ТагАЗ теряет Сибирь

Таганрогский автомобильный завод теряет свои позиции в Сибири. Так, если до кризиса у завода было пять официальных дилеров в Новосибирске, что являлось рекордом для столицы Сибири, то теперь интересы ТагАЗа будет представлять всего лишь один официальный дилер. Аналогичные процессы происходят и в других городах Сибири. Участники рынка объясняют сложившуюся ситуацию отсутствием гарантийных возмещений со стороны завода и общим осложнением финансовых отношений ТагАЗа со своими дилерами.

Таганрогский автомобильный завод — производитель и дистрибьютор автомобилей под брендом Hyundai — Accent, Sonata, Elantra XD, Santa Fe Classic, Porter, а также моделей под брендом Tagaz — Tager, Road Partner, Vortex Estina, C100.

На этой и на прошлой неделях дилерские договоры с ТагАЗом расторгли двое новосибирских дилеров — «Автоцентр» («Балчуг») и «Авто-град» («Авторитория»), который также являлся официальным дилером ТагАЗа в Барнауле. Ранее в июне этого года такое же решение принял «Автолэнд-Сибирь» («КС» № 22 от 12 июня 2009 года), кроме того, продажи данных автомобилей были прекращены и компанией «Автомир-Новосибирск». Таким образом, из пяти официальных дилеров в Новосибирске остался только один — компания «Сармат», на базе которой в начале года был создан региональный склад автомобилей ТагАЗ. В самом «Сармате» позитивно оценивают тот факт, что теперь именно их компания станет единственным дилером ТагАЗа. Руководитель отдела продаж ГАЗ компании «Сармат» (официальный дилер ГАЗ, ТагАЗ, KIA в Новосибирске) Анна Ващенко отметила, что ее компания намерена продолжать сотрудничество с ТагАЗом, так как не испытывает существенных проблем во взаимодействии с заводом.

Стоит отметить, что аналогичные процессы наблюдались и наблюдаются и в других городах Сибири — Томске, Иркутске, Барнауле, Кемерове. В качестве причин расторжения договоров с ТагАЗом сибирские дилеры называют отсутствие гарантийных возмещений со стороны завода, вследствие чего им приходилось устранять все гарантийные неполадки в автомобилях за свой счет, что крайне обременительно в условиях финансового кризиса. Переговоры с заводом, по их словам, результата не приносят, а юридические меры воздействия также оказываются неэффективными.

Действующие дилеры ТагАЗа разделяют мнение коллег. «Проблема с отсутствием гарантийных обязательств со стороны ТагАЗа нас не обошла стороной — она есть. По этому поводу ведутся переговоры с руководством завода», — отмечает начальник отдела маркетинга «Агат-Авто» (официальный дилер Nissan, ТагАЗ, ГАЗ, Hyundai Truck & Bus в Иркутске) Татьяна Осипова. А руководитель отдела продаж «Автоцентра АНТ» (официальный дилер Hyundai, ТагАЗ, Nissan, Mitsubishi в Барнауле) Максим Проценко добавляет, что проблемы во взаимоотношениях с ТагАЗом не ограничиваются только вопросом гарантии. «Финансовые взаимоотношения с заводом — предоплаты, гарантия, запчасти и прочее — осложнены в период кризиса. Кроме того, снизилось количество производимых ликвидных машин, существенно повысились отпускные цены на все автомобили», — отмечает Максим Проценко. Он допускает, что через какое-то время ситуация изменится, так как производимые машины были достаточно востребованы. Именно поэтому «Автоцентр АНТ», по его словам, по-прежнему является дилером ТагАЗа.

Впрочем, исполнительный директор автоцентра «Велес-40» (официальный дилер Audi, Subaru, Ssangyong, Hyundai Truck & Bus, ТагАЗ в Томске) Екатерина Куликова, напротив, считает, что автомобили ТагАЗа становятся все менее конкурентоспособными на рынке, например, в сравнении с KIA. Кроме того, и самим дилерам, по ее словам, работать с KIA оказывается намного удобнее. Тем не менее она отмечает, что «Велес–40» будет продолжать сотрудничество с ТагАЗом, но в пассивном режиме. И действительно, пассивный режим работы заключается в том, что у многих действующих сибирских дилеров завода в наличии автомобилей просто нет, в том числе в связи с переналадкой производства на заводе. «Временно мы не продаем автомобили ТагАЗа, но это связано с малым объемом производства на заводе», — говорит Максим Проценко.

По мнению участников рынка, комплекс проблем может привести к тому, что у ТагАЗа в городах Сибири останется всего лишь по одному дилеру, а в некоторых городах завод может оказаться вообще не представленным, несмотря на то что до кризиса у завода было рекордное число дилеров в городах Сибири. «В свое время завод охотно раздавал дилерство всем желающим, независимо от возможностей того или иного дилера. В результате от такой системы страдали как сами дилеры завода, так и клиенты», — отмечает Куликова. По ее мнению, отсутствие у ТагАЗа четко выстроенной системы взаимоотношений с дилерами стало одной из ключевых предпосылок сложившейся ситуации. Получить комментарии в самом ТагАЗе не удалось.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ