Логистический комплекс в росте

Развитие транспортно-логистического комплекса, создание условий для привлечения в эту сферу частных инвестиций — одно из приоритетных направлений работы правительства Новосибирской области. Крупнейшими проектами, реализуемыми в регионе на основе государственно-частного партнерства, сегодня являются аэропорт Толмачево и строительство Промышленно-логистического парка. По мнению экспертов, по уровню развития транспортно-логистического комплекса Новосибирская область многие годы удерживает лидерство в Сибирском федеральном округе.

Особые условия

«В отличие от большинства сибирских регионов интенсивное развитие Новосибирской области с самого начала определялось не столько богатством природных ресурсов, сколько уникальным географическим положением на пересечении важнейших транспортных путей. Здесь сформировался важнейший транспортно-распределительный узел Западной Сибири, — рассказывает губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. — В перспективе мы ставим задачу превратить Новосибирск в крупнейший транспортно-логистический комплекс не только федерального, но и международного значения. Эта цель определена как приоритетная в долгосрочной Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области, и мы последовательно ее реализуем в процессе нашего хозяйственного строительства».

Именно в развитии логистики власти видят серьезный фактор привлечения инвестиций для появления новых видов бизнеса, требующих развитой современной транспортной инфраструктуры по доставке сырья, по распределению по территории России готовой продукции. Кроме того, государственно-частное партнерство в сфере логистики даст возможность региону увеличить строительство новых предприятий, что неизбежно ведет к росту рабочих мест. «Государственный заказ и государственные вложения всегда будут играть ведущую роль в развитии транспортной инфраструктуры, такова особенность отрасли. Но нужно рассматривать все возможности, позволяющие масштабно привлекать в транспортный комплекс и частные инвестиции», — подчеркивает губернатор.

Аэропорт

Примером успешной реализации такого государственно-частного партнерства в Новосибирской области явился проект развития аэропорта Толмачево. Он связывает воздушными линиями 80 городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Его услугами пользуются 85 авиакомпаний мира. За последние шесть лет удалось провести его полную реконструкцию, преобразить аэровокзальный комплекс, построить терминал международных линий, создать мощности по переработке грузов, ввести в строй гостиницу, поднять на современный уровень обслуживание пассажиров. И это вложения частного бизнеса.

Но и областной бюджет не остался в стороне. На господдержку проекта было выделено порядка 200 млн рублей. К аэропорту построена современная автомобильная дорога, запущен городской транспорт.

В сентябре этого года Федерация достроила и сдала в новосибирском аэропорту вторую взлетно-посадочную полосу. С вводом ее в эксплуатацию пропускная способность аэропорта увеличилась более чем в два раза и составила около 40 взлет-посадок в час. Новая полоса позволяет принимать все существующие в мире типы воздушных судов в сложных метеоусловиях. «Мы готовы уже сегодня принять вызов будущего и рассчитываем, что Министерством транспорта, Росавиацией будут приняты меры по перераспределению пассажирских и грузовых потоков внутри страны. В качестве первого шага было бы правильно урегулировать туристические маршруты: туристов из Сибири отправлять из Новосибирска, а туристов с Урала — из Екатеринбурга. Это увеличило бы объемы работы в региональных аэропортах, частично разгрузило Московский авиационный узел и обеспечило бы экономию времени и средств наших граждан», — убежден губернатор.

Промышленно-логистический парк

Основным решением задачи развития логистической инфраструктуры Новосибирской области являются создание и развитие крупных современных высокомеханизированных транспортно-логистических центров и их концентрация в пригородной зоне Новосибирска, на входах-выходах в город в районе основных автодорожных и железнодорожных магистралей. Наиболее масштабным и значимым логистическим проектом Новосибирской области, призванным повысить инвестиционную привлекательность региона, сегодня является Промышленно-логистический парк.

Расположен парк в Новосибирском сельском районе на пересечении трассы М–51 и Транссибирской железнодорожной магистрали. С запада он примыкает к железнодорожной станции Чик, в 6 км на восток находится аэропорт Толмачево. Площадь объекта — 2 тыс. га. Промышленно-логистический парк вынесен за пределы города, в то же время расстояние до центра Новосибирска — 15–20 км. Этот уникальный комплексный проект освоения территории рассчитан на 12–15 лет. Его реализация, по предварительным расчетам, позволит увеличить валовой региональный продукт на 150–200 млрд рублей.

Концепция развития проекта Промышленно-логистического парка предполагает комплексное освоение территории с приоритетным размещением логистических предприятий и сопутствующих производств (тарных, упаковочных и т. п.), а также производств, в себестоимости производимой продукции которых существенную роль играет транспортная составляющая. Причем в этой зоне предполагается не только создавать новые производства, но и перемещать сюда уже функционирующие предприятия, пребывание которых в городской черте экономически или экологически нецелесообразно.

За реализацию проекта отвечает специализированная управляющая компания «Промышленно-логистический парк». В ее задачи входят обеспечение строительства объектов инженерной инфраструктуры; определение единой стоимости аренды или выкупа земли для инвесторов; взаимодействие с инвесторами по принципу «одного окна» при выделении земельных участков и согласовании технических условий на подключение к инженерным сетям. «Таким образом, создаются очевидные преимущества для инвесторов. Во-первых, многократно сокращается продолжительность процедур предоставления земельных участков и подключения к инфраструктуре. Во-вторых, снижаются затраты на инфраструктуру, поскольку она создается управляющей компанией централизованно для всего пула инвесторов и издержки распределяются пропорционально. В-третьих, в парковой зоне обеспечивается высокая концентрация сервисных услуг: технологических, логистических, консалтинговых и так далее», — комментирует «КС» министр экономического развития Новосибирской области Алексей Струков.

В связи с масштабностью проекта строительство Промышленно-логистического парка разделено на две очереди. Первая состоит из двух пусковых комплексов и предполагает освоение земельного участка площадью 700 га. Так, первый комплекс (2008–2010 годы, площадь освоения 300 га) направлен на обеспечение инженерной и транспортной инфраструктурой деятельности промышленных площадок первых резидентов (логистические комплексы класса «А», завод по производству стеклотары), а второй (2011–2012 годы, площадь освоения 400 га) — на дальнейшее развитие инженерной и транспортной инфраструктуры для следующих участников проекта: сервисный центр с переработкой металлопроката, производство по выпуску котлов и водонагревательной техники и другие.

Вторая очередь создания Промышленно-логистического парка предполагает освоение земельного участка площадью 1,3 га, включая промплощадки резидентов. Ожидается, что в 2013–2015 годах будет полностью завершено строительство инфраструктуры для обеспечения промышленных объектов, сданных в эксплуатацию, и объектов новых резидентов.

В настоящее время введены в эксплуатацию первые объекты инженерной и транспортной инфраструктуры 1-го пускового комплекса. Это железнодорожные пути от станции Чик («Транссиб», 7 км); газопровод высокого давления (5,2 км); объекты электроснабжения (воздушная линия на 20 КВт, подстанция 6 МВт). Построены складские комплексы класса «А» общей площадью 145 тыс. кв. м, из которых 50 тыс. кв. м уже введены в эксплуатацию. В 2010 году к реализации проектов на территории Промышленно-логистического парка приступили ЗАО «Химлекснаб» (складской комплекс), ЗАО «Роса» (системы водоочистки) и ООО «Сладомир» (производственно-логистический комплекс). Всего резидентами Промышленно-логистического парка первой очереди являются 10 компаний. Наиболее крупные инвестиции намерено вложить ЗАО «Логопарк Толмачево» (12,85 млрд руб.), ООО «Транссиб-Обь» (5,2 млрд руб.), ООО «СибОфисСтрой» (5,1 млрд руб.), ООО «ПНК–2» (4,41 млрд руб.), ООО «Русджам-Сибирь» (3,9 млрд руб.).

Общий объем финансирования первой очереди проекта составляет более 20 млрд руб., в том числе собственные и привлеченные средства организаций — 19,7 млрд руб., средства бюджета субъекта — 250 млн руб. Затраты на создание объектов инфраструктуры составляют 450 млн руб. «К концу 2011 года будут созданы все условия для реализации восьми промышленных и логистических проектов с общим объемом инвестиций около 20 млрд руб. и количеством рабочих мест не менее 5 тысяч», — отмечает господин Струков.

Инвесторам, реализующим инвестиционные проекты в сфере логистики, доступны все существующие меры государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области. Кроме того, в настоящее время министерство экономического развития Новосибирской области готовит новую редакцию закона о государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области, где будут предусмотрены специальные меры поддержки инфраструктурных (в том числе парковых) проектов. В частности, власти Новосибирской области намерены предоставить в Промышленно-логистическом парке на льготных условиях площадку для предприятий малого бизнеса.

Другими значимыми инвестиционными проектами, реализуемыми в транспортно-логистическом комплексе региона при поддержке правительства Новосибирской области, являются развитие контейнерного терминала на станции Клещиха (общий объем инвестиций 700 млн руб.), создание складского и контейнерного комплексов в районе станции Иня-Восточная, создание транспортно-логистического комплекса в районе Барышево (общий объем инвестиций более 2 млрд руб.).

Благоприятные перспективы

По единодушному мнению всех опрошенных «КС» экспертов, несмотря на высокие темпы строительства объектов транспортно-логистического комплекса в Новосибирской области, остаются хорошие перспективы для наращивания объемов этого бизнеса. «В Новосибирске несколько складов класса «А» общей площадью около 200 тыс. кв. м. Однако строительство логистических комплексов класса «А» продолжается. Это обусловлено тем, что все международные и сетевые компании, размещая склад в Новосибирске, рассматривают город как международный транспортный узел и организуют распределительные склады — предполагается, что склады в Новосибирске будут обслуживать не только потребителей в городах Сибирского региона и Дальнего Востока, но и Казахстан, Среднюю Азию», — отмечает коммерческий директор компании «СТК–ЛК» (Красноярск) Елена Харитонова.

А технический директор завода стеллажного оборудования SOLOS Андрей Куликов убежден, что качественными складскими площадями «в достаточном объеме» в Сибири обеспечен только Новосибирск: «Несмотря на высокие показатели экономического развития Красноярска, Иркутска, Алтайского края, Кузбасса, Омской и Томской областей, в данных регионах до сих пор наблюдается дефицит предложения качественных складов и складского сервиса. Большую часть предложения составляют склады, реконструированные из бывших советских производственных зданий».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ