OFFICE LIFE. Эмоции под контролем

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения относительно того, нужны ли эмоции во взаимоотношениях с коллегами. Согласно одной из них, эмоции способны только навредить, а в соответствии с другой — наоборот, помогают сблизиться с остальными членами команды.

«Мне кажется, что вспышки эмоций нисколько не помогают в разрешении проблем на работе. Наоборот, это может только усугубить назревшую проблему, — считает руководитель сектора «Реклама, маркетинг, PR» компании Penny Lane Consulting Елена Гороховатская. — Эмоциональная несдержанность в диалоге с начальством может серьезно навредить: за вами закрепится репутация скандалиста, который не в состоянии решить проблему с помощью здравого смысла. Часто чрезмерные эмоции могут служить сигналом того, что ваши требования или жалобы не подкреплены фактами». По ее словам, для руководителя эмоциональная несдержанность опасна вдвойне. Если вы чересчур эмоционально общаетесь с подчиненными, то они либо будут бояться каждого вашего слова и движения, либо просто перестанут принимать вас всерьез. «Руководитель является своего рода эмоциональным ориентиром для остальных членов команды. Его плохое настроение и вспышки эмоций могут существенно навредить работе коллектива», — говорит Елена Гороховатская.

Однако ученые из новозеландского Victoria University пришли к выводу, что эмоции, скандалы и особенно нецензурная лексика могут выполнять и командообразующие функции. По их мнению, скандалы и жалобы, определяемые как «продолжительное или многократное выражение недовольства, необязательно ставящее своей целью исправление или изменение ситуации», могут не только принести эмоциональное облегчение, но и послужить для установления взаимопонимания с коллегами.

Даже ненормативная лексика, по мнению исследователей, среди работающих в тесном контакте сотрудников может терять свою негативную окраску. Очень часто непечатные слова служат для выражения солидарности: с их помощью участники общения как бы говорят: «Ты мне нравишься, поэтому при тебе я могу позволить себе быть грубым».

«Эмоции — вещь очень сложная. Они могут помочь сотруднику выстроить карьеру так, как он хочет, или, наоборот, помешать ему в реализации собственного потенциала, — продолжает Елена Гороховатская. — Я считаю, что на работе необходимо удерживать свои эмоции в пределах разумного между несдержанностью и апатией».

«Эмоциональное управление можно разделить на две основные группы — ассоциированное лидерство и диссоциированное, — говорит ректор Института нейролингвистического программирования (НЛП) Михаил Пелехатый. — При ассоциированном лидерстве начальник все процессы, происходящие с его фирмой, пропускает через себя. Ассоциируя себя с компанией, он расстраивается, огорчается и, конечно, спуская собственное раздражение на подчиненных, эмоционально подавляет их. Такая модель была очень распространена, да и сейчас остается популярной в бюрократических организациях среди бывших партийных, комсомольских лидеров. Пользы, конечно, от нее для подчиненных никакой. Сам же начальник, сбросив эмоции, спасает себя от заболеваний сердечно-сосудистой системы, например. Хотя другая сторона такого стиля управления всем нам хорошо знакома: сильно «накачанные» эмоционально люди в едином порыве выходят на субботник, работают по две–три смены на заводе без перерыва, в борьбе за лидерство перевыполняют план…»

Вторая модель поведения, диссоциированное эмоциональное управление, присуща новому поколению руководителей — профессиональным управленцам. Не принимая близко к сердцу происходящее, внешне такой руководитель может производить впечатление очень эмоционального. Причем в отличие от ассоциированного начальника он хорошо знает, когда применить похвалу и улыбкой поощрить работника, а когда, нахмурившись, дать понять, что работать можно и лучше. В целом такой стиль гораздо экономичнее: эмоционально поощряя человека или наказывая его, руководство экономит материальные ресурсы и время.

«Как правило, умелое использование эмоций работает всегда на вас, добавляя к вашему имиджу такие эпитеты, как «сердечный», «душевный», «суровый», «справедливый» и так далее, — продолжает Михаил Пелехатый. — Ваша репутация, имидж зачастую складываются не только из внешних атрибутов, но и из отдельных примеров вашего поведения — следовательно, из проявления тех или иных эмоций. В заключение хотелось бы сказать, что эмоциональная депривация, или недовыраженность эмоций, крайне вредна. Так что будьте эмоциональными, разными, но учитесь управлять своими эмоциями! Не скрывать, а именно управлять. И у вас появится еще один мощнейший инструмент управления собой, а как следствие — и другими…»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ