Отельеры «зазвездили»

Спрос на гостиницы в Новосибирске достиг докризисного уровня. Для трехзвездочных отелей это заполняемость на уровне 60–65%. Тем не менее выход на рынок новых игроков грозит крупным отельерам еще на многие месяцы оставить надежды на восстановление докризисной рентабельности своего бизнеса.

Спрос восстановился

«Рынок гостиничных услуг восстанавливается. Этот процесс полностью повторяет тенденции мировой экономики. Несмотря на оттепель в бизнес-сообществе и приток бизнес-туристов, мы наблюдаем изменения в целях поездки гостей, что отражается на выборе категорий номеров, длительности пребывания в отеле. В кризис бизнес научился экономить. Сейчас люди стараются максимально оперативно решать все вопросы в рамках визита в другой город», — констатирует начальник отдела стратегического и организационного развития River Park Ob Hotel (310 номеров) Ирина Сойнова. По ее словам, загрузка отеля сегодня близка к докризисным 60–65%.

Отельеры отмечают, что дно экономического кризиса гостиничный рынок преодолел в начале 2010 года. По сравнению с январем 2008 года падение спроса на номерной фонд в среднем составило 50%. Более дорогие гостиницы упали сильнее, более дешевые или компактные — слабее (15%). Тогда основной отток клиентов произошел из категории одноместного размещения в диапазоне цен 3–4 тыс. рублей за номер в категорию 2–2,8 тыс. рублей. Устойчивым спросом пользовались предложения по цене 1,5–2 тыс. рублей за место. Восстановление рынка было медленным и постепенным.

Упавшая рентабельность

Если спрос на номерной фонд восстановился, то докризисные цены на гостиничные номера все еще остаются мечтой отельеров. В кризис ценник на гостиничные номера упал на 20–25%. Основные гостиницы города еще осенью 2008 года начали вводить систему активных продаж, а небольшие гостиницы — выходить с демпинговыми предложениями, с большими скидками для корпоративных клиентов. Тем не менее участники рынка отмечают, что падение цен могло быть и более существенным. «Гостиничный рынок Новосибирска был всегда дефицитным. Номерной фонд города не превышает 2,5 тысячи номеров. Именно с этим связано незначительное падение цен в период кризиса», — отмечает директор по маркетингу AZIMUT Hotels Company (с августа владеет новосибирским «АЗИМУТ Отель Сибирь» — бывшая гостиница «Сибирь», 259 номеров) Мария Василенко.

По мнению госпожи Сойновой, несмотря на то что рентабельность существующих в Новосибирске гостиничных проектов растет и постепенно выходит на уровень 2007 года, эта тенденция в ближайшее время может измениться. Всему виной приход новых игроков на рынок, что ведет к переизбытку предложений.

Особое место на рынке новосибирских гостиниц занимает аэропортный отель SkyPort (четырехзвездочная гостиница расположена в пригороде Новосибирска (город Обь), 149 номеров). Если другие крупные отели ориентированы на сезоны деловой активности, то загрузка SkyPort зависит от сезонности авиаперевозок, аэроактивности, метеоусловий и экономики самих авиакомпаний, которые последние полтора года стали максимально рационально составлять свои маршруты (в плане стыковок и эстафет не в базовых аэропортах). «Этот летний сезон был для нас вполне успешным. Загрузка достаточно высокая, так как лето — пик пассажиропотока в авиации», — сообщили «КС» в ГК «ИнПорт», структурным подразделением которого является отель SkyPort. Заполняемость отеля доходит до 75%. «Уровень рентабельности приемлемый. С учетом подъема после кризиса гостиница выходит на запланированные показатели», — заявляют в ГК «ИнПорт».

Исходя из особенностей гостевого контингента, в SkyPort введен тариф, рассчитанный на пребывание в отеле в течение полусуток. Это еще одно заметное отличие данной гостиницы от других.

Фактор Hilton

Особую угрозу старожилы рынка видят в открывшейся этой осенью первой в Новосибирске четырехзвездочной гостинице DoubleTree by Hilton (188 номеров). Инвестор — London & Regional Properties. Новый отель с ценой стандартного номера 7,5 тыс. рублей — в полтора–два раза выше предложения трех звезд, — по словам директора по развитию London & Regional Properties Свена Гуссена, ориентирован на корпоративных клиентов из Москвы и Санкт-Петербурга, представителей иностранного бизнеса, таких компаний, как Pepsi, Coca Cola, GlaxoSmithKline, Сбербанк, ВТБ… Например, одними из первых в отеле гостили артисты балета Парижской национальной оперы.

«Отель набирает обороты. Как любому новому проекту, гостинице необходимо время для завоевания своей доли рынка. Тем не менее уже сейчас можно отметить устойчивый спрос со стороны российских и международных компаний на размещение в отеле, а также на проведение конференций, тренингов, банкетов», — отметил «КС» представитель DoubleTree by Hilton.

«У DoubleTree by Hilton есть неоспоримое преимущество перед конкурентами, которое в значительной степени облегчает задачу вхождения на рынок и формирование базы лояльных клиентов, — принадлежность к всемирно известной сети Hilton. Это дает серьезные маркетинговые инструменты как на локальном, так и на международном рынке», — подчеркивают представители гостиницы. Они не сомневаются, что Hilton составит серьезную конкуренцию в среднем и высоком ценовых сегментах рынка гостиничных услуг Новосибирска. На этап становления и вхождения в рынок собственники бизнеса отводят еще два–три месяца, после чего гостиница выйдет на плановые показатели. По словам управляющего директора London & Regional Properties Дэвида Джеованиса, в среднем новосибирский DoubleTree by Hilton будет заполняться на 70% в год (сейчас, по информации «КС», — на 10–15%). Срок окупаемости вложенных в строительство гостиницы $65 млн должен составить 7–10 лет.

По словам экспертов рынка, открытие DoubleTree by Hilton уже успели почувствовать на себе как крупные, так и мелкие гостиницы города. Основными конкурентами четрехзвездочной гостиницы называют все три крупных трехзвездочных отеля города — River Park, «АЗИМУТ Отель Сибирь», конгресс-отель «Новосибирск» (430 номеров), а также небольшие респектабельные гостиницы типа Nord Castle Boutique Hotel (18 номеров). По словам Марии Василенко, с открытием DoubleTree by Hilton в Новосибирске в течение пяти лет будет экономически нецелесообразно строить высококлассные гостиницы: «На сегодняшний день дефицит предложений такой категории в городе не превышает 60–80 номеров».

На прошлой неделе компания London & Regional Properties заявила о намерении построить в центре Новосибирска еще один отель Hilton — трехзвездочную гостиницу Hampton by Hilton. По словам Дэвида Джеованиса, он уже осмотрел пять участков для строительства. Предполагаемый объем инвестиций — $30 млн. Инвестор планирует первый отель Hampton в России открыть в Омске, а затем приступить к реализации проекта в Новосибирске. «Теперь мы хотим построить дешевую гостиницу. В России нет ни одного отеля Hampton, а, например, в США их более 2000. Если у нас есть здесь Doubletree (более 160 долларов за ночь) и будет Hampton — мы закроем рынок», — заявил на пресс-конференции господин Джеованис. Под дешевизной он подразумевает стоимость номера около 130 долларов.

Штильное настроение

В ближайшие полгода опрошенные «КС» отельеры не ожидают особой активности на гостиничном рынке Новосибирска. «Данный период можно охарактеризовать как планово-выжидательный, поскольку через полгода будут видны первые результаты деятельности новых игроков рынка. Это позволит спрогнозировать дальнейшие их действия и сориентироваться в складывающихся тенденциях гостиничного бизнеса», — считает Ирина Сойнова.

AZIMUT Hotels Company, проанализировав бизнес-процессы купленного в Новосибирске отеля, проработав вопросы оптимизации деятельности каждой службы гостиницы, заметно оптимизировал свою деятельность и сократил издержки. Об этом «КС» рассказала Мария Василенко: «Цены пока остались на прежнем уровне. Прибыльность отеля после вхождения в сеть растет не за счет увеличения стоимости номеров, а за счет оптимизации расходов и, как следствие, сокращения издержек».

«Кроме того, на ближайшее время намечен ребрендинг отеля в рамках вхождения его в «АЗИМУТ Сеть Отелей». Это будет не только оснащение отеля брендованными материалами, но и переосмысление философии работы, внедрение стандартов операционной деятельности», — заключает она.

В ожидании роста цен на свои услуги отельеры сейчас активно применяют маркетинговые инструменты для повышения лояльности к своим гостиницам. Так, River Park расширяет число бесплатных дополнительных услуг, а SkyPort и «АЗИМУТ Отель Сибирь» участвуют в программе ряда авиакомпаний по поощрению часто летающих пассажиров. «Это позволяет нам охватывать более широкую аудиторию потенциальных гостей отеля», — заявляют маркетологи гостиниц.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ