Николай Диденко: «Планируем активнее привлекать инвесторов к финансированию дорожного строительства»

Разветвленная дорожная сеть Новосибирска с интенсивным движением в кризисный период требует существенных ресурсов для поддержания, а также для развития дорожной отрасли, внедрения современных автоматизированных систем управления. Из каких источников город планирует привлекать ресурсы на развитие дорожно-транспортного сектора в ближайшей перспективе, реально ли выполнить докризисные планы развития и как идет реализация инновационных проектов, корреспонденту «КС» НАДЕЖДЕ ВЛАДИМИРОВОЙ рассказал заместитель мэра Новосибирска — начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса НИКОЛАЙ ДИДЕНКО.

— В последние годы облик Новосибирска стремительно преображается: строятся новые дороги и развязки, улучшилось текущее содержание городских территорий. Каких результатов удалось достичь в дорожно-строительном сезоне–2009?

— Несмотря на сложную экономическую ситуацию, все запланированные на 2009 год работы по капитальному и текущему ремонту дорожного полотна подрядные организации выполнили в полном объеме. Так, общий объем дорожно-строительных работ составил 741 553 кв. м.

Капитальный ремонт участков дорог проводился более чем на 80 улицах — это почти полмиллиона квадратных метров проезжей части; текущий ремонт проведен более чем на 200 улицах во всех районах города. Главным событием дорожно-строительного сезона станет открытие движения по стратегически важному не только для транспортной, но и для жилищной отрасли объекту — 500-метровой эстакаде через пойму Плющихи, соединяющей улицы Кирова и Выборную. Этот виадук позволит кратчайшим путем связать жилую застройку и пединститут по ул. Выборной с центральной частью города и даст толчок к освоению большой территории Ключ-Камышенского плато, на котором планируется разместить более 2 млн. кв. м жилья. В комплексе со строительством эстакады выполнена реконструкция до четырех полос движения ул. Кирова от ул. Автогенной до ул. Воскова.

Также сейчас завершается строительство транспортной развязки на разъезде Иня. Она позволит улучшить транспортную связь Первомайского района с Центральным и Советским районами, а также повысит пропускную способность Бердского шоссе, превратив его в скоростную магистраль непрерывного движения. Введение в строй этого ключевого объекта также обеспечит беспрепятственный транзит в сторону Академгородка и Бердска.

В этом году начато строительство еще одной магистрали непрерывного движения по ул. Объединения. В перспективе она свяжет улицу Жуковского и Красный проспект с Северным обходом и даст прямой выход на Кемеровскую трассу. Этим мы добьемся значительного улучшения транспортной связи центра города с жилыми районами Родники и Снегири.

Среди других объектов дорожного строительства можно назвать следующие. За счет средств инвесторов расширена ул. Северная на участке от ул. Залесского до Красного проспекта, построен участок ул. Немировича-Данченко от ул. Троллейной до ул. Оборонной, участок ул. Красина от ул. Кошурникова до ул. Федосеева, расширена ул. Петухова от Громова до Советского шоссе.
И, конечно, Оловозаводской мост через Обь — наш важнейший объект на ближайшие годы.

Подготовительные работы на стройплощадке начались в прошлом месяце и должны быть завершены в декабре текущего года. К этому времени будет получено заключение главгосэкспертизы по проекту третьего моста и проведен конкурс на определение генерального подрядчика на его строительство. Мы рассчитываем уже в конце года приступить непосредственно к возведению третьего автомобильного моста через Обь.

— Как департамент планирует в дальнейшем поддерживать развитие дорожной отрасли в существующей непростой финансовой ситуации?

— В сложившейся экономической ситуации мы рассчитываем на помощь федеральных структур. Так, уже подписано соглашение с Министерством транспорта России о паритетном финансировании строительства моста через Обь, достигнута договоренность с Министерством внутренних дел о финансировании строительства пешеходного перехода на разъезде Иня в рамках Федеральной программы безопасности дорожного движения.

Мы планируем активнее привлекать к финансированию дорожного строительства инвесторов — застройщиков крупных логистических центров, торговых и административных зданий. Ну и, безусловно, будем искать возможность выделения средств из городского бюджета.

С целью развития дальнейшего взаимодействия в марте 2009 года между ФГУ «Дирекция Программы ПБДД» и мэрией города подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого Новосибирску выделено 62 млн рублей из федерального бюджета на строительство надземного пешеходного перехода на дамбе Димитровского моста.

— Каковы, на Ваш взгляд, приоритетные задачи дальнейшего развития городской транспортной инфраструктуры?

— Недавно на заседании градостроительного совета мэрии мы обсудили проект генеральной схемы развития улично-дорожной сети города. В частности, были рассмотрены и одобрены ближайшие и перспективные планы дорожного строительства. Первоочередное внимание мы будем уделять строительству магистралей с высокой пропускной способностью, таких как ул. Объединения, и Зыряновская. Среди основных факторов, снижающих пропускную способность улиц, можно выделить наличие многочисленных перекрестков со светофорным регулированием, поэтому основное внимание в ближайшие годы будет уделяться строительству транспортных развязок на наиболее грузонапряженных узлах — таких как подъем и спуск с Октябрьского моста, площадь Энергетиков, перекресток Петухова с Советским шоссе и ряд других.

Безусловно, приоритетным остается строительство моста через реку Обь. Другая важная задача — довести объемы капитального ремонта дорог до норматива, который в среднем составляет 8% от общей площади асфальтированных дорог.

Если говорить в целом о транспортной инфраструктуре, сейчас крайне остро стоит вопрос обеспеченности стоянками автомобилей мест массового посещения — офисов, магазинов, зрелищных и учебных заведений.

Большую роль играет организация дорожного движения.

— Новосибирск стал третьим городом в России после Москвы и Санкт-Петербурга, где используется современная технология организации и управления дорожным движением. Расскажите об этом подробнее.

— Действительно, Новосибирск вошел в тройку городов-лидеров по установке таких наукоемких систем. Это объективная необходимость. Наш город имеет разветвленную и протяженную улично-дорожную сеть, характеризующуюся значительным интенсивным движением транспорта. Если учесть, что в современных условиях темпы автомобилизации превышают развитие в городе дорог, то и на ближайшую перспективу прогнозируется дальнейшее увеличение интенсивности и плотности транспортных потоков.

Укрепление социально-экономических и культурных связей регионов с центром Сибирского федерального округа еще более увеличивает приток автотранспорта в Новосибирске. В создавшейся обстановке транспортные предприятия, осуществляющие грузовые и пассажирские перевозки, несут значительные финансовые потери от срывов графиков движения из-за возникающих заторных ситуаций.

Анализ результатов мониторинга дорожного движения, проведенного проектным институтом «Омскгражданпроект», с очевидностью показал, что потенциал пропускной способности улиц и дорог города используется не полностью. Чтобы скоординировать меры по увеличению пропускной способности магистральных улиц, а также достигнуть снижения уровня аварийности на дорогах города, мэрия города совместно с представителями администрации области, депутатского корпуса, ГИБДД, автотранспортных предприятий, а также общественности в 2007 году разработала и утвердила целевую программу «Безопасность дорожного движения в городе Новосибирске на 2008–2010 годы». Ее ключевой вопрос — внедрение современных интеллектуальных технологий организации и управления дорожным движением, таких как АСУДД.

— Каковы преимущества автоматизированного управления дорожным движением и насколько АСУДД поможет улучшить качество движения в Новосибирске?

— Целевая функция АСУДД — обеспечить соответствие режимов работы светофорных объектов динамике транспортной потребности на всех контролируемых направлениях. Проще говоря, автоматизированная система позволяет управлять дорожным движением в режиме «зеленой волны», что уменьшает временные затраты в движении транспорта и существенно сокращает число лишних торможений и других маневров. Ожидаемыми конечными результатами внедрения системы являются, во-первых, увеличение пропускной способности улиц, во-вторых, снижение уровня аварийности в городе на 15–20%. Кроме того, по предварительным расчетам, на 25% сократится выброс в атмосферу отработавших газов. Это не только в значительной степени исключает транспортные пробки, но и способствует улучшению экологической обстановки в городе.

— Насколько активно внедряется новая система управления, что уже сделано? Какие ресурсы удается получить из бюджета на внедрение АСУДД?

— С начала реализации городской целевой программы в рамках создания АСУДД закончена модернизация Центрального управляющего пункта с оборудованием необходимых автоматизированных рабочих мест, построено и реконструировано 122 светофорных объекта, установлено 206 табло обратного отсчета времени для пешеходов, 65 указателей скорости. Кроме того, 11 перекрестков оборудовано детекторами транспорта. В целях улучшения видимости сигналов светофоров установлено 90 консольных опор, 54 подвесных консоли, заменено и установлено более 5000 дорожных знаков. На двух узловых перекрестках (Д. Ковальчук — Плановая — пл. Калинина) смонтированы системы видеонаблюдения.

В 2010 году планируется продолжить внедрение и модернизацию АСУДД с доведением количества светофоров, подключенных к данной системе, до 163.

В рамках заключенного между МВД России и администрацией Новосибирской области соглашения о взаимодействии в реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» Новосибирск ежегодно получает материально-технические ресурсы для модернизации АСУДД из федерального бюджета.

— Еще одна приоритетная задача департамента — развитие городского пассажирского транспорта. Каких результатов удалось достигнуть?

— В настоящее время мы реализуем сразу несколько инновационных проектов. С помощью внедрения передовых информационных технологий организация перевозки пассажиров общественным транспортом постепенно выходит на новый качественный уровень.

Уже три года в Новосибирске функционирует автоматизированная система учета и оплаты проезда (АСОП) с применением бесконтактных микропроцессорных пластиковых карт.

Буквально в течение полугода с момента подписания постановления мэра Новосибирска «О внедрении в городе Новосибирске автоматизированной системы учета и безналичной оплаты проезда в городском общественном пассажирском транспорте» проект «Электронный проездной — Новосибирск» в привычном для нас виде развернут на муниципальном и немуниципальном наземном транспорте, а также в метрополитене. К системе регулярно подключаются новые маршруты, что позволяет постоянно расширять сеть обслуживания на транспорте. Система «Электронный проездной» настолько прочно вошла в жизнь горожан, что уже каждый второй житель ежедневно оплачивает проезд с помощью пластиковых карт.

Значительный блок перспективных программ связан с обеспечением четкого контроля за графиком движения наземного пассажирского транспорта. С 2008 года в Новосибирске реализуется пилотный проект федеральной целевой программы «Глобальная навигационная система». В рамках этого проекта была внедрена и отлажена автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом (АСУ-Навигация), программно-технологический комплекс «Автоматизированная система формирования и ведения расписаний движения маршрутизированного транспорта».

Сейчас спецоборудованием полностью оснащены троллейбусы четырех филиалов МКП «ГЭТ» на 16 маршрутах. Кроме того, бортовыми навигационными блоками с автоинформаторами обеспечены все муниципальные автобусы на 38 маршрутах. Также подключены к системе «АСУ-Навигация» 764 подвижных единицы немуниципальных перевозчиков.

— Какие новшества приобрел городской пассажирский транспорт в рамках реализации проекта автоматизированной системы управления «Навигация»? В чем выиграли пассажиры?

— Автоматизированная радионавигационная система диспетчерского управления пассажирским транспортом (АСУ-Навигация) позволяет в режиме реального времени осуществлять диспетчерское управление и контроль за работой на линии подвижного состава, что существенно влияет на эффективность управления движением пассажирского транспорта.

Во-первых, система повысила безопасность перевозки пассажиров, так как появилась возможность оперативного информирования о ДТП и чрезвычайных ситуациях с точным определением места происшествия. Во-вторых, линейная дисциплина водительского состава обеспечивается постоянным визуальным контролем и двусторонней голосовой связью с диспетчером.

В дальнейшем намечено реализовать возможности предоставления справочной информации о текущем состоянии процессов перевозок и движения транспорта для пассажиров на внешних отображающих устройствах — в том числе на электронных табло внутри транспортных средств и на остановочных пунктах, в информационной сети Интернет, на мобильных устройствах.

— Сейчас в городе большое внимание уделяется благоустройству и озеленению транспортных развязок и магистралей. Какие дизайнерские решения цветочного оформления планируется применять в дальнейшем?

— Цветочное оформление дорожных объектов должно быть ярким и радовать новосибирцев и гостей нашего города с весны и до осени. Поэтому мы планируем и в дальнейшем украшать транспортные развязки различными формами вертикального озеленения, горшечными растениями, а также архитектурной посадкой как цветочных, так и декоративно-лиственных культур. Мы подбираем их таким образом, что, когда отцветают одни виды, начинается цветение у других. В частности, в 2010 году мы увеличим количество стационарных и подвесных цветочных вазонов, разнообразим ассортимент ампельного цветочного материала. В настоящее время дизайнеры уже приступили к разработке таких проектов.

— Что бы Вы хотели пожелать работникам дорожного и автомобильного транспорта накануне их профессионального праздника?

— К своему профессиональному празднику новосибирские дорожники подошли с хорошими результатами: вводится в строй эстакада по ул. Кирова, завершается строительство транспортной развязки на разъезде Иня, положено начало возведению третьего автомобильного моста через Обь.

Хочу выразить искреннюю благодарность за многолетний плодотворный труд всем ветеранам и работникам городской дорожно-транспортной отрасли. Желаю всем успехов в работе, творческой энергии для решения профессиональных задач, здоровья и благополучия каждой семье!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ