У добрых дел нет кризиса

В прежние, как теперь их называют, тучные годы практически у всех компаний существовало множество социальных программ. Бизнес-структуры тратили на благотворительность значительные средства, пропорционально своим масштабам. В сложные для реального сектора экономики времена логично было бы предположить, что следом за оптимизацией бизнес-процессов компании сократят и свои социальные проекты. Однако на практике многие предприятия попытались сохранить уровень благотворительности. Хотя везде приоритет остается за внутрикорпоративными социальными программами.

«Мы сохранили наши социально значимые проекты, — рассказала «КС» директор по управлению брендом и рекламе ОАО «МДМ Банк» Ольга Новикова. — Программа «День знаний» в этом году даже была расширена: мероприятия пройдут в новых городах в европейской части России — Воронеже, Твери, Ростове-на-Дону, Ставрополе. В целом по России 1 сентября мы вручим стипендии 420 старшеклассникам и подарки более 8000 первоклассникам из полусотни городов страны. До конца года мы также планируем провести ряд социальных мероприятий под брендом объединенного банка. Эти проекты будут связаны с культурой, финансовой грамотностью, поощрением талантливых студентов».

Ни от одного социального проекта не отказался и Альфа-Банк. «Мы реализуем наши проекты на протяжении большого количества лет, они носят плановый характер», — отметил директор по информационной политике и связям с общественностью Леонид Игнат. Альфа-Банк продолжает программу «Альфа-шанс» — вручает стипендии наиболее одаренным ученикам Высшей школы экономики из регионов и победителям всероссийских олимпиад по образовательным предметам. Реализуются различные культурные программы — так, при поддержке банка в Екатеринбурге прошел рок-марафон.

Тенденцию сохранения социально значимых проектов коммерческими компаниями подтверждают и в мэрии Новосибирска. По информации управления социальной поддержки населения мэрии, в 2008 году на оказание адресной социальной помощи и проведение социально значимых мероприятий было привлечено 20,5 млн рублей спонсорских средств. А в первом полугодии 2009 года на те же цели было привлечено 9 млн рублей. «Основная часть спонсорских средств привлекается в период проведения Декады пожилого человека и Декады инвалидов во втором полугодии, так что снижения спонсорской активности в 2009 году не наблюдается», — отмечают в управлении. Хотя в отделе опеки и попечительства мэрии отмечают спад благотворительной помощи детским домам.

В большинстве компаний отмечают сохранение внутрикорпоративных программ и социальных пакетов. «Практически ни от чего не отказались, — комментирует руководитель по внешним связям по Сибири компании «Вимм-Билль-Данн» Антон Калтыгин. — Переработка сельхозпродуктов и до кризиса не была высокодоходным бизнесом, поэтому никаких избыточных программ у нас не было. Остались все сервисные программы — доставка сотрудников, питание, добровольное медицинское страхование, бассейн, спортзал, путевки в детский оздоровительный лагерь и т. п.».

Сохранение соцпрограмм на предприятии отмечают и на ЗЖБИ–4. Сегодня в заводской соцпакет входят бесплатное горячее питание для рабочих, оказание бесплатной медицинской помощи в заводской медсанчасти, выплата дотаций на приобретение жилья, выдача ссуд на неотложные нужды, оплата дорогостоящих операций и т. д. Кроме того, ЗЖБИ–4 уже 12 лет платит своим ветеранам заводскую пенсию.

Пожалуй, единственное, от чего во время кризиса отказались в большинстве компаний, — это корпоративные мероприятия. «Наши первоочередные задачи заключаются в том, чтобы обеспечить своевременные поставки средств защиты растений агропроизводителям России и СНГ, вырастить солидный урожай зерна, переработать его, загрузить сырьем хлебозаводы, гарантировать доступную цену на хлеб, запустить в эксплуатацию новые предприятия. И все это — несмотря ни на какие текущие экономические сложности. Не время сейчас праздновать, и мне кажется, что наш коллектив это понимает», — отмечает первый зампредседателя совета директоров Группы компаний «Сибирский аграрный холдинг» (САХО), депутат облсовета Андрей Бакин.

Несмотря на сохранение объема портфеля социальных проектов, многие эксперты убеждены, что в кризисных ситуациях компаниям прежде всего нужно сосредоточиться на поддержке собственных сотрудников. «В нынешних условиях своевременная выплата зарплаты — это лучшая социальная гарантия для сотрудников. Социальные программы целиком зависят от компаний, которые их реализуют. И здесь все зависит от возможностей сегодняшнего дня», — считает Андрей Бакин. С этим мнением согласен и Антон Калтыгин: «Нужно смотреть на реальную жизненную необходимость той или иной социальной программы, степень ее важности. У внутренних программ в большинстве случаев (но не всегда) будет приоритет. Сотрудники — та часть общества, с которой бизнес связан теснее всего, здесь наибольшая степень взаимного влияния. Естественно, в первую очередь здесь должны быть сосредоточены социальные усилия компании, особенно если речь идет о производственных предприятиях с большим штатом».

«Нужно сохранить равновесие. Социальную ответственность можно представить в виде пирамиды. Первый уровень в ней — это уплата налогов, исполнение требований законодательства. Второй уровень — поддержка сотрудников. Третий, самый высший, — участие в жизни местных сообществ, реализация социально значимых проектов для внешней аудитории. Если в условиях кризиса ресурсов для поддержки третьего уровня недостаточно, то нужно стараться обеспечить минимальное финансирование, которое позволит возобновить тот или иной проект после завершения кризиса», — считает Ольга Новикова.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ