Бизнес начинается с идеи

Менеджерское решение является ключевым инструментом для достижения желаемого результата и задает курс движения бизнеса. Успешные решения крупных федеральных компаний, как правило, имеют широкую известность: о них сообщают в СМИ, их обсуждают конкуренты, на их примерах учатся. Удачные идеи региональных компаний не всегда становятся примером для других, хотя региональный бизнес имеет огромный потенциал роста.

Избранные по перспективам

Рэнкинг менеджерских решений представляет собой перечень решений, анонсируемых в этом году, по средней оценке экспертов. Оценка выставлялась по пятибалльной шкале по двум критериям: влияние решения на всю отрасль в рамках Сибири и влияние решения на рыночное положение компании в долгосрочной перспективе. В качестве экспертов выступали представители консалтинговых и инвестиционных компаний.

В лидеры и по первому и второму критериям попали три решения. Это покупка группой компанией «Титан« предприятия «Омск-Полимер» и увеличение ею же доли акций в «Омском каучуке» с 0,69% до 90,87%, создание региональной авиакомпании в Новосибирской области и покупка Братского ферросплавного завода. По мнению руководителя инвестиционно-аналитического управления «АЛОР ИНВЕСТ» Руслана Самарина, «в данный момент нефтехимическая отрасль в России недооценена, и такая консолидация активов, как интеграция производственных площадок компаний «Омск-Полимер» и «Омский каучук» ГК «Титан«, — очевидное тому подтверждение. На наш взгляд, вложив средства в развитие «Омск-Полимера», ГК «Титан» займет свою нишу в российской химической промышленности за счет вложений в производство этилбензолстирола. Достижение мощности 225 тыс. тонн в год позволит снизить стоимость сырья для «Омского каучука», что положительно скажется на стоимости продукции и повышении конкурентоспособности предприятий. Также хотелось бы отметить приход нового генерального директора — одного из топ-менеджеров «Титана» Андрея Кисьянцева. Все это приведет к повышению эффективности, а в дальнейшем — к увеличению капитализации компании. Что касается «Омского каучука», то мы считаем, что ГК «Титан» восстановит платежеспособность предприятия, которое находится под внешним управлением, до 2009 года. Рыночная стоимость акций «Омского каучука» выросла почти на 35% за шесть месяцев. Известно, что «Титан» планирует выпустить облигации на $100 млн и в 2008 году разместить в ходе IPO порядка 10% своих акций. Также необходимо отметить, что в результате покупки «Титаном« компании »Омск-Полимер« произойдет снижение издержек на производство продукции за счет снижения стоимости сырья. В целом это событие положительно отразится на отрасли и на компании в частности». Аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Михаил Сайно уточняет: «Компания не просто приобрела пакет акций другого предприятия. Теперь ГК «Титан» получила возможность увеличить производство на дочернем предприятии «Омский каучук», что выгодно при условии высоких цен на каучук, включении показателей объединенной компании (ОК) в свою консолидированную отчетность, более эффективной и прозрачной формы управления «Омским каучуком» (в качестве мажоритарного акционера, а не главного кредитора. 14 декабря ГК направила акционерам ОК добровольное предложение о выкупе их акций). Теперь пакет ГК в ОК может еще увеличиться. Если пакет возрастет до 95%, ГК получит право принудительного выкупа акций миноритариев, что позволит ГК консолидировать 100% акций предприятия. В итоге ГК «Титан« сможет улучшить свою консолидированную отчетность по МСФО, что позволит компании выпускать облигации на выгодных условиях и даже выйти на IPO».

Что касается создания региональной авиакомпании на базе аэропорта Толмачево в Новосибирске, то это решение также нашло позитивный отклик у экспертов. Так, по словам директора компании «САЙБИКОН» (Новосибирск) Владислава Шелепова, «существует очевидная рыночная ниша в сфере транспортных услуг между крупнейшими железнодорожными или автомобильными перевозками и услугами авиации. Уже сегодня можно ожидать вполне интересный с позиций организации бизнеса спрос на деловые перелеты между крупными городами СФО — Новосибирском, Омском, Томском, Кемеровым, Красноярском, Барнаулом, в перспективе — и особыми зонами «Сибирская Монета» и «Бирюзовая Катунь«. Сегодня эту потребность приходится удовлетворять использованием личного автотранспорта, поэтому предложение авиаперелетов при цене до 4–5 тыс. руб. будет очень конкурентоспособным. Следовательно, заинтересованность в организации такого бизнеса вполне оправданна. С позиции Толмачево интерес заключается, во-первых, в получении статуса аэропорта базирования для создаваемой компании, во-вторых, в увеличении пассажиропотока, в том числе и за счет регионального трафика на дальние маршруты, осуществляемые из Толмачево. При этом увеличение трафика получат и аэропорты остальных крупных городов».

Стоит отметить, что в Сибири был подобный пример сотрудничества аэропорта и авиакомпании: аэропорт Емельяново в Красноярске долгое время входил в структуру авиакомпании «КрасЭйр». При едином управлении слаженная работа базовой авиакомпании и аэропорта дает очевидные удобства в расписании, есть единая стратегия, общие неделимые финансы и материальная база. Но пассажиров это не всегда устраивает при перелетах в Москву и другие дальние города. Разделение авиакомпании и аэропорта дает свои плюсы: позволяет делать самостоятельные вложения частным инвесторам и дает возможность аэропорту разрешать посадку самолетам сторонних авиакомпаний. Это, безусловно, приводит к росту пассажиропотока. Но в нашем случае речь идет о междугородной авиации в Сибири. Как правило, крупные авиакомпании не летают из Новосибирска в Бийск, Барнаул, Кемерово, Томск, Омск. Для этого и планируется создание региональной авиакомпании. Генеральный директор компании «Партнер Бизнес Консалтинг» (Красноярск) Юрий Порохнявый так комментирует это решение: «Несомненно, развитие малой междугородной авиации — перспективное направление. Повышение уровня жизни граждан и развития региональной экономики непосредственно влияет на рост пассажиропотока, в том числе и на региональных маршрутах. С нашей точки зрения, подкрепляемой опытом участия в проекте создания и развития международного терминала на базе аэропорта Емельяново, более перспективной выглядит так называемая «радиальная схема«, когда местная авиация служит для сбора пассажиров из малых городов в центральном пункте, а затем пассажиры, не покидая аэропорта, имеют возможность отправиться по средним и дальним маршрутам.

Такая схема позволяет повысить загрузку самолетов, оптимизировать расходы перевозчиков, тем самым повысить их эффективность и предложить более привлекательные тарифы. Вопрос тарифов в Новосибирской области более важен по причине более развитой сети автомобильных дорог, чем, к примеру, в Красноярском крае. Стоит также принять во внимание, что авиакомпанию планируется оснастить судами, собираемыми Новосибирским авиапромышленным объединением. Безусловно, этот проект даст положительный импульс развитию экономики Новосибирской области».

Решение «Мечела» о приобретении Братского ферросплавного завода объясняется тем, что ферросплавный рынок являлся раздробленным и непрозрачным в 1990-х годах, а в последнее время он начал структурироваться. При этом «Мечел» в большей степени нуждался в собственном производстве ферросплавов, чем, например, группа «Евраз», которая получает с Качканарского ГОКа природнолегированную руду. К тому же данная продукция востребована, а игроков немного, следовательно, имеется шанс войти в число первых. Аналитик ГК «АЛОР» Анна Люканова полагает, что «с помощью Братского ферросплавного завода компания рассчитывает увеличить производство спецсталей. Как заявили в компании, сделка позволит повысить конкурентоспособность за счет выхода на новые рынки. Эффект от этих активов проявится позже, когда ферросплавы начнут использоваться в производстве спецсталей, доля выручки от которых в будущем возрастет. Данное решение позитивно отразится на металлургической отрасли Кемеровской области, поскольку «Мечел« является одной из ведущих российских компаний в горнодобывающей и металлургической отраслях и объединяет производителей угля, железорудного концентрата, никеля, стали, проката и продукции высоких переделов. В Кемеровской области будет развиваться одно из приоритетных направлений по ферросплавам. Для самого Братского завода приход нового акционера скорее всего повлечет смену направления производственной деятельности».

Что для Сибири хорошо…

Каждое решение, которое принимает компания, можно рассмотреть с двух сторон: влияние на отрасль в целом и влияние на развитие самой компании. Первый критерий представляется наиболее значимым для экономики Сибири. Как показал опрос, не всегда решение, которое получило высокую экспертную оценку по влиянию на развитие компании в долгосрочной перспективе, заслуживает такого же внимания относительно влияния на всю отрасль в целом и наоборот. В нашем рейтинге это, к примеру, решение о передаче государству объектов туристического парка развлечений «Бирюзовая Катунь» компанией «Алтайизвесть». Для бывшего собственника данное решение не сыграет большой роли относительно развития в долгосрочной перспективе. А для экономики региона — напротив. По словам Владислава Шелепова, «сама по себе передача объекта по стоимости понесенных затрат вряд ли даст существенный результат для «Алтайизвести». Гораздо более важным фактором может стать назначение бывшего руководителя «Алтайизвесть» руководителем управления агентства по особой экономической зоне — весьма вероятно, что предприятие сможет применять накопленный опыт уже в масштабах всей особой экономической зоны. Решение же о передаче «Бирюзовой Катуни« было по сути неизбежным, поскольку именно на ее основе была подана заявка на получение статуса ОЭЗ. Конечно, наличие такой реальной основы для дальнейшего развития зоны является важным фактором для туристической отрасли республики. В случае успеха и реализации заявленных планов это перевернет не только туристическую отрасль, но и всю экономику Республики Алтай в целом».

Обратная ситуация, когда решение больше ориентировано на развитие компании — пример с созданием сети автозаправочных станций «АЛПИ-ойл»: экспертная оценка по данному критерию превысила оценку относительно влияния на отрасли в целом. По словам Руслана Самарина, «в качестве сопутствующего бизнеса это удачный проект, который позволит привлечь клиентов как в гипермаркеты, так и на АЗС. Сегодня рынок АЗС в Красноярском крае перенасыщен. На 1 тыс. жителей края приходится в два раза больше АЗС, чем в Москве. «АЛПИ» выиграет на перераспределении клиентов АЗС, что в свою очередь приведет к повышению уровня конкуренции. У «АЛПИ« появится еще один способ стимулирования своих клиентов — предоставление им скидок и бонусов».

Куда стекаются деньги

В целом анализ менеджерских решений, принятых в 2007 году, показал, что наиболее капиталоемкие и значимые принимались в металлургической, химической, пищевой и туристической отраслях. На них приходится порядка 80% известной стоимости всех решений.

Что касается структуры менеджерских решений по видам, то наибольшую долю по известной стоимости заняли инвестиции в модернизацию, расширение и реконструкцию производственных мощностей — 55%. Из 25 решений, участвующих в нашем рейтинге, девять относятся именно к этой сфере. Самыми яркими стали покупка Братского ферросплавного завода компанией «Мечел«, покупка «Омск-Полимера» и «Омского каучука» ГК «Титан», увеличение пакета акций в Красноярском заводе синтетического каучука с 14,6% до 95% «СИБУР Холдингом«, создание сети автозаправочных станций «АЛПИ-ойл». Второй по стоимости пласт решений относится к слияниям и поглощениям. В этой сфере принято девять решений. Самые значимые из них: приобретение 90% акций Новокузнецкого ликероводочного завода ФГУП «Росспиртпром» и ХК «Сибирский Деловой Союз», покупка 100% акций ОАО «Птицефабрика имени 50-летия СССР» руководителем «Новосибирскнефтепродукта ВНК» Андреем Шимкивом, слияние «РегионМарта» с «Сибирской копеечкой».

Следующий фронт решений — это соглашения и альянсы. Здесь было принято пять решений, но два из них получили наивысшие оценки в рейтинге. Это передача «Алтайизвестью» государству объектов туристического парка развлечений «Бирюзовая Катунь» и создание региональной авиакомпании на базе аэропорта Толмачево. Также сюда вошли создание новой структуры, которая «будет работать по всей Западной Сибири в формате «гипермаркет» под маркой «Поляна», компанией «РегионМарт», получение эксклюзивного права представлять весь спектр продукции Bacardi-Martini компанией «ФормулаХолдинг«.

Исходя из складывающейся структуры решений по видам можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день сибирские топ-менеджеры развивают свой бизнес в основном в направлениях инвестирования в модернизацию, слияний и поглощений, создания альянсов.

Замыслы, способные улучшить рыночное положение компании в долгосрочной перспективе

Решение Стоимость, млн руб. Компания Регион Предполагаемый
эффект
Отрасль
1 Покупка «Омск-Полимер» 1000 ГК «Титан« Омская область Интеграция производственных площадок компаний «Омск-Полимер» и «Омский каучук» Химическая
2 Создание региональной авиакомпании 375 Аэропорт
Толмачево
Новоси-
бирская
область
Увеличение пассажиропотока аэропорта Толмачево на 15% Транспорт
3 Создание новой структуры, которая «будет работать по всей Западной Сибири вформате «гипермаркет» под маркой «Поляна» >н/д «РегионМарт» Кемеров-
ская
область
Строительство в течение трех лет 20 «Полян» по всем регионам Западной Сибири и выход на уровень годового торгового оборота $250–300 млн Торговля
4 Приобретение 90% акций Новокузнецкого ликероводочного завода н/д ФГУП
«Росспиртпром»
и ХК
«Сибирский
Деловой Союз»
Кемеров-
ская
область
Контроль кузбасского рынка алкоголя Пищевая
5 Покупка Братского ферросплавного завода н/д «Мечел» Иркутская область Увеличение производства спецсталей Металлур-
гическая
6 Приобретение пакета акций «Омский каучук», увеличение доли с 0,69% до 90,87% 1134 Группа
компаний
«Титан»
Омская область Восстановление платежеспособности предприятия «Омский каучук», который находится под внешним управлением, до 2009 года Химическая
7 Слияние с «Сибирской копеечкой». Открытие 30 магазинов в Томской области под брэндом «Поляна» н/д «РегионМарт» Кемеров-
ская
область
Увеличение выручки за счет появления новых магазинов Торговля
8 Передача государству объектов туристического парка развлечений «Бирюзовая Катунь» 200 «Алтайизвесть» Алтайский край Развитие ОЭЗ туристско-рекреационного типа Туризм
9 Покупка 90% «Туристическая компания ТУРЭНЕРГОСЕРВИС« (TES) н/д S7 Tour Новоси-
бирская
область
Увеличение объемов реализации турпакетов в Египет и Турцию Туризм
10 Получение эксклюзивного права представлять весь спектр продукции н/д »Формула-
Холдинг«
Красно-
ярский
край
Увеличение территориального охвата. Быть поставщиком только Bacardi-Martini Пищевая
11 Увеличение уставного капитала с 310 млн руб. 540 до 850 млн руб. путем допэмиссии Банк
«Сибирь»
Омская область Выход на позиции крупного регионального банка Финансы
12 Увеличение пакета акций в Красноярском заводе синтетического каучука с 14,6% до 95% 200 «СИБУР
Холдинг»
Красно-
ярский
край
Консолидация профильных активов Химическая
13 Создание предприятия «Усинское энергоуправление» для приобретения сетевых энергетических активов (150 тыс. карт) н/д «Южный
Кузбасс«
Кемеров-
ская
область
Развитие сетевого бизнеса Энергетика
14 Выход на рынок Урала н/д «АльянсРегион-
Лизинг»
Новоси-
бирская
область
Увеличение портфеля в 2007 году Финансы
15 Покупка 100% акций предприятия «Сибзавод Центр» 483 «Трастинвест» Омская область Перенести предприятие в промышленную зону, а на месте завода построить жилые дома Недвижимость
16 Покупка 100% акций ОАО «Птицефабрика имени 50-летия СССР« 362,5 »Новосибирск-
нефтепродукт«
ВНК
Новоси-
бирская
область
Контроль около 80% новосибирского рынка Пищевая
17 Покупка официального дилера Renault в Новосибирске — компании 50 «СЛК-Моторс» Новоси-
бирская
область
Расширение бизнеса Транспорт
18 Переход к работе системного интегратора. Это подготовка решений для проектов крупного и среднего бизнеса: монтаж электронной почты, защита сети от атак и вирусов, охранно-пожарная сигнализация, видеонаблюдение и прочее 37,5 «Кузбасский
Компьютерный
Центр»
Кемеров-
ская
область
Путем инвестиций и за счет системной интеграции закрепление за собой порядка 30% кузбасского ИТ-ритейл
19 Намерение выйти на IPO не позднее 2011 года н/д «Профиль Ре» Новоси-
бирская
область
Увеличение рыночной доли компании до 10% в России и рост собственного капитала со 125 млн руб. до 1,5 млрд руб. В результате IPO «Профиль Ре« планирует получить $150 млн Страхование
20 Покупка 75% акций 1400 »Сибакадем-
строй«
Новоси-
бирская
область
Пополнение оборотных средств Пищевая
21 Создание сети автозаправочных станций — «АЛПИ-ойл» 100 «АЛПИ» Красно-
ярский
край
Привлечение новых клиентов и повышение уровня обслуживания гипермаркетов Реализация
нефте-
продуктов
22 Покупка компании «Соцсфера» с объектами туристического типа 119 «РЭМ групп« Томская область Развитие туристического бизнеса Туризм
23 Вывод на международный рынок продукта собственной разработки PEGAS, создавшего в России отдельный сегмент рынка — розничную продажу пенящихся напитков из кег в розничных торговых точках 5 «Новосибирск-
продмаш»
Новоси-
бирская
область
Обеспечение доли экспорта продукции на уровне не менее 7% от общего объема продаж. Повышение узнаваемости ТМ PEGAS на целевых зарубежных рынках. Укрепление и расширение влияния брэнда PEGAS на внутреннем рынке Промыш-
ленное
машино-
строение
24 Покупка у «Холидея» ТЦ «Алтай» н/д Группа
компаний
LEON
(Москва)
Алтайский край Для LEON — развитие филиальной сети, для «Холидея» — избавление от непрофильных активов Торговля
25 Перерегистрация управляющей компании с Москвы в Новосибирск н/д УК «Мономах» Новоси-
бирская
область
Повысить управляемость бизнеса, то есть де-факто привести в соответствие с де-юре Финансы

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ