Куда вложить деньги?

Несмотря на то что экономика России, по заверениям ряда аналитиков и представителей всех уровней власти, начинает восстанавливаться от кризиса, существенного роста частной инвестиционной активности в стране пока не происходит. Сказываются неопределенность перспектив структурного развития мировой экономики, долговой кризис, а также рост инфляционных рисков и прочие риски. Какие инструменты инвестирования средств сегодня являются наиболее привлекательными и будут интересны в стратегической перспективе? На этот вопрос журналист «КС» попросил ответить экспертов — представителей разных сегментов финансового рынка.

Дань традициям

Как отмечают опрошенные КС аналитики, инвестиции в депозиты по-прежнему являются наиболее популярными среди российских граждан. Прирост вкладов физических лиц с начала года в банковской системе РФ составляет порядка 7%, причем более значительный прирост был отмечен по рублевым вкладам. Начальник отдела розничного бизнеса ОАО Новосибирский Муниципальный банк Татьяна Пихтарева объясняет это тем, что система страхования вкладов защищает сбережения граждан, и если даже банк не сможет выполнить свои обязательства перед вкладчиками, за него это сделает государство. Более же консервативная часть населения, по словам банкира, продолжает откладывать средства на вклады даже под невысокий процент, создавая личную финансовую подушку безопасности. «На мой взгляд, интерес к вкладам связан с сохраняющимися валютными рисками, которые снижают популярность долларовых депозитов, активно пользовавшихся спросом в конце 2008 — начале 2009 гг», — добавляет аналитик Группы Компаний «АЛОР» Анны Люканова.

При этом банкиры отмечают, что вкладчики, наученные кризисом, стали более внимательно относиться к условиям размещения денежных средств и выбирать вклады с возможностью дополнительных взносов, совершения расходных операций, различными периодами капитализации процентов и др. В Промсвязьбанке советуют, если рассматривать в качестве инструмента вложения вклад, то необходимо обратить внимание на надежность кредитной организации, внимательно изучать договор вклада и тарифы на расчетно-кассовое обслуживание. Помимо этого нужно помнить, что при досрочном закрытии вклада проценты будут пересчитаны по более низкой ставке, поэтому открывая вклад, нужно сразу оценивать какие опции могут понадобиться в течение срока вклада. Например, возможность воспользоваться частью средств в течение срока действия вклада без досрочного расторжения договора, или возможность пополнять уже открытый вклад.

Впрочем, по словам экспертов, главным минусом депозитов по-прежнему является то, что данный вид инвестирования способен лишь сберечь средства и отыграть инфляцию. Это подтверждает и динамика ставок по депозитам с начала 2009 года. Средняя ставка по рублевым вкладам по итогам I квартала составляла 7,8%, после чего в III квартале ставки достигли пика (9%) и вновь пошли на спад, в результате вернувшись по итогам I квартала 2010 года к уровню 7,4%. Татьяна Пихтарева добавляет, что если еще год назад банки привлекали средства физических лиц под 16-17% и даже выше, то сегодня существенной отдачи от размещения средств в банковские депозиты ожидать не приходится. На фоне постоянного снижения ставки рефинансирования Центробанком и переизбытка краткосрочной ликвидности у банков их предложения по ставкам стали значительно менее привлекательными. «Низкие ставки не стимулируют клиентов пролонгировать заканчивающиеся договоры вкладов и заключать новые. Поэтому многие граждане предпочитают сейчас не сберегать, а тратить, реализуя отложенный в период кризиса спрос, — констатирует госпожа Пихтарева. — Да, в последнее время на рынке наметилась тенденция приостановки снижения ставок, а некоторые банки даже начали повышать доходность депозитов. Но нет никаких предпосылок для их резкого роста, как это было в кризис. Ставки, если и будут расти, то умеренными темпами».

Всегда в цене

В период кризиса резко вырос интерес частных инвесторов к такому виду вложения средств, как инвестиции в драгметаллы. Гендиректор ООО «Русские инвесторы — Сибирь» (Красноярск) Андрей Панченко отмечает, что сегодня этот интерес сохраняется и драгметаллы являются одним из фаворитов среди инвестиционных инструментов так как многие центробанки, инвестиционные и коммерческие банки, а так же компании и даже частные инвесторы держат в активах ряд позиций на основе драгоценных металлов и инструментов на их основе. Заместитель управляющего по развитию розничного бизнеса Новосибирского филиала ОАО «Промсвязьбанк» Алена Попова объясняет популярность драгметаллов тем, что вложение средств в золото позволяет избежать рисков, связанных с колебаниями курсов валют. Кроме того, золото, как и другие драгметаллы, в условиях неопределенности обычно растет в цене.

В то же время начальник аналитического отдела Финансовой группы БКС Максим Шеин добавляет, что сами по себе драгоценные металлы представляют собой «тяжелый», малоликвидный актив. По его мнению, если инвестору интересны драгметаллы, то имеет смысл рассматривать вложения не в сам металл, а в его производные инструменты — металлические счета или операции с фьючерсными контрактами на такие металлы как золото, серебро, платина. Во многих банках сегодня предлагается такой продукт, привязанный к драгметаллам, как обезличенные металлические счета (ОМС). Размещение средств на этих счетах, по оценкам Поповой, интересует клиентов-физических лиц, стремящихся диверсифицировать вложения своих средств. При этом срок такого размещения должен быть не менее года, а лучше 3-5 лет, поскольку в краткосрочной перспективе цены на драгоценные металлы могут значительно колебаться, тогда как в долгосрочной перспективе золото является одним из самых устойчивых активов. Также существует другой сегмент клиентов, которые, отслеживая движения рынка, стремятся покупать и продавать металлы в крайних точках их роста. «При правильном выборе моментов покупки и продажи драгметаллов такая тактика может принести гораздо больший доход, чем процентная ставка на срочные банковские вклады. Однако такая спекуляция может принести и убытки, поэтому управление обезличенным металлическим счетам требует от клиента определенных экономических знаний, — говорит банкир. — Также хочу напомнить, что средства на обезличенных металлических счетах не подлежат страхованию в рамках системы страхования вкладов граждан». «Инвестирование в слитки, популярное в прошлом, — в современных условиях не лучший вариант. Во-первых, не все банки готовы будут выкупить данные слитки. Во-вторых, согласно российскому законодательству, с дохода от продажи слитков взимается НДС, — комментирует Анна Люканова. — Инвестиции в ОМС также имеют ряд недостатков, в частности, серьезные спрэды между ценой покупки и продажи, которые составляют в среднем порядка 3,5% и снижают потенциальную доходность».

Что касается операций с драгметаллами на фондовом рынке, то по словам Шеина, привлекательность инвестиций в золото растет на фоне отсутствия стабильности на рынках акций, долговых инструментов и углеводородного сырья. За последний квартал золото на мировом рынке подорожало на 15%, а с начала 2009 года — в 1,5 раза. «Несмотря на впечатляющий рост, котировки на золото еще далеки от пика цен. И, видимо, при ухудшении экономической ситуации в мире и ситуации на финансовых рынках, золото продолжит расти в цене, — говорит эксперт. — Вложения в производные инструменты на металлы могут быть более краткосрочными, как и с другими инструментами здесь зависит все от выбранной вами стратегии — краткосрочные спекуляции или долгосрочные вложения». Анна Люканова так же отмечает, что в современных условиях популярность среди частных инвесторов набирает торговля фьючерсами на золото, серебро, палладий, платину. Однако, по словам аналитика, торговля фьючерсами на драгметаллы относится скорее к спекулятивной деятельности. Волатильность этих инструментов является достаточно высокой, поэтому, используя данный вид инвестирования, можно не только сохранить средства.

В качестве альтернативного способа инвестирования в драгоценные металлы начальник отдела продаж розничных услуг Управления розничного бизнеса Банка «Левобережный» Анжелика Казакова называет еще и инвестиционные монеты. По ее словам, в отличие от драгметаллов, операции с инвестиционными монетами не подлежат налогообложению. Эта особенность, а также их относительно невысокая себестоимость обеспечивают возможность обращения инвестиционных монет по ценам, приближенным к стоимости содержащихся в них драгоценных металлов. «Как и любой инструмент инвестирования, вложения в драгоценные металлы и инвестиционные монеты являются долгосрочными, — продолжает собеседник КС. —Приобретение монет позволяет одновременно сберечь деньги от инфляции и использовать их в качестве подарка. Кроме того, инвестиционные монеты имеют и другой положительный момент. Даже при наличии у клиента депозита или «металлического» счета (т. е. деньги вложены в драгметалл) деньги находятся в банке и при возникновении страхового случая будут возмещены согласно законодательства РФ в течение определенного времени. А монеты всегда находятся у владельца. В то же время, основной спрос на драгметалл все-таки определяется ювелирной промышленностью. Соответственно если сырье будет дешеветь, то и подорожания золота, а соответственно и инвестиционных монет мы не увидим». Впрочем, по словам Казаковой, пока в России интерес к монетам носит сезонный характер и люди в первую очередь рассматривают их в качестве подарочного варианта.

Бывшие фавориты

А вот недвижимость, по мнению Андрея Панченко, вышла из фаворитов инвестиций с июня 2008 года и сейчас не дает таких доходностей, какие были раньше. Тем не менее, с марта 2010 года Русские инвесторы — Сибирь зафиксировали постепенный рост во всех сегментах этого рынка. Представители оценочных компаний с которыми беседовал корреспондент КС, отмечают, что цены на недвижимость в Новосибирске достигли дна и находятся в предстартовом состоянии в ожидании заинтересованного инвестора («Рынок недвижимости — стабильность или рост» КС24 от 25.06.2010) «При текущих уровнях учетных ставок и инфляции, при нынешней вялой динамике спроса, а также в силу малоликвидности этого актива, мы не видим перспектив серьезного роста ни в одном из сегментов этого рынка, — не соглашается Максим Шеин. — Вложения в недвижимость с инвестиционными целями сегодня себя не оправдывают. Инвестиции в недвижимость сопряжены с сопутствующими издержками и имеют экономический смысл только на очень длинном временном горизонте. Планировать отдачу нужно не ранее чем через 4-8 лет».

Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков так же считает, что спекулятивные вложения в жилье сегодня совершенно непопулярны. У игроков рынка перед глазами примеры спекулянтов с «зависшими» квартирами, купленными на стадии строительства еще в 2007-2008 годах. Если говорить о вложениях в офисы — этот рынок насыщен в классах А и В. Эксперт не исключает, что появляются некоторые рыночные возможности в классе С, но девелоперы не торопятся начинать новые проекты. Опыт новых бизнес-центров, вынужденных «бегать» за арендатором или покупателем, тоже у многих перед глазами. Вложения в покупки маленьких площадей («буду иметь стабильную ренту»), бывшие столь частыми в пору «разогрева» спекулятивных рынков (это когда возможности вложений в производительный труд уже в основном исчерпаны), вообще никогда не были надежными вложениями. Достаточно много владельцев помещений в бизнес-центрах, проданных в 2006-2008 годах «внарезку», сегодня выставили их на продажу (и, конечно, не по «пиковым» ценам).

«Рыночные иллюзии чаще всего уходят через потерю реальных денег. То же, по сути, можно сказать и о торговых помещениях — строящиеся крупные объекты единичны, покупки «внарезку» показали свою несостоятельность. Да, начиная с конца прошлого года были ожидания восстановления и, возможно, последующего роста розницы (и торговли вообще), но сегодня обороты розничной торговли (в сопоставимых ценах) практически застыли на уровне соответствующих периодов прошлого года — и я полагаю, такая картина стагнации (сценарий «L») сохранится как минимум до конца этого года, — полагает Дьячков. — Дело в том, что у населения за 2009 год существенно увеличилась норма сбережений; это, как легко понимать, не дает рознице «подниматься». Про склады и гостиницы — все то же, только эти сегменты еще уже, чем показанные выше. Как результат, мы никакого особенного всплеска инвестиционной активности в секторе недвижимости (по крайней мере, в Западной Сибири) не наблюдаем. Проекты, которые мы видим, единичны — и содержатся большей частью либо в сегменте торговых центров (достройка начатых объектов и проекты специализированных центров, то есть дифференцирование предложения), либо в секторе строительства очень дешевого жилья. Ну, и плюс две классных гостиницы в Новосибирске, ввод одной из которых задерживается, если мне не изменяет память, уже третий год».

В случае с недвижимостью, по мнению главного экономиста УК «Финам Менеджмент» Александра Осина, рассчитать эффективность вложений можно, разделив доходы от сдачи жилья в аренду на стоимость объекта жилья. Для центральных регионов в итоге получится значение порядка 25, что соответствует доходности от вложений в 4% годовых. Схожее значение, по оценкам аналитика, будет и для региональных населенных пунктов. К этому показателю следует добавить средний прирост стоимости жилья, к примеру, за последние два года. Сейчас этот показатель составляет 0% для крупнейших городов РФ и порядка −20%/-30% для регионов. Исходя из среднего за последние 2 года уровня инфляции в 8,5%(г/г), получается, что реальная оценочная доходность от вложений в недвижимость составит от −4,5% до — 34,5%. «Этот показатель эффективности размещения средств приблизительно соответствует эффективности вложений на фондовом рынке и ниже, реальной доходности по вкладам, которая составила несколько процентов годовых в реальном выражении за указанный период, — говорит эксперт. — Причина сохранения, тем не менее, высокого спроса на жилье, в данном случае, на мой взгляд, вызвана тем, что недвижимость по-прежнему расценивается рынком, как надежное средство хеджирования инфляционных рисков. Статистика не подтверждает такие расчеты».
По словам Осина, мировая и российская практика показывает, что ценовая ситуация на рынке жилья может активно ухудшаться при росте инфляции за счет спада в реальных доходах населения и прибылях корпораций. Дополнительные риски для покупателей недвижимости связаны с сохранением над этим рынком «навеса» в виде банковских залогов в недвижимости на сумму, приблизительно, в 14 трлн. руб. и активов банков на рынке жилья приблизительно в 1,4 трлн. руб. Рисками в данном случае является, кроме того, дальнейший рост невозвратных кредитов и соответствующее увеличение на балансах банков неработающих активов. При реализации этого сценария, по оценкам УК Финам Менеджмент, произойдет повышение издержек банков по поддержанию «длинных» позиций на рынке недвижимости. Эти издержки на данный момент включают в себя стоимость пассивов, привлеченных банками для выдачи кредита, по факту не возврата которого получен в собственность залог. В них же войдет недополученная прибыль банков, налоги на недвижимость и расходы по системе ЖКХ, а также финансирование подразделений, занимающихся управлением этими непрофильными активами. В течение двух — трех лет, по мнению Александра Осина, сумма этих издержек может вырасти до размеров, равных половине рыночной стоимости объектов недвижимости. В случае если стагнация, а тем более, стагфляция в экономике получит в ближайшие годы свое развитие, такой вариант развития событий приведет к новому витку ослабления рынка жилья.

Пока не время

Достаточно спорным объектом инвестирования, по оценкам экспертов, сегодня является и покупка бизнеса. По оценкам аналитиков УК Финам Менеджмент, на данный момент стабильным интересом у представителей МСБ пользуется лишь один его сегмент — торговля, на котором сосредоточено 80% малых и средних предприятий. Причина — в высоком уровне налогообложения и прочих рисков ведения бизнеса в РФ. Розничный сегмент практически единственный из доступных частному инвестору с небольшим капиталом секторов рынка, позволяющим получить рентабельность по чистой прибыли в районе 20% годовых. Между тем, реальные доходы населения по темпам роста сократились в 2009 г. до 1%(г/г) против 15% — 17% в период бума. В случае нестабильного по темам восстановления российской, мировой экономики, в рамках наметившейся на данный момент тенденции, это сектор бизнеса вполне может ожидать «сжатие».

А член Совета директоров ИК Клевер Капитал Игорь Ладыгин вообще отмечает, что в последнее время достаточно распространенной тенденцией у бизнесменов «средней руки» является не покупка новых активов, а продажа своего бизнеса с последующим выводом денег за рубеж. «Кто-то уже подготовил себе место проживания, кто-то обустраивает инфраструктуру за рубежом. Там, в основном, деньги размещаются на депозитах банков, — поясняет собеседник КС. — Другие хозяева средних предприятий достаточно осторожны в своих покупках, особой активности не прослеживается. Если и приобретаются бизнесы, то не в качестве инвестиционных вложений в чистом виде, а как «профильные» активы, которые легко встраиваются в существующую бизнес-цепочку. Приобретают же бизнесы именно в качестве вложения капитала либо мелкие предприниматели (такие сделки мы в «Клевер Капитал» не отслеживаем), либо инвестиционные фонды, которые в настоящее время страдают избыточной ликвидностью».

По мнению Ладыгина, говорить о стабилизации мировой и российской экономик пока преждевременно. Тем не менее, эксперт отмечает, что большинство инвесторов и промышленных групп в прошлом году определились со своими целями и инвестиционной политикой, и обозначили свою активность в области инвестирования. Несмотря на то, что в 1-м квартале было совершено 154 сделки на общую сумму 5,1 млрд. долл., что на 10 % меньше уровня прошлого года, объем свободных инвестиций на мировом и российском рынке растет от квартала к кварталу. Инвесторы озабочены поиском привлекательных проектов для вложения.

Аналитики «Русские инвесторы Сибирь» так же считают, что время для вложений в бизнес еще не пришло. «Да, многие бизнесы сейчас недооценены, ряд компаний находится в состоянии банкротства и можно дешево купить их или активы, — говорит Панченко. — Но в целом со следующего года инвестиционный климат и налоговая нагрузка на предприятия из-за роста отчислений во внебюджетные фонды возрастет и многие компании потеряют в капитализации. Возможно, тогда они станут более привлекательным объектом для вложения инвестиций».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ