КОНФЛИКТ. Глава Ауди Россия: «Клиенты и импортер должны вместе бороться против лица, преступившего закон»

Скандал, развернувшийся в результате прекращения деятельности дилера Audi в Новосибирске — компании «Престиж-Авто», — может нанести существенный ущерб имиджу немецкой марки в регионе. Несколько десятков пострадавших клиентов экс-дилера, которые оплатили ему автомобили, но так и не получили документы на них, теперь судятся именно с Audi. Они винят производителя в недостаточном внимании к выбору своих партнеров, введении в заблуждение потенциальных клиентов и недобросовестной деятельности.

С другой стороны, в Ауди Россия себя, так же как и клиентов, относят к пострадавшей стороне и призывают объединиться в борьбе за справедливость. Корреспондент «КС» СЕРГЕЙ МИНИН обсудил конфликт с главой Ауди Россия ТИЛЛОМ БРАУНЕРОМ.

— Сколько на сегодняшний день всего спорных автомобилей в истории с «Престиж-Авто»?

— Сегодня это 24 автомобиля, переданных клиентам без ПТС, еще два автомобиля, которые находятся у нас на складе, но по которым еще нет окончательного решения суда, а также 15 неоплаченных тестовых автомобилей. Итого 41 автомобиль.

— Какова общая сумма ущерба, которую потенциально может понести ФГР —Фольксваген Групп РУС (российский импортер концерна Volkswagen, в который входит Audi) в результате сложившейся ситуации?

— Общая сумма ущерба составляет порядка 3 млн евро.

— Почему ФГР пытается отсудить автомобили у покупателей, а не у дилера?

— Мы как раз пытаемся возвратить автомобили от «Престиж-Авто», но поскольку эта компания незаконно передала их клиентам, это тяжело сделать, не затронув интересы самих клиентов. Покупатель может потребовать от «Престиж-Авто» расторжения договора и возврата средств, а также компенсации морального вреда и возмещения убытков. Тем не менее клиенты требуют передачи ПТС импортером, который сам не получил оплаты этих автомобилей. Поэтому мы были вынуждены подать встречный иск против клиентов, ведь мы не можем согласиться с их требованиями.

Таким образом, потери несут две пострадавшие стороны, при этом бывший генеральный директор ООО «Престиж-Авто» Андрей Эдуардович Соловьев остается при своем. Клиенты и импортер должны бороться вместе против лица, преступившего закон.

Мы подали иск в арбитражный суд, а также пытаемся возбудить уголовное дело против господина Соловьева. Пытаемся, но этому препятствуют некоторые дружественные Соловьеву представители правоохранительных органов.

— Почему ФГР не соглашается с решением нескольких последних судебных заседаний — признать правоту за покупателем? Каковы ваши доводы?

— ФГР — такая же пострадавшая сторона, как и наши клиенты. Наш ущерб насчитывает 3 млн евро, поверьте, это огромные потери для нас! И мы также страдаем из-за незаконных действий «Престиж-Авто» в лице А. Э. Соловьева. Мы очень рассчитываем, что суд будет основываться на нормах права, а не на эмоциях при вынесении решения.

— Пострадавшие клиенты в свою защиту утверждают, что во взаимоотношениях ФГР–дилеры есть согласованные действия (сговор), целью которых является переложить риски недобросовестной деятельности на покупателя. По их словам, схема взаимоотношений ФГР с дилерами построена таким образом, что позволяет дилерам получать от покупателей деньги и использовать их по своему усмотрению, не направляя на выкуп автомобиля у ФГР. Ответственность в случае такой недобросовестности дилера перекладывается на покупателя, потому что ФГР именно от него требует возврата автомобиля. Как вы можете прокомментировать это?

— Работа на условиях отсрочки платежа — наиболее распространенная схема в автомобильной отрасли. Эта схема работает на протяжении многих лет и на сегодняшний день зарекомендовала себя только с лучшей стороны, особенно во времена кризиса, так как она позволяет максимально быстро удовлетворить пожелания покупателя и наиболее приемлема для дилера. Клиент в минимальные сроки получает именно то, что он хочет. А в случае заказа автомобиля всегда остается вероятность, что клиент будет неудовлетворен, получив то, что не совпадает с его ожиданиями. Чем меньше автомобилей на складе дилера, тем эта вероятность выше.

Такая схема не позволяет дилерам, настроенным на долгосрочную работу, использовать деньги клиентов по своему усмотрению. В основном дилеры выкупают автомобили за счет оборотных средств своего предприятия, а не за счет взятых с клиентов оплат, ведь клиент, внося деньги за автомобиль, хочет уехать на нем уже через несколько часов. Поэтому дилер должен оплатить его импортеру заранее, чтобы получить и оформить все соответствующие документы. Лишь дилер, планирующий завершить свою деятельность, может себе позволить обманным путем присвоить себе деньги клиентов, товар импортера, деньги, полученные от банков и других кредиторов. Вопрос: куда делись все эти миллионы, если в компании их тоже нет?

— Тем не менее именно по этой схеме ФГР передал в пользу «Престиж-Авто» более 110 (точную цифру я не знаю) автомобилей Audi, сохраняя права собственности за собой. Дилер реализовал часть этих машин, но деньги покупателей направил не ФГР, а на собственные нужды. Не получив от дилера деньги, ФГР начал отзывать автомобили у покупателей, аргументируя тем, что дилер не имел права их продавать. Зачем тогда автомобили были переданы дилеру?

— В пользу «Престиж-Авто» было передано 157 автомобилей.

Автомобили были переданы дилеру, чтобы он имел возможность представить и в относительно краткие сроки после принятия решения о покупке передать их клиентам. Чтобы не нужно было объяснять клиентам, каким будет тот или иной автомобиль с помощью только лишь образцов материалов, картинок, описаний, а просто наглядно продемонстрировать желаемую покупку.

Для того чтобы дилер смог передать автомобиль клиенту, он должен сделать следующие шаги: оплатить автомобиль импортеру, получить в банке-партнере импортера ПТС (отделение банка зачастую находится в том же городе, что и дилер, и именно в нем уже хранится ПТС), получить оплату автомобиля от клиента, оформить документы и выдать автомобиль. Вся процедура занимает 2–3 дня.

Если же на складе дилера нет автомобиля, заинтересовавшего покупателя, срок его получения клиентом может занимать от двух недель до шести месяцев, в зависимости от того, есть ли автомобиль на складе импортера в Москве или его еще необходимо произвести на заводе в Германии и доставить в тот или иной город.

Я хочу еще раз подчеркнуть, что в сложившейся ситуации покупатели, как и импортер, являются пострадавшей стороной. Они были обмануты недобросовестным дилером, который пообещал передать им ПТС. Ведь это же основной документ, необходимый для применения автомобиля по назначению — езды на нем. Более того, в момент передачи автомобиля лицо, подписавшее со стороны дилера акт приема-передачи, заведомо знало, что не вправе этого делать, так как автомобиль еще не является собственностью дилера. В некоторых таких актах мы увидели подпись господина Соловьева. Подлинность подписи будет установлена в ходе следствия. Фактически это будет означать, что Соловьев не передал товар в собственность. Это то же самое, если бы кто-то продал вам кусок Красной площади.

Как «Престиж-Авто» уходил с рынка

Ауди Центр Новосибирск15 января Ауди Россия в одностороннем порядке разрывает дилерское соглашение с «Престиж-Авто». Причины: неисполнение обязательств перед клиентами и крупная задолженность за поставленные автомобили. Импортер спешно забирает со стоянки «Престиж-Авто» не оплаченные ему автомобили Audi (около 120).

Тем временем клиенты экс-дилера, уже оплатившие ему машины, но не получившие их (либо ПТС), подают иски в арбитражный суд и пишут заявления в ОБЭП. Поскольку и машины, и ПТС находятся в распоряжении импортера, клиенты направляют свои требования именно к нему.

На фоне проблем с импортером и клиентами владельцу и гендиректору «Престиж-Авто» Андрею Соловьеву нужно решить еще более сложную задачу — рассчитаться с банками-кредиторами, которые в противном случае получат имущество своего заемщика. По минимальным оценкам, задолженность компании по кредитам на тот момент превышает 100 млн рублей. Не теряя времени, банки, среди которых ВТБ, Новосибирский Муниципальный банк и «Акцепт», обращаются в суд с исками об истребовании задолженности. В результате суд арестовывает главный актив компании — дилерский центр, где помимо Audi располагаются салоны Porsche и Skoda. На помощь Соловьеву приходит другой его кредитор — БИНБАНК. Он выдает «Престиж-Авто» новый кредит в 100 млн рублей. Эти деньги позволяют рассчитаться с другими банками и вывести из под ареста дилерский центр, который в результате достается БИНБАНКУ. Затем банк передает ДЦ (условия неизвестны) Умару Хапсирокову, сыну помощника руководителя администрации президента.

Сегодня компания «Люкс моторс», учрежденная Хапсироковым, готовится к получению дилерства BMW в Новосибирске, договор должен быть подписан до октября. Директором «Люкс моторс» является Андрей Соловьев.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ