Авиаторы против «газелей»

1 сентября в новосибирском аэропорту Толмачево ободряюще хвалили за смелость «ТомскАвиа». Авиакомпания, заручившись поддержкой трех аэропортов, восстановила авиасообщение с Омском и Томском с вылетом из Новосибирска. Региональные рейсы запускали и ранее, однако, как отметили чиновники и эксперты, сейчас они особенно актуальны — «РЖД» сворачивают межрегиональные маршруты, и авиаперевозки могли бы закрыть образующуюся нишу. Кроме того, при привлекательной тарифной политике региональные авиарейсы могли бы составить конкуренцию междугородным такси.

Сегодня из Новосибирска четыре авиакомпании осуществляют межрегиональные рейсы в Красноярск, Сургут, Нижневартовск, Астану, Стрежевой, Усть-Каменогорск. На этой неделе «ТомскАвиа» открыла авиасообщение Томск–Новосибирск–Омск–
Новосибирск–Томск.

Регулярные рейсы будут выполняться три раза в неделю на воздушном судне АН–24, рассчитанном на перевозку 48 пассажиров. Загрузка судна, по расчетам «ТомскАвиа», должна составить порядка 30 пассажиров, предполагается, что рентабельным проект может стать примерно через шесть месяцев. Минимальная цена билетов на участке Томск–Новосибирск — от 800 рублей, стоимость перелета Новосибирск–Омск — от 2000 рублей в одну сторону (без учета агентских сборов).

Пока часть расходов на продвижение новых рейсов берут на себя аэропорты Омска, Томска и Новосибирска, впрочем, какова эта сумма — не конкретизируют. «Мы недополучаем некоторую сумму за счет оказания услуг авиакомпании, но за счет увеличения оборотов — роста количества пассажиров, взлетов, посадок — мы все эти расходы компенсируем, — отметил в разговоре с «КС» гендиректор аэропорта Толмачево Александр Бородин. — Но надо понимать, что эта поддержка не вечная. По мере того как компания будет набирать необходимый пассажиропоток, мы будем повышать тариф для «ТомскАвиа», приближать к обычному уровню».

В Толмачево открытие перевозок решили использовать как повод поговорить о проблемах развития регионального авиасообщения. Гендиректора трех аэропортов — Омска, Томска и Новосибирска, — а также авиакомпании «ТомскАвиа» в сопровождении директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса Владимира Тасуна пролетели по новому маршруту «ТомскАвиа».

Как сообщил Владимир Тасун, Минтранс РФ планирует, что программа перенаправления чартерных пассажирских перевозок региональных авиакомпаний из аэропортов Москвы в 2011 году должна обеспечить вывод в регионы минимум 15% столичного чартерного пассажиропотока. Отчасти это связано с техническими причинами — ремонтом взлетно-посадочных полос в Домодедово и Внуково.

Аэропорт Толмачево планирует выступить инициатором развития региональной авиации в Западно-Сибирском федеральном округе. «Сегодня сделан первый шаг в реализации проекта развития региональных перевозок, думаю, он будет иметь продолжение. Сейчас в Сибири три крупных аэропортовых узла — Иркутск, Красноярск и Новосибирск. У каждого из них свои проекты развития, и их трудно увязать в одно целое, но пока и не надо торопиться», — отметил Владимир Тасун.

Впрочем, попытка увязать амбиции каждого отдельного авиаузла в единое целое предпринимается в рамках целевой программы «Развитие региональной и малой авиации на территории Сибири на 2009–2015 гг.», созданной при полпредстве президента РФ в СФО. В августе этого года полпред в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин обратился к президенту РФ с просьбой о частичном финансировании местных авиаперевозок.

Президент, впрочем, решил не заниматься конкретно СФО и дал задание прояснить ситуацию с региональной авиацией в целом по стране. Соответственно, ждать ли федерального финансирования — вопрос пока открытый. «Важно, чтобы в части развития региональных перевозок прилагались комплексные усилия — со стороны не только аэропортов и авиакомпаний, но и властных органов субъектов Федерации, — советовал Тасун. — Если не будет этого единства и кто-то решит «спрыгнуть с подножки», — похороним проект».

Что касается авиакомпании «Сибирь», по его словам, она пока «не видит возможности включиться в проект». Компания пыталась наладить авиаперелеты между Новосибирском и Красноярском. Рейс был презентован год назад, но развития не имел — как сообщили вчера в Толмачево, в Красноярск из Новосибирска осуществляют полеты авиакомпании ЮтЭйр и ИрАэро. В самой авиакомпании на момент подготовки материала затруднились дать комментарии относительной планов региональной авиации.

Отчасти нишу для авиации освобождает железная дорога. «Регионы сейчас фактически теряют скоростные железнодорожные перевозки — это делается в рамках реформирования РЖД. Создана федеральная пассажирская компания, которая фактически поглотила большую часть региональных перевозок. Это ориентировочно 3 млн пассажиров — они могли бы перейти к авиакомпаниям», — отметил министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Николай Симонов. «Бездарная линия РЖД, направленная на сворачивание региональных железнодорожных перевозок, — согласился председатель исполнительного комитета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» Владимир Иванков, — Они скоро будут возить только бревно по стране.. Между тем развитие авиаперевозок оставляет жалеть лучшего. Хорошо развиваются рейсы главным образом в Москву или Пекин — идет геополитическая борьба за Сибирь. То, что Минтранс начал поддерживать региональные перевозки внушает некоторые надежды на полноценное развитие регионов».

В качестве еще одного конкурента, которого предстоит «подвинуть» авиаторам — «газели» и такси, которые сейчас осуществляют доставку пассажиров между городами, цена за их услуги доходит сегодня до 10 тыс. рублей.

Впрочем, для того чтобы «подвинуть» междугородние такси, аэропортами и авиакомпаниями придется создать заманчивые условия — удержанием невысоких цен и упрощением процедуры оформления на рейс.

Сами участники авиарынка отмечают, что проблема и в головах пассажиров. «Мы отучили людей летать на малые расстояния — отметил директор ООО «Аэропорт Томск» Евгений Янкилевич. — Когда у нас запускался рейс Томск-Барнаул, доходило до того, что приходилось платить деньги и отправлять своих родственников, чтобы те рассказали потом друзьям и знакомым о своем опыте».

«Безусловно, перспективы развития региональных перевозок за Уралом есть, неизвестно лишь, когда они воплотятся в жизнь, — отметил ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. — Потому что для того, чтобы эти перевозки развивались, необходимо совпадение множества факторов. Во-первых, конечно же, должен быть спрос на эти перевозки, во-вторых, нужна соответствующая инфраструктура в виде аэропортов, ВПП, аэродромного оборудования и техники. Нужны и воздушные суда для таких перевозок. В настоящее время, фактически все эти компоненты успешных региональных перевозок, находятся практически в неудовлетворительном состоянии. Только рост доходов населения, а также повышение его мобильности, способно дать импульс к развитию региональных авиаперевозок.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ