M&A через посредников

По оценкам экспертов, в настоящее время только 5% сделок купли-продажи малого и среднего «готового бизнеса» в Сибири совершается при помощи специализированных компаний — бизнес-брокеров. В большинстве случаях собственники предпочитают работать самостоятельно. Поэтому появление на рынке новых игроков, таких как открывшийся в Новосибирске филиал компании «Банк готового бизнеса», воспринимается достаточно прохладно.

«Банк готового бизнеса» — финансово-юридическая компания, специализирующаяся на оказании услуг на рынке покупок и продаж действующих бизнесов.

Свое решение о выходе в регион «Банк готового бизнеса» (BRMB) объясняет тем, что рынок покупки-продажи бизнеса в Сибири прошел этап становления и для дальнейшего развития ему необходимы профессиональные участники. Кроме того, считает учредитель BRMB Евгений Бурмакин, в московском регионе все реже встречаются привлекательные для инвестирования объекты, и многие инвесторы обращают внимание на перспективный бизнес за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. «Банк готового бизнеса-Сибирь« — это первая в округе компания, имеющая широкие возможности выставлять свои объекты на московском рынке, что значительно увеличивает шансы на продажу, — уверен господин Бурмакин. — Основные механизмы продажи бизнеса нами отлажены на столичном рынке, и теперь мы будем проецировать их на Сибирский регион».

Более подробно о том, за счет чего компания намерена конкурировать с уже действующими на рынке игроками и какую долю сегмента купли-продажи готового бизнеса намерена занять в округе, собеседник «КС» говорить отказался. По его словам, «информация о сделках M&A, не является публичной, поэтому объемы рынка оценивать достаточно тяжело, а стоимость предоставляемых услуг в каждом конкретном случае обсуждается с продавцом бизнеса индивидуально».

Представители сибирского бизнеса отреагировали на появление в регионе нового бизнес-брокера достаточно прохладно. По мнению председателя совета директоров компании «Инмарко» Дмитрия Докина, предложение таких брокеров может быть интересно только очень небольшим компаниям со стоимостью бизнеса в районе $100 тыс. Владельцы или частные лица, желающие их приобрести, знают об оформлении сделок купли-продажи готового бизнеса очень мало и им нужна финансово-юридическая помощь. «Не знаю, какие компании «Банк готового бизнеса« относит к средним, но, по-моему, выставлять на продажу через посредников более крупные объекты, оцениваемые в сотни тысяч, — все равно, что продавать дорогую машину на птичьем рынке. На средних предприятиях есть свои специалисты, которые могут провести сделки более грамотно и с ориентацией на потребности и специфику своей компании», — говорит Докин. Первый заместитель председателя совета директоров группы компаний «Сибирского аграрного холдинга» (САХО) Андрей Бакин, напротив, отмечает, что было бы интересно понаблюдать за работой бизнес-брокера. «До сих пор мы приобретали предприятия, опираясь только на собственные наработки. Но у нас есть проверенные стандарты, которым в нашем понимании должен соответствовать бизнес, готовый к эффективной работе в составе крупного холдинга. Неизвестно, насколько подходы стороннего брокера совпадают с нашим видением», — говорит Бакин.

По мнению экспертов ИК «ФИНАМ», BRMB вряд ли сможет занять существенную долю на сибирском рынке, так как брэнд компании в регионе практически неизвестен. При этом работать по всему СФО просто невозможно — рынок готового бизнеса локален, консультант должен иметь возможность организовать показ объекта, переговоры и так далее, что ограничивает его рамками одного города или субъекта РФ. Кроме того, продавать малый бизнес в регионе достаточно сложно, так как собственники предпочитают работать самостоятельно и бизнес-брокерам достаются не самые эффективные компании. «Типичный пример: прекратил работу представитель КГ «Магазин готового бизнеса» в Омске. Крупнейшая российская бизнес-брокерская компания просто не смогла сформировать достаточную базу привлекательных предложений о продаже, — констатирует руководитель проектов дирекции M&A инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Сергей Харченко. — Кроме того, собственники все больше ориентируются на стратегию консолидации, предпочитая продавать непрофильные активы. Вряд ли сибирский филиал «Банка готового бизнеса« сможет продавать больше 10–15 компаний в год».

В то же время эксперты отмечают, что сегмент продажи готового бизнеса достаточно интересен, так как риск покупки бизнеса в России делает услуги посредников, которые являются своеобразным информационным буфером и гарантом чистоты сделки, востребованными. Правда, пока через специализированные компании совершается менее 5% сделок с малыми и средними предприятиями и в Сибири этот сегмент практически не конкурентен — во всем округе бизнес-брокерских компаний меньше, чем в одной Москве или Санкт-Петербурге.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ