В середине 2005 года московская сеть детских гипермаркетов Banana-mama, только вышедшая тогда на сибирский рынок, заявила о намерении в течение полугода открыть в регионе не менее шести-семи магазинов. Тем не менее до сих пор в Сибири работают всего два гипермаркета компании. Представители Banana-mama не называют конкретных причин данной ситуации. Однако у экспертов местного рынка есть своя точка зрения на проблемы компании в Сибири.
Первый гипермаркет Banana-mama babies & kids stores (владелец ИК «Basis«) открылся в 2004 году в Москве. Сегодня в сеть входит 29 магазинов в 20 российских городах. Ассортимент каждого гипермаркета (средняя площадь 2,5 тыс. кв. м) составляет более 50 тысяч наименований товаров. Средний чек около 1 тысячи рублей. Во всех регионах своего присутствия компания развивает магазины самостоятельно. Оборот Banana-mama в 2005 году составил порядка $150 млн.
Выход в Сибирский регион Banana-mama начала летом 2005 года гипермаркет компании открылся в Красноярске. Вскоре Banana-mama открыла еще один магазин в Барнауле. И, как заявили тогда «КС» в компании, «до конца 2005 года мы планируем открыть в регионе еще как минимум четыре магазина в Омске, Новосибирске, Кемерове и второй в Красноярске». «Сибирский рынок для нас очень привлекателен. С одной стороны, он уже полностью подготовлен к цивилизованным формам работы и при этом его ежегодный прирост один из самых высоких в России (порядка 1520%). А с другой, пока здесь практически нет конкуренции; торговля товарами для детей хорошо развита только в Москве и Петербурге», говорили представители Banana-mama.
Несмотря на столь масштабные планы, сегодня в Сибирском регионе до сих пор работают только два магазина Banana-mama, открытые еще более полугода назад. Появление третьего магазина в Новосибирске планируется в мае текущего года. По словам PR-менеджера компании Banana-mama Олега Постнова, гипермаркет расположится на площадях ТЦ «Москва». Его площадь составит около 2800 кв. м. Общие вложения около $1 млн, а срок окупаемости 1,52 года. «Что же касается переноса сроков открытия гипермаркета в Новосибирске (здесь Banana-mama должна была появиться еще осенью 2005 года), то это связано с поиском подходящего помещения под магазин», прокомментировал Олег Постнов. Тем не менее назвать причины «невыхода» компании в другие заявленные ранее сибирские города господин Постнов затруднился. «Могу только сказать, что на ближайшее время у нас не запланировано открытие новых магазинов в Сибири (хотя мы продолжаем изучать этот регион). На данный момент компания сконцентрировалась на освоении Восточного Урала».
По мнению участников сибирского розничного рынка детских товаров, основной причиной замедленных темпов развития компании в Сибири является недооценка местного рынка. «Сибирь сейчас в отношении развития «детского« рынка, который будет ежегодно расти еще не менее пяти лет, лакомый кусочек для многих, говорит один из участников рынка на условиях анонимности. Но, на мой взгляд, планы Banana-mama изначально были нереальными. Конечно, по финансовым возможностям московская компания, могла бы открыть запланированное количество магазинов. Но вопрос в том, насколько они были бы востребованными. Мне кажется, что средний чек покупки в этих гипермаркетах слишком высок для многих жителей региона. К тому же сейчас здесь активно развиваются проекты местных операторов».
Однако второй вице-президент исследовательской компании «Мамонов» Екатерина Мамонова с этим не согласна. «На мой взгляд, главная проблема Banana-mama не в каких-то принципиальных недостатках в ее работе (что подтверждается активным развитием сети в европейской части России) или в недооценке сибирского рынка, уверена Екатерина Мамонова. Проблема заключается, так сказать, в «специфике» региона, которая проявляется в нехватке подходящих торговых центров и, что важнее, в срыве сроков их сдачи. Например, открытие новосибирского ТК «Москва« (где запланировано открытие Banana-mama) затянулось почти на полгода. Я уверена, что такая ситуация наблюдается и в других городах региона. Понятно, что перенос сроков открытия ТЦ ведет арендаторов (в данном случае Banana-mama) к незапланированным убыткам. И в такой ситуации компании приходится по ходу менять свои планы и активно работать в тех регионах, где ее договоренности с девелоперами выполняются».