Стоматологический парадокс

На большинстве региональных рынков сегодня наблюдается вполне оправданное затишье. Многие компании, в том числе и крупные, значительно корректируют планы своего развития. Сама структура рынков если и меняется сейчас, то чаще всего в сторону уменьшения числа игроков. На фоне этого ситуация на новосибирском стоматологическом рынке выглядит достаточно парадоксальной: каждый месяц здесь появляются новые компании. По мнению игроков рынка, новичков привлекает высокий спрос на стоматологические услуги, относительно низкий порог вложений и высокая окупаемость. Впрочем, как отмечают эксперты, такое видение рынка иллюзорно.

Прирост всего российского рынка платных медицинских услуг до начала экономического спада ежегодно составлял 12%. Стоматологии как одной из составляющих этого рынка традиционно принадлежало первое место. Объем рынка стоматологических услуг в 2008 году составил около $300 млн.

Сейчас в Новосибирске более 200 частных стоматологических клиник. Они работают в экономсегменте (средняя стоимость услуг — до 1 тысячи рублей), среднем ценовом сегменте (от 1 до 3 тысяч рублей; наиболее востребован сейчас) и верхнем сегменте (от 3 тысяч рублей). Полный спектр стоматологических услуг оказывает около 15% всех стоматологических клиник города.

Конкуренция и свободные ниши

Стоматологический рынок Новосибирска в последние несколько лет развивался очень динамично. По мнению стоматолога-терапевта, главного врача стоматологического центра «МАГИЯ ЗДОРОВЬЯ» Светланы Литвинцевой, это было обусловлено прежде всего определенной финансовой стабильностью. «Банки активно кредитовали население, правительство поддерживало малый бизнес — все это дало толчок к развитию стоматологических клиник и центров. Также на развитие рынка повлиял постоянно увеличивающийся спрос, — считает Светлана Литвинцева. — На первый взгляд, конкуренция очень большая. Но если серьезно проанализировать рынок стоматологических услуг, то окажется, что хороших клиник, отвечающих мировым стандартам, не так уж и много».

Как отмечает директор стоматологической клиники «Сити-Дент» Наталья Зотова, в целом предложение на рынке сейчас превышает спрос. «Однако новые клиники продолжают расти как грибы: часто бывает, что они открываются буквально в соседних домах. Поэтому я считаю, что лицензионным комиссиям, прежде чем выдавать лицензию, просто необходимо учитывать ситуацию на рынке, — уверена Зотова. — Я понимаю, что привлекает людей в этот бизнес: простота вхождения в рынок и сравнительно небольшие вложения с их быстрой отдачей. Но это иллюзорное видение. На самом деле работать в стоматологии очень непросто, здесь много «подводных камней».

Впрочем, несмотря на высокую концентрацию компаний, до сих пор на стоматологическом рынке города можно найти свободные ниши. Одна из наиболее актуальных (где существует высокий спрос и при этом небольшое предложение) — детская стоматология. Сложность работы в данной нише заключается в недостатке профессиональных врачей, которые умеют и любят работать с детьми. Также на фоне огромного числа различных предложений по лечению пока недостаточно внимания уделяется профилактике.

В целом же практически любая клиника может стать конкурентоспособной, если она в состоянии выполнять несколько условий: оказывать полный спектр услуг (очень редко проблема, с которой обращается человек, бывает изолированной, поэтому в клинике должны работать и терапевт-стоматолог, и хирург-стоматолог, и ортодонт, и пародонтолог), использовать новейшее оборудование и технологии, а также иметь грамотный персонал. Такие параметры, как месторасположение и ценовая политика, при выборе той или иной клиники для большинства потенциальных клиентов стоматологических клиник сейчас не принципиальны.

Экономить или нет?

Одна из основных проблем, с которой сталкиваются сегодня участники стоматологического рынка, — рост стоимости расходных материалов, связанный с изменением курса валют. Как отмечают игроки новосибирского рынка, на некоторые позиции цена выросла почти на 30%. Именно поэтому сейчас не приходится говорить о каком-то масштабном снижении цен на стоматологические услуги. «Но поскольку платежеспособность населения имеет свои пределы, и сегодня она ниже, чем, например, год назад, мы стараемся держать цены на уровне 2008 года, — говорит Наталья Зотова. — Ведь если повышать цены пропорционально росту расходов, клиентов явно станет меньше».

Каждая клиника выбирает свой путь экономии: кто-то ищет других поставщиков по расходным материалам, постоянно анализируя предложения на рынке (многие поставщики сегодня предлагают различные скидки и более мягкие условия сотрудничества); кто-то «замораживает» проекты, находящиеся на начальной стадии развития; кто-то экономит на форме врачей. Тем не менее любые способы экономии не должны ощущаться клиентами. Поэтому, по мнению руководителей клиник, ни в коем случае сейчас нельзя экономить на качестве предоставляемых услуг и на рекламе.

«Обычно клиенты приходят в определенную клинику по рекомендации. Если экономить на качестве, очень быстро об этом узнает полгорода. И это будет провал, — уверена Зотова. — Врач всегда может предложить несколько вариантов решения одной проблемы, различных по цене. Но дешевле — не значит менее качественно. Только качественная работа позволяет складываться доверительным отношениям между пациентом и врачом. А это практически самое главное».

Дальнейшее развитие

Несмотря на некоторое падение спроса на стоматологические услуги, резкого снижения потока пациентов в новосибирских клиниках не ожидают, даже при условии дальнейшего роста цен (что, по словам участников рынка, неминуемо). Прежде всего потому, что вложения в собственное здоровье считаются наиболее приоритетными в современных экономических условиях.

При этом стоматологический рынок продолжит свое бурное развитие по качественным показателям: постоянно будут появляться новые материалы, оборудование и технологии. «Теперь оцениваются такие факторы, как функциональность, гарантии и гарантийное обслуживание и, конечно же, эстетика выполненной работы, — отмечает Светлана Литвинцева. — В ортодонтическом направлении стоматология идет семимильными шагами. Сейчас существуют конструкции, которых почти не видно; для тех, кто любит решения «поинтереснее», есть цветные конструкции. Также интенсивно развивается ортопедия — например, теперь возможно протезирование на имплантатах, а еще 15 лет назад это казалось фантастикой».

По оценке экспертов, уже в ближайшее время кризис «подчистит» стоматологический рынок. В первую очередь уйдут игроки, оказывающие часть услуг (например, предлагающие только терапию), и небольшие клиники. Не исключено, что будут свернуты некоторые новые проекты — недавно открывшиеся клиники, не сумевшие сформировать собственную клиентскую базу. В итоге на рынке останутся наиболее сильные компании — прежде всего крупные сетевые организации с полным перечнем услуг, сложившейся репутацией и клиентской базой, которые сотрудничают со многими страховыми компаниями и работают на рынке уже достаточно давно. Но, как резюмируют эксперты, уход части компаний вряд ли будет ощутим для рынка в целом. Наоборот, клиентам станет гораздо проще ориентироваться среди предложений, которых, как уже говорилось выше, сегодня слишком много.

Прямая речь

Как вы выбираете стоматологическую поликлинику?

Антон Кравец, дизайнер:

— Стоматология — это, пожалуй, единственная статья расходов, на которой я никогда не экономил и не советую экономить другим. Здоровые зубы — не просто символ успешности, но и действительно профилактика многих хронических заболеваний. Я пробовал лечить зубы во многих новосибирских клиниках — результат, мягко говоря, меня не устраивает. Как правило, везде одни и те же материалы, одни и те же технологии. Ну, у кого-то рентген посовременнее, где-то врачи чуть опытнее. В последние три года мы с семьей лечим зубы в Москве, в медицинском европейском центре. Знаете, не намного дороже, чем, скажем, в местной «Здравице». Лечение проходит дважды в год, занимает не более недели, включая мероприятия по профилактике, чего вообще в Новосибирске нет ни у одного стоматолога. Средний чек — $1000 на человека. Боюсь, в связи с текущими экономическими трудностями в Новосибирске еще не скоро будет достигнут уровень европейского медицинского сервиса.

Марина Маневич, заместитель директора по маркетингу компании ModHouse:

— Главное требование, которое я предъявляю лечащему врачу, — гарантия качества. К сожалению, в разных стоматологических клиниках Новосибирска есть свои сильные стороны. Получилось так, что на регулярные процедуры отбеливания я обращаюсь в «Сити Дент», проблемы с деснами решаем с лечащим врачом из «Денты», а реставрацию доверяю только одному специалисту, который сейчас работает в «Блеске». Вряд ли можно считать такую схему удобной для пациента, но, к сожалению, единого комплексного подхода я для себя не нашла. Что же касается цен, то они примерно у всех одинаковы. Ни разу мне внятно не объяснили, из чего складывается окончательная стоимость лечения. Однажды я настояла на ресепшене, чтобы пригласили администратора и подробно расписали мне стоимость лечения. В результате чек уменьшился почти на 500 рублей!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ