Господдержка в помощь

С начала кризиса меры господдержки предприятий малого и среднего бизнеса были заметно усилены. Средства на поддержание МСБ выделялись как из федерального, так и из региональных и местных бюджетов. Формы поддержки также поражают своим разнообразием. Газета «Континент Сибирь» провела заочный круглый стол с представителями региональных администраций, отвечающих за развитие малого бизнеса, которые подвели итоги действия региональных программ поддержки МСБ и обрисовали перспективы на 2011 год.

— По данным результатов исследований Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП), число малых предприятий в России неуклонно падает. В частности, утверждают специалисты НИСИПП, за год число малых предприятий по России сократилось на 5,7%. Чем объясняется такой диссонанс?

Андрей Трубицын, начальник департамента развития предпринимательства реального сектора экономики Томской области:

— Не могу судить о других округах. Возможно, свою роль играет недостаточная информационная поддержка программ господдержки в разных регионах, отсюда и низкая информационная активность, инертность и неосведомленность предпринимателей. У себя в Томской области мы реализовали несколько механизмов, которые сработали на положительную динамику по увеличению количества субъектов МСП. Мы активизировали политику развития предпринимательства на уровне муниципалитетов и поселений, развивали систему «доращивания» малых предприятий до успешных средних и крупных. Итог: в Томской области количество субъектов малого и среднего предпринимательства не сократилось в 2010 году по сравнению с 2008-м. Согласно данным Томскстата, отслеживается положительная динамика по увеличению количества субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2010 году количество микро- и малых предприятий увеличилось до 21 369 при цифре 15 402 в 2008 году. Количество средних предприятий выросло до 163 со 119 (в 2008 году). По суммарному показателю количества субъектов малого и среднего бизнеса на июль 2010 года мы имеем цифру 53 380, а в 2008 году их было 45 839.

Сергей Паршиков, начальник развития малого бизнеса и предпринимательства управления промышленности департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области:

— Действительно, в связи с кризисными явлениями меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства были существенно усилены, в том числе и в Новосибирской области. Это проявилось как в росте объемов финансовых средств, направляемых в сферу малого и среднего предпринимательства, так и в расширении мер поддержки, в том числе финансовой. В соответствии с региональной программой в сферу малого и среднего предпринимательства Новосибирской области было направлено в 2009 году около 733 млн рублей, в 2010 году — около 561 млн рублей областных и федеральных средств. В 2009 году были введены три новых формы финансовой поддержки и смягчены условия ее предоставления, в 2010 году были введены еще две новых формы финансовой поддержки. Кроме этого, в 2009 году был создан региональный фонд поручительств, а в 2010 году — региональный фонд микрофинансирования.

Прежде чем комментировать данные НИСИПП, целесообразно дождаться опубликования данных органов статистики по сплошному обследованию сферы малого и среднего предпринимательства. Например, в Новосибирской области на 1 января 2010 года, по данным статистики, около 53 тыс. малых предприятий вместе с микропредприятиями и около 70 тыс. индивидуальных предпринимателей, а на 1 января 2011 года действовало более 87 тыс. малых предприятий вместе с микропредприятиями и около 72 тыс. индивидуальных предпринимателей. Таким образом, в 2010 году отмечается существенный рост субъектов малого предпринимательства.

Евгений Дешевых, начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры:

— НИСИПП приводит данные Росстата о количестве малых предприятий (без учета микропредприятий) в регионах страны. При этом следует учитывать, что малые предприятия — это только одна из форм субъектов малого и среднего бизнеса. Причем их доля в количестве субъектов малого и среднего предпринимательства в различных регионах может быть достаточно низка, что связано со спецификой экономики региона. Например, в Алтайском крае это только 2,6% от общего количества СМСП. Кроме малых предприятий, на территории края действуют индивидуальные предприниматели, микропредприятия (численностью до 15 человек), средние предприятия. Всего в крае число субъектов малого и среднего предпринимательства составляет 101 819 единиц, в том числе 73 823 — индивидуальных предпринимателей, 27 628 — малых предприятий (из них 24 888 единиц — 90% микропредприятия), 368 — средних предприятий.

Средства бюджетов различных уровней направлялись на оказание господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства всех указанных категорий. Таким образом, исходя из количества только малых предприятий в том или ином субъекте РФ, нельзя делать вывод об эффективности реализуемых мероприятий государственной поддержки.

Но даже с учетом оценки динамики только количества малых предприятий можно говорить о стабилизации ситуации, в том числе благодаря принимаемым мерам государственной поддержки. Так, по данным НИСИПП, по итогам 2009 года в целом по России количество малых предприятий снизилось на 19,4%, по итогам 9 месяцев 2010 года — на 3,5%. При этом в 2010 году во всех федеральных округах России увеличился оборот малых предприятий, в субъектах страны наблюдается увеличение инвестиций в основной капитал малых предприятий. Темп роста инвестиций в основной капитал МП в Алтайском крае в прошлом году составил 155% (в СФО — 99,6%).

— Работают ли программы господдержки в вашем регионе? И есть ли прямая зависимость между объемами этой поддержки и развитием предпринимательства в регионе?

А. Т.: — Конечно, работают. В качестве примера приведу долгосрочную целевую программу «Развитие малого и среднего предпринимательства в Томской области на период 2011–2014 гг.». Именно через эту программу регулируются отношения между субъектами МСП, организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства, органами местного самоуправления различных уровней в сфере развития МСП Томской области. Безусловно, целенаправленная политика в отношении развития малого и среднего предпринимательства создает предпосылки к развитию малого и среднего бизнеса в регионе.

Е. Д.: — В крае действует краевая целевая программа «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на 2011–2013 гг. В прошлом году завершилась реализация ведомственной целевой программы на предыдущий среднесрочный период — 2008–2010 гг. Кроме того, государственная финансово-кредитная поддержка оказывалась в рамках реализации различных ведомственных, краевых и федеральных программ: ВЦП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», КЦП «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края» и другие. Реализовано более 30 мероприятий.

За три последних года на развитие сферы малого и среднего предпринимательства Алтайского края, включая организацию новых производств, создание рабочих мест, было направлено свыше 3 млрд рублей из краевого и федерального бюджетов.

Программные мероприятия на 2011–2013 годы ориентированы в первую очередь на предоставление адресной государственной поддержки представителям малого бизнеса, занятых в реальном секторе экономики, развивающих инновационные направления, а также сферу социальных услуг, что особенно актуально для сельских территорий края.

Принятая в регионе программа является механизмом для реализации одного из приоритетных направлений социально-экономического развития края, а именно: формирования институциональных условий и предпосылок для устойчивого экономического роста. В частности, мы прогнозируем ежегодное увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, удельного веса занятых в малом бизнесе в общей численности занятых в экономике, прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере инноваций и наукоемкого производства не менее чем на 15% в 2013 году к уровню 2009 года.

С. П.: — Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области реализуются с 1996 года. Они формируются по принципу преемственности действовавших форм финансовой поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства, и включения новых форм поддержки (исходя из возникающих потребностей бизнеса). В настоящее время действует областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009–2013 гг.». Финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках программы осуществляется в форме предоставления субсидий на компенсации различного рода затрат, связанных с предпринимательской деятельностью.

— Какова была динамика спроса на гранты и займы в 2010 году по сравнению с 2009-м?

А. Т.: — Могу судить только о нашем регионе. В Томской области количество заявок на получение государственной поддержки на начало предпринимательской деятельности в 2010 году осталось на прежнем уровне и даже немного увеличилось. Так, по конкурсу предпринимательских проектов в 2009 году поступило 497 заявок на получение государственной поддержки, а в 2010-м заявок было уже 607. Хотя количество средств, выделяемых из бюджета на данную форму поддержки, в 2010 году сократилось по сравнению с 2009-м почти вдвое — с 75 млн до 46,3 млн рублей.

С. П.: — По итогам 2009 года гранты для начинающих бизнес были предоставлены 131 субъекту малого предпринимательства, по итогам 2010 года — 73 субъектам малого предпринимательства. Однако эти данные не свидетельствуют о снижении спроса на данную форму финансовой поддержки. Напротив, спрос на гранты по сравнению с 2009 годом вырос, что было обусловлено мерами по информированию предпринимателей о данной поддержке, принимаемыми органами государственной власти и муниципальными органами, а также успешной реализацией данной поддержки в 2009 году. Удовлетворить весь имеющийся спрос не представляется возможным в силу ограниченности бюджетных средств.

В 2009 году на данную форму поддержки было направлено свыше 38 млн рублей (8,8 млн — из областного бюджета, 29,2 млн — из федерального бюджета), а в 2010-м — 21 млн рублей (10 млн — из областного бюджета, 11 млн — из федерального бюджета) — почти вдвое меньше по сравнению с 2009 годом. Существенное снижение коэффициента софинансирования данной поддержки из федерального бюджета объясняется тем, что она вводилась в 2009 году как антикризисная мера, содействующая самозанятости населения (по разъяснениям Минэкономразвития России). В 2010 году экономическая ситуация в стране улучшилась, и приоритеты несколько изменились.

Что касается займов, то непосредственно в рамках действующей программы они не предоставляются. В целях развития системы кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области в 2009 году был создан Фонд развития малого и среднего предпринимательства Новосибирской области. Он действует как гарантийный фонд, выступая поручителем при кредитовании банками субъектов малого и среднего предпринимательства. В 2009 году фондом было выдано 233 поручительства на общую сумму 725,6 млн рублей, объем привлеченных кредитных ресурсов по данным поручительствам составил 1188,5 млн рублей.

Е. Д.: — Гранты и микрозаймы сейчас являются одними из востребованных у начинающих предпринимателей форм поддержки. Необходимо отметить, что грантовая поддержка начала оказываться в 2009 году и использовалась прежде всего в качестве антикризисной меры для повышения самозанятости населения, поэтому именно в 2009 году она была наиболее актуальной.

С использованием грантовой поддержки в крае реализуется 117 бизнес-проектов. При этом 78 из них были поддержаны бюджетными средствами в 2009 году. Число получателей государственной поддержки зависит от объемов выделенных бюджетных средств. В 2009 году на это мероприятие было направлено 23,2 млн рублей, в 2010 году — 11,8 млн рублей. За два года с заявками на получение грантов обратилось 620 начинающих предпринимателей.

Анализируя спрос на гранты, необходимо учитывать, что в 2010 году требования к получателям были дополнены обязательными условиями по созданию новых рабочих мест, сохранению определенного уровня заработной платы.

Льготными кредитными средствами в размере до 1 млн рублей, предоставляемыми Алтайским фондом микрозаймов, в 2010 году воспользовались более 250 субъектов малого бизнеса на сумму 115,7 млн рублей. Сравнение с 2009 годом будет не совсем корректным, поскольку фонд микрозаймов начал оказывать услуги в декабре 2009 года (выдано 16 займов).

Дмитрий Урусов, и. о. генерального директора ОАО «Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса»:

— По сравнению с 2009 годом динамика спроса на гранты в Красноярском крае положительная. В 2009 году Красноярское региональное агентство поддержки малого и среднего бизнеса выдало 98 микрозаймов на сумму 43 млн рублей и предоставило 9 поручительств — сумма составила чуть более 17 млн рублей. Тогда как в 2010-м количество микрозаймов увеличилось до 375 (243 млн рублей) и было предоставлено 89 поручительств (264 млн рублей). На фоне стабилизации экономической ситуации рост связан с расширением географии Агентства и с увеличением информированности предпринимателей о наших услугах. За прошлый год были открыты представительства в семи городах края.

— Какие программы поддержки работали в регионе в 2010 году? Какие средства были выделены и освоены по этим программам?

Е. Д.: — Как я уже говорил, в прошлом году завершилась реализация ведомственной целевой программы «О государственной поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Алтайском крае» на предыдущий среднесрочный период 2008–2010 гг. Кроме того, государственная финансово-кредитная поддержка субъектам предпринимательства оказывалась в рамках различных ведомственных, краевых и федеральных программ: ВЦП «Развитие сельского хозяйства Алтайского края», КЦП «Дополнительные меры по снижению напряженности на рынке труда Алтайского края» и другие. Реализовано более 30 мероприятий.

Государственная финансово-кредитная поддержка оказывалась как через органы исполнительной власти Алтайского края, так и на муниципальном уровне.

В 2010 году на реализацию различных мероприятий господдержки субъектам малого и среднего предпринимательства было направлено 1,117 млрд рублей из бюджетов различных уровней.

А. Т.: — Всего на реализацию мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства в бюджете Томской области в 2010 году было предусмотрено 299,35 млн рублей, в том числе 184,35 млн рублей — средства федерального бюджета, 93 млн рублей — средства регионального бюджета и 22 млн рублей — средства местных бюджетов. В 2010 году осуществлялись различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства, начиная от поддержки «стартующего бизнеса», уже зрелого бизнеса и заканчивая поддержкой экспортеров. Например, в 2010 году проводились конкурсы предпринимательских проектов «Бизнес-старт», «Перспектива», «Первый шаг», производилось возмещение затрат по договорам финансовой аренды (лизинга) оборудования и так далее.

С. П.: — В 2010 году реализовывалась областная целевая программа «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области на 2009–2013 гг.» в пределах лимитов, предусмотренных в областном бюджете на 2010 год, и привлеченных средств федерального бюджета. Общий объем финансовой поддержки, предоставленной непосредственно субъектам МСП, превысил 49 млн рублей. В частности, около 5,5 млн рублей было направлено на компенсацию части процентных выплат по банковским кредитам. Столько же — на компенсацию части затрат на обновление (модернизацию) основных средств. 21 млн рублей был направлен на компенсацию части затрат на реализацию бизнес-плана предпринимательского проекта. На компенсацию части затрат действующих малых инновационных компаний в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг было направлено более 6,5 млн рублей. Поддержку государства получили 203 субъекта малого и среднего предпринимательства региона.

Активно работал в 2010 году и региональный фонд поручительств. Общая сумма поручительств, предоставленных фондом в 2010 году, составила 1,65 млрд рублей. Общая сумма банковских кредитов, обеспеченных поручительствами фонда в 2010 году, равна 2,619 млрд рублей. С начала деятельности фонда предоставлено 754 поручительства субъектам малого и среднего предпринимательства, банками-партнерами фонда выдано кредитов на сумму 3,784 млрд рублей. Это единственный в России фонд, который отбирает на конкурсной основе только те банки-партнеры, которые берут на себя обязательства по льготному кредитованию субъектов малого и среднего предпринимательства по ставке, не превышающей ставку рефинансирования ЦБ РФ, увеличенную на 4 процентных пункта. Таких низких процентов по кредитам нет в других регионах России при работе по программам аналогичных фондов поручительств.

С августа 2010 года начал работу Новосибирский областной фонд микрофинансирования. Согласно стандартам микрофинансовой деятельности, субъекты малого и среднего предпринимательства получают займы до 1 млн рублей на срок до 12 месяцев. Проценты по займам установлены самые низкие в России среди аналогичных фондов: 7,75% — для сферы материального производства, науки и научного обслуживания, здравоохранения и предоставления соцуслуг и 10% — для остальных видов деятельности. По состоянию на 31 декабря 2010 года Фондом был выдан 31 заем на общую сумму 22,9 млн рублей.

Д. У.: — В Красноярском крае на реализацию программ «Микрофинансирование» и «Поручительство» с 2009 года из федерального и краевого бюджетов было получено чуть более 500 млн рублей.

— Есть ли предварительные итоги реализации этих программ? Как изменились объемы производства на предприятиях, получивших поддержку от государства? Выросли ли численность работающих, налоговая база, объемы инвестиций в основной капитал?

Д. У.: — Необходимость программ Агентства для поддержки малого и среднего бизнеса края очевидна. По объемам производства и налоговой базе не могу привести цифры — это нужно проводить дополнительное исследование, но благодаря нашей помощи удалось сохранить 3177 рабочих мест и создать 510 новых. Многие предприниматели обращаются к нам повторно. Помимо финансовой помощи, Агентство обучает начинающих и уже действующих бизнесменов, оказывает бесплатные консультации в различных областях.

Увеличилась и доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в общей численности экономически активного населения края — на 3,9 процентных пункта (в 2007 году — 31,1%, в 2010-м — 35%). Вырос объем налоговых поступлений от субъектов МСБ. Только в консолидированный бюджет края за три года реализации программы поступило около 24 млрд рублей. Суммарный объем привлекаемых субъектами малого и среднего предпринимательства кредитных ресурсов составил 98 млрд рублей. Инвестиции в основной капитал малых предприятий составили за период реализации программы порядка 20 млрд рублей.

А. Т.: — По предварительным данным, уже можно говорить об итогах реализации программ. В течение 2010 года 19 предприятий-экспортеров получили субсидии за счет областного бюджета, за счет выделенных средств 360 рабочих мест было сохранено и создано 20 новых. В ушедшем году провели два конкурса предпринимательских проектов «Бизнес-старт», признано победителями 45 субъектов малого предпринимательства. Известно, что в результате реализации проектов будет создано более 600 новых рабочих мест. Благодаря конкурсу «Первый шаг» поддержку получили 155 субъектов малого предпринимательства, ими будет создано порядка 1000 новых рабочих мест. Результаты вполне ощутимы и конкретны. Отдельный приоритет господдержки — это поддержка начинающих малых инновационных компаний. В 2010 году в различных конкурсах приняли участие 56 компаний, из них победителями признана 51. Большая часть предприятий-победителей трех конкурсов относится к так называемым start-up, но есть предприятия-победители первого конкурса, которые созданы с участием крупных инвесторов. На момент проведения конкурса в 51 предприятии было создано 163 рабочих места, к концу 2011 года запланировано создание еще 164.

С. П.: — Предельные суммы некоторых форм финансовой поддержки у нас увязаны с ожидаемым приростом налоговых поступлений в консолидированный бюджет Новосибирской области. По итогам года в мае мы проверяем достижение заявителями некоторых показателей. К примеру, у получателей субсидий на компенсацию процентов по кредитам и договорам лизинга в 2009 году выручка выросла на 18,2%, на 18% выросла зарплата, на 57,2% увеличились налоговые поступления.

— Какие направления господдержки МСБ станут приоритетными в 2011 году?

А. Т.: — Несмотря на растущие показатели малого предпринимательства, структура малого и среднего бизнеса в Томской области не отличается от структуры предпринимательства в РФ. Так, большая часть субъектов МСП, как и в целом в РФ, осуществляют свою деятельность в сфере торговли. Думаю, эта тенденция сохранится и в 2011 году. Существенно увеличено финансирование поддержки экспортоориентированных предприятий, инновационных предприятий и развитие межрегиональных контактов, вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность.

С. П.: — В 2011 году у нас, по-прежнему остается приоритетной для господдержки сфера материального производства и инновационная деятельность, сфера здаравоохранения, усиливается поддержка экспортно-ориентированного бизнеса.

Д. У.: — В этом году мы начинаем выдавать займы на более длительный срок — до 3 лет. Это продиктовано необходимостью выделения средств на реализацию проектов модернизации и перевооружения производства, инвестиционных и сельскохозяйственных проектов, где период окупаемости длиннее, чем в сферах торговли и услуг. Будем продолжать мониторить рынок, и корректировать программы для обеспечения их актуальности и востребованности. В текущем году спросом будет пользоваться программа «Поручительство» — это связано с оздоровлением экономики края в целом. Банки начали активную работу по предоставлению кредитных средств представителям малого и среднего бизнеса, а своим поручительством мы сможем помочь им увеличить объем кредитования. Планируется, что к концу 2011 года объем кредитов, выданных под поручительство Агентства, достигнет планки в 2-2,5 млрд рублей. Также мы будем активно развивать направление обучения — курс финансовой грамотности будет проводиться не только в Красноярске, но и в других городах и селах на территории края.

Е. Д.: — В соответствии с приоритетами Минэкономразвития России и принятой краевой целевой программой в 2011 году в Алтайском крае будут реализовываться мероприятия, способствующие решению задач по четырем основным направлениям: развитие инфраструктуры государственной поддержки; содействие модернизации, повышению энергоэффективности производства и инновационности малых компаний; повышение конкурентоспособности алтайских товаропроизводителей; содействие развитию молодежного предпринимательства.

— Правительство ставит задачи к 2012 году увеличить долю малого бизнеса в ВВП с 21% до 29%; на треть увеличить долю занятых в секторе- до 28%; увеличить долю оборотов малого бизнеса в неторговом секторе, ЖКХ, промышленность, строительство, — до 40%. А также в шесть раз увеличить количество инновационных компаний, в несколько раз увеличить количество компаний в сфере социальных услуг, здравоохранения и т. д. Как вы считаете, теми темпами, которыми сегодня развивается малый бизнес, сможем ли мы решить поставленные правительством задачи? Какие инструменты необходимо для этого задействовать?

С. П.: — Вызывает удивление, когда многие экономисты и политики оперируют таким показателем как «Доля малого бизнеса в ВВП». Дело в том, что такого показателя органы статистики не формируют. Более правильно было бы говорить либо о доли выручки малых и средних предприятий в общем объеме выручки всех организаций экономии региона или государства, или о доли оборота малых и средних предприятий в общем объеме оборота. Поэтому, целесообразно сначала определиться с показателями, выполнение которых можно отслеживать, а затем планировать мероприятия для разных уровней власти по достижению этих показателей. Хотя рост доли малого бизнеса важен, но не должен быть самоцелью, главное чтобы экономика в целом была эффективна и конкурентоспособна.

На российскую экономику постоянно действуют несколько объективных негативных факторов. Достаточно сказать, что наша страна самая холодная в мире, с самым рисковым земледелием, самая большая по протяжённости с неравномерной плотностью населения. Задача органов власти всех уровней стимулировать такие инновации, которые бы снижали действие этих негативных факторов, решали бы проблемы в области экологии, способствовали бы полному раскрытию потенциала Человека. Кроме этого, повысить конкурентоспособность экономики и стимулировать развитие предпринимательства можно за счет более широкого применения принципа системности и принципа разумной простоты в хозяйственной деятельности, это касается бухгалтерского и налогового учёта, получения государственных и муниципальных услуг, выполнения государственных и муниципальных функций.

Е. Д.: — Решение обозначенных задач в значительной степени зависит от общих экономических условий, в которых создается и развивается частный бизнес. Меры, предпринимаемые государством по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства, увеличению объемов оказания государственной поддержки, повышению инвестиционной привлекательности и т. д., безусловно, приносят свои результаты. Кроме того, для решения поставленных задач в субъектах РФ разработаны и реализуются региональные программы по поддержке малого и среднего бизнеса. На федеральном уровне, через Минэкономразвития России, осуществляется софинансирование мероприятий, реализуемых в регионах.

В частности, в Алтайском крае за последние годы увеличилось количество хозяйствующих субъектов, занятых в сельском хозяйстве (почти в 3 раза по отношению к 2008 году), в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, воды и газа на 18,5%, в строительстве на 21%. При этом доля субъектов предпринимательской деятельности, занятых в оптовой и розничной торговле, сегодня составляет 44%. На начало 2010 года данный показатель превышал 49%.

В структуре оборота малых предприятий за последние три года на 4 процентных пункта увеличился удельный вес обрабатывающих производств и на 9 процентных пунктов уменьшилась доля предприятий сферы торговли.

— Какие инструменты необходимо для этого задействовать?

С. П.: — Наряду с действующими мерами Минэкономразвития РФ по софинансированию отдельных мероприятий региональных программ развития предпринимательства эффективное использование мер налогового, таможенного и тарифного регулирования, регулирования земельных и арендных отношений, меры по неуклонному снижению кредитных ставок могли бы создать хорошие предпосылки роста российской экономики, в том числе малого и среднего предпринимательства.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ