Вексельберг хочет в Толмачево?

На этой неделе ГК «Ренова» объявила о создании нового аэропортового холдинга на базе аэропортов Кольцово (Екатеринбург) и Стригино (Нижний Новгород). Одновременно, говорится на сайте «Реновы», прорабатывается возможность участия ГК в управлении и модернизации новосибирского аэропорта Толмачево. Пикантность ситуации заключается в том, что это объявление появилось в момент, когда остается всего несколько недель до аукциона по продаже принадлежащего государству контрольного пакета акций Толмачево. Опрошенные «КС» аналитики считают вполне возможным участие и в этом случае даже победу «Реновы» в предстоящем аукционе. Получить комментарии от руководства Группы компаний «Ренова» «КС» не удалось.

Аэропорт Толмачево — крупнейший аэропортовый комплекс Сибири и Дальнего Востока класса А–1 с пропускной способностью грузового комплекса свыше 50 тыс. тонн груза в год, аэровокзального — 750 пассажиров в час на международных авиалиниях и 1,8 тыс. пассажиров в час на внутренних авиалиниях. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы. Включен в число международных аэропортов — хабов опорной транспортной сети РФ. По итогам 2010 года аэропорт обслужил 2,262 млн пассажиров (+25,3% к 2009 году). Основные акционеры — РФ в лице Росимущества (51%), ООО «Новапорт» — 38%.
Возглавляемая Виктором Вексельбергом ГК «Ренова» объявила о создании нового российского холдинга для управления региональными аэропортами. Помимо уже принадлежащих «Ренове» аэропортов Стригино (Нижний Новгород) и Кольцово (Екатеринбург), ГК планирует принять участие в управлении и модернизации аэропортов Ростова-на-Дону, Самары, Волгограда и Новосибирска.

Взять на себя управление, в частности, новосибирским аэропортом для «Реновы» могло бы быть возможным в случае участия и победы в предстоящем аукционе по продаже контрольного пакета акций Толмачево, принадлежащего государству в лице Росимущества. До сих пор наиболее вероятным претендентом на госпакет Толмачево считался владелец компании «Новапорт» (контролирует 38% ОАО «Аэропорт Толмачево») Роман Троценко.

Открытый аукцион по продаже 51% уставного капитала ОАО «Аэропорт Толмачево» (доля принадлежит Росимуществу) назначен на 3 марта. Начальная цена предложения — 1,1 млрд рублей, шаг аукциона — 10 млн рублей. Весь аэропорт оценен в 2,16 млрд рублей. (Однако очевидно, что привлекательность этого актива значительно возросла после введения в строй летом 2010 года второй взлетно-посадочной полосы, и в перспективе мощность и привлекательность аэропорта будут только нарастать.) Срок подачи заявок на участие в аукционе заканчивается 24 февраля.

Руководство «Реновы» и «Новапорта» на момент подготовки материала в «КС» было недоступно для комментариев.

Глава пресс-службы Толмачево Светлана Смирнова отказалась комментировать предстоящий аукцион. «Аэропорт не субъект, а объект. Мы просто наблюдаем за тем, что будет». По ее словам, «Ренова» не уведомляла руководство аэропорта о своем желании участвовать в покупке госпакета.

Полпреда президента в СФО, экс-губернатора Новосибирской области Виктора Толоконского обрадовала новость о возможном приходе в Толмачево ГК «Ренова»: «Я еще не обсуждал эту проблему ни с Минтрансом, ни с Толмачево, не обращался ко мне и господин Вексельберг. Но совершенно очевидно, что эта информация позитивна. Было бы странным и даже настораживающим, если бы к пакету Толмачево не возникло интереса со стороны больших бизнес-структур».

«Перед государством стоит приоритетная задача получить хорошие деньги за пакет Толмачево. Но не менее важно, чтобы этот приватизационный процесс не тормозил развитие инфраструктуры и материальной базы аэропорта, чтобы не возникала ситуация, когда инвестору придется быстро окупать вложения. Важно, чтобы для него вложения в пакет означали старт нового большого проекта. Толмачево должен стать полноценным транзитным хабом, соединяющим Азию с Европой и Америкой. Для меня очевидно, что уже через несколько лет пассажиропоток достигнет 5 млн человек», — заявил «КС» господин Толоконский.

По мнению аналитика ИК «ФИНАМ» Анатолия Вакуленко, аэропорт Толмачево благодаря вложенным инвестициям и своему выгодному расположению является прибыльным бизнесом с неплохим потенциалом роста. «С учетом того, что «Новапорт» уже реализует схожую с «Реновой» стратегию развития сети аэропортов и, помимо Толмачево, владеет долями еще в нескольких аэропортах, борьба на аукционе может развернуться нешуточная, ведь речь идет о получении контрольного пакета, — говорит эксперт. — Маловероятно, что «Новапорт», вложивший серьезные средства в этот профильный для себя актив, пойдет на продажу своей доли. Да и особой необходимости для «Ренова» в случае, если она получит контрольный пакет, в этом не будет». В то же время глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев сомневается в будущем соседстве в Толмачево «Реновы» и «Новапорта». В аукционе он прочит победу «Ренове» (если она будет участвовать в нем): «Как двум структурам ужиться в одном аэропорту, не совсем понятно. Но понятно другое: если у «Реновы» велик интерес к тому, чтобы создать аэропортовую империю, для нее логично было бы купить «Новапорт». Тем более что разговоры о том, что Роман Троценко хочет продать «Новапорт», на рынке ходят. В этом случае вхождение «Реновы» в Новосибирск было бы разумным и оправданным. Если же все-таки бизнес-структуры не договорятся перед аукционом, то выиграет государство, получив и хорошую цену за пакет, и двойные финансовые вложения в развитие аэропорта».

Несмотря на то что интерес бизнеса к объектам аэропортовой инфраструктуры возвращается после кризиса, эксперты не ожидают заметного расширения числа участников аукциона. «Все дело в том, что в этом аэропорту уже есть крупный акционер. Далеко не все компании готовы входить в такого рода проект, не имея согласованной позиции с «Новапортом». Никому не хочется конфликтной ситуации в аэропорту», — подчеркивает Олег Пантелеев.

ГК «Ренова» — российская частная бизнес-группа, владеющая и управляющая активами в металлургической, нефтяной, горнодобывающей, химической, строительной отраслях, энергетике, телекоммуникациях, высокотехнологическом машиностроении, ЖКХ и финансовом секторе в России и за рубежом (СНГ, Швейцария, Италия, Южная Африка и США). Крупнейшими активами ГК «Ренова» являются доли в ТНК-ВР, UC RUSAL, КЭС, а также в швейцарских технологических концернах OC Oerlikon и Sulzer.

«Новапорт» входит в группу компаний AEON Corporation, специализируется на реализации комплексных программ развития аэропортов. Реализует проекты в ОАО «Аэропорт Толмачево», ОАО «Авиапредприятие «Алтай», ООО «Аэропорт Томск», ОАО «Аэропорт Чита», ОАО «Аэропорт Астрахань».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ