».

По мнению участников сибирского розничного рынка детских товаров, основной причиной замедленных темпов развития компании в Сибири является недооценка местного рынка. «Сибирь сейчас в отношении развития «детского« рынка, который будет ежегодно расти еще не менее пяти лет, лакомый кусочек для многих, — говорит один из участников рынка на условиях анонимности. — Но, на мой взгляд, планы Banana-mama изначально были нереальными. Конечно, по финансовым возможностям московская компания, могла бы открыть запланированное количество магазинов. Но вопрос в том, насколько они были бы востребованными. Мне кажется, что средний чек покупки в этих гипермаркетах слишком высок для многих жителей региона. К тому же сейчас здесь активно развиваются проекты местных операторов».

Однако второй вице-президент исследовательской компании «Мамонов» Екатерина Мамонова с этим не согласна. «На мой взгляд, главная проблема Banana-mama не в каких-то принципиальных недостатках в ее работе (что подтверждается активным развитием сети в европейской части России) или в недооценке сибирского рынка, — уверена Екатерина Мамонова. — Проблема заключается, так сказать, в «специфике» региона, которая проявляется в нехватке подходящих торговых центров и, что важнее, в срыве сроков их сдачи. Например, открытие новосибирского ТК «Москва« (где запланировано открытие Banana-mama) затянулось почти на полгода. Я уверена, что такая ситуация наблюдается и в других городах региона. Понятно, что перенос сроков открытия ТЦ ведет арендаторов (в данном случае Banana-mama) к незапланированным убыткам. И в такой ситуации компании приходится по ходу менять свои планы и активно работать в тех регионах, где ее договоренности с девелоперами выполняются».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ