Кто рулит «Алтайвагоном»

На прошедшей неделе конфликт вокруг крупнейшего алтайского предприятия ОАО «Алтайвагон» из закулисья перешел в публичную плоскость. Два акционера промышленной компании Сергей Хачатурян и Виктор Величко 8 сентября распространили заявление, в котором обвинили своих бывших партнеров из ОАО «ХК СДС» в незаконном отчуждении принадлежащих им акций, выводе активов алтайского предприятия на Кузбасс для решения финансовых трудностей СДС. По заявлениям Хачатуряна и Величко заведено два уголовных дела, а краевой арбитражный суд наложил арест на исчезнувшие акции.

Из постановления следователя Следственного отдела при ОВД по Новоалтайску О. А. Шмаковой, имеющемуся в редакции «КС», следует, что 31 августа 2009 года были возбуждены два уголовных дела по заявлениям акционеров ОАО «Алтайвагон» В. И. Величко и С. Г. Хачатуряна. Согласно выводам Шмаковой, в период с 17 по 23 июля текущего года должностные лица «СДС-Маш» и компании регистратора «Акционер» «путем фальсификаций документов провели сделку по отчуждению 72% акций ОАО «Алтайвагон» (г. Новоалтайск), осуществив рейдерский захват предприятия, причинили особо крупный ущерб ОАО «Алтайвагон» — ст. 159. ч. 4 УК РФ («Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере»). Второе дело возбуждено по ст. 201 ч. 1 УК РФ («Злоупотребление полномочиями лицом, выполняющим управленческие функции, в целях извлечения выгоды»).

Напомним, еще в августе «КС» писал, что в открытых источниках появилась информация, что три физлица — Максим Рычагов, Максим Николаев и Андрей Балдин — стали обладателями 72,43% акций ОАО «Алтайвагон», которые еще некоторое время назад принадлежали ОАО «СДС-Маш», входящему в состав Сибирского Делового Союза (СДС). Оставшиеся акции по-прежнему принадлежат ООО «Веста» и стоящему за ним Сергею Хачатуряну (21,6%), который к тому же лично имеет 2,52% акций. Остальные более 170 акционеров «Алтайвагона» имеют незначительные пакеты акций.

4 сентября на пресс-конференции, а затем 8 сентября в официальном заявлении прессе Сергей Хачатурян и Виктор Величко изложили свое видение ситуации вокруг перехода акций вагоностроительного предприятия. По их словам, шесть лет назад собственниками завода фактически стали три физлица — Величко, Хачатурян и Гридин (ныне депутат Госдумы РФ): каждому принадлежало около трети акций компании. В 2006 году по мере развития головного предприятия в Новоалтайске и появления филиалов в Рубцовске (литейный завод) и Кемерове было принято решение создать некую управляющую структуру — «СДС-Маш». На его баланс «были переданы акции ОАО «Алтайвагон», принадлежащие Виктору Величко, Владимиру Гридину и 8% из почти 33% акций Сергея Хачатуряна (остальные примерно 25% Хачатурян оставил за собой). Всего «СДС-Маш» было передано 72,4% акций ОАО «Алтайвагон». Учредителем нового холдинга также стала кемеровская компания СДС, а генеральным директором был назначен господин Величко.

По словам Хачатуряна, летом текущего года вместе с Величко они узнали, что реестродержатель акций «Алтайвагона» зарегистрировал ряд сделок по переходу права собственности 72% акций в пользу физических лиц. «Всего исчезло 153 195 акций. Мы стали интересоваться, куда они пропали, — говорит Сергей Хачатурян. — Оказалось, что владельцами стали три наших работника. Это начальник службы безопасности «Алтайвагона» Аникин, юрист завода Попков и юрист СДС Шек. Они приобрели эти акции по цене один рубль за штуку, а затем реализовали по такой же цене трем жителям Кемеровской области — Балдину, Николаеву и Рычагову. Кто это такие, мы не знаем». Это и послужило поводом для обращения в милицию и возбуждения уголовного дела. В своем заявлении для прессы от 8 сентября Хачатурян с Величко выдвинули еще ряд предположений в адрес СДС. По их мнению, высокая долговая финансовая нагрузка отраслевых холдингов СДС в целом (более 50 млрд руб. — кредиты, займы, лизинг и 22,5 млрд руб. — кредиторская задолженность, в т. ч. перед бюджетом — 2,8 млрд руб.) и предбанкротное состояние отдельных — «СДС-Уголь», «Прокопьевск-Уголь», «Новотранс» — по итогам I квартала 2009 года сделали невозможным (из-за отсутствия достаточного объема имущества и недвижимости) привлечение дополнительных заемных ресурсов и реструктуризацию существующего кредитного портфеля. В целях решения финансовых проблем СДС необходимы были активы, в т. ч. акции ОАО «Алтайвагон». В результате, как говорит Хачатурян, значительная часть кредитов СДС была получена под поручительства «Алтайвагона», которых у предприятия теперь 3,2 млрд руб.

Кроме того, как следует из официального заявлениям Хачатуряна и Величко, «ЗАО «ХК СДС» и его аффилированными структурами нанесены огромные убытки ОАО «Алтайвагон» за счет того, что входящему в СДС «Новотрансу» вагоны продавались по заниженным ценам. При полной себестоимости полувагона в апреле 1 429 006 руб., в мае — 1 420 302 руб., в июне — 1 322 547 руб. полувагоны реализовывались по цене 950 000 руб. То есть каждый вагон продавался с убытком от 372 тыс. руб. до 479 тыс. руб. Всего за три месяца такими продажами был нанесен ущерб заводу около 300 млн руб. Были также отвлечены денежные средства ОАО «Алтайвагон» путем выдачи займа в размере 136 млн руб. и пр. Все это производилось без одобрения органами управления ОАО «Алтайвагон». «Мы, Величко В. И. и Хачатурян С. Г., не голосовали по таким сделкам», — подчеркнули акционеры в заявлении от 8 сентября.

В течение нескольких недель «КС» пытался получить комментарии СДС, но безуспешно.

9 сентября с визитом в крае побывал глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин, который посетил и «Алтайвагон». А по итогам визита Степашина состоялась пресс-конференция с участием главы контрольного ведомства РФ, губернатора края Александра Карлина и председателя совета директоров ХК СДС Михаила Федяева. По окончании пресс-конференции господин Федяев вынужден был пообщаться с прессой. На просьбу «КС» прокомментировать обвинения Хачатуряна и Величко он ответил: «Когда люди больные, тяжело комментировать их слова. Кто на базаре больше всех орет: «Украли!»? Вор, который украл… Заведено уголовное дело, пусть оно расследуется. Когда дело дойдет до суда, все узнают. На сегодняшний день предприятие работает. И на этом предприятии у нас как у акционеров ничего не изменилось. Мы ничего ни у кого не украли. Правоохранительные органы разберутся, кто прав, а кто виноват. Зачем этот сор выносить из избы? Акции никуда не ушли, — подчеркнул Федяев. — У нас (СДС. — «КС») нет проблем: мы гасим кредиты, даже угольные компании на 2 млн тонн добывают угля больше, чем в прошлом году. У нас все компании прибыльные, и не будет убытков даже у «Алтайвагона», хотя, может быть, кому-то этого сильно хочется. Предприятие как работало, так и будет. И акции как принадлежали СДС, так и принадлежат. Мы полгода продавали уголь в убыток, в два раза дешевле себестоимости, чтобы на рынке удержаться. Не проводите аналогии для всего остального? Это предприятие [«Алтайвагон»] на сегодняшний день выходит из убытков, которые были наработаны в первое полугодие», — заверил Федяев.

«Алтайвагон» уже пережил самые сложные времена, причем в первую очередь благодаря работе самого холдинга, — заявил Сергей Степашин в ходе пресс-конференции на «Алтайвагоне». — Завод был включен в список 270 системообразующих предприятий, но, к сожалению, так и не получил государственной поддержки в той или иной форме. Я об этом буду информировать правительство РФ. С другой стороны, предприятие нашло потребителей, через холдинг нашло средства на стабилизацию положения и развитие производства. В ближайшие несколько лет увеличится потребность в продукции завода вследствие возрастающих из-за аварии на Саяно-Шушенской ГЭС объемов транспортировки угля. На предприятие возвращаются рабочие».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ