«Подорожник» отрезает лишнее

В декабре ООО «Компания Вкусного Питания Подорожник» закроет восемь точек в Новосибирске. В компании пояснили, что происходит реструктуризация сети. Сокращению подвергаются малоэффективные объекты, имеющие низкую рентабельность. Однако участники ресторанного рынка полагают, что в условиях финансового кризиса концепцию фастфуда можно считать одной из самых устойчивых, и компании, работающие в этом сегменте, не только не закроются, но и получат дополнительный стимул к развитию.

Сеть быстрого питания «Подорожник» основана в 1995 году в Кемерове. Торговая сеть работает в Санкт-Петербурге, Томске, Новосибирске, Новокузнецке, Кемерове, ряде малых городов. Насчитывает 170 точек. В ассортименте сети — горячие бутерброды, пирожки, салаты, супы и напитки. Годовой оборот в 2007 году составил 874 млн руб. С января 2008 года торговая сеть «Подорожника» сократилась на 15%. К концу декабря торговая сеть «Подорожник» в Новосибирске будет насчитывать 38 точек. По словам директора по связям с общественностью ООО «Компания Вкусного Питания Подорожник» Вадима Горяева, компания не случайно начала оптимизацию сети и закрытие низкорентабельных объектов в декабре, когда вся мелкая розница испытывает сезонный спад активности покупателей. «Три года назад стала очевидной тенденция к снижению доходности в розничной торговле и общественном питании, поэтому наша компания решилась на эксперимент, значительно расширив торговую сеть. Эксперимент по экстенсивному развитию сети шел и в Новосибирске, где мы старались насытить город своей услугой в соответствии с емкостью рынка. В декабре 2007 года были подведены итоги двухлетнего эксперимента, который показал, что экстенсивный путь развития в условиях «зарплатного пузыря», опережающего роста цен на сельскохозяйственное сырье оказался неэффективен, — признается Вадим Горяев. — Поэтому мы пришли к выводу: лучше меньше да лучше, и решились на реструктуризацию и оптимизацию сети как в Новосибирске, так и в других городах присутствия «Подорожника».

В компаниях, развивающих концепции быстрого питания («5 минут» и «Сибирские блины»), отказались комментировать действия другого участника street-food. Большинство игроков ресторанного рынка соглашается с фактом снижения покупательской активности. Правда, они расходятся в оценке ущерба в разных форматах. Одни полагают, что удар пришелся на дорогие ресторанные концепции, другие уверены, что спад затронул все сегменты общественного питания. «Если раньше гость особо не задумывался, где и по какой цене ему можно поесть, то сейчас он выбирает наиболее оптимальное предложение, а иногда и вовсе отказывается от посещения заведения», — говорит PR-менеджер сети кофеен «Кофемолка» Ирина Горчакова.

В «Подорожнике» полагают, что ухудшение экономической ситуации затронет не только ресторанное направление, поскольку больнее всего финансовые трудности сказываются на среднем классе, который и составляет основную категорию потребителей продукции предприятий быстрого обслуживания. «Посещаемость, конечно, снизилась, и мы особенно почувствовали это в конце октября, — говорит генеральный директор компании «Фуд-Мастер» Илья Серов. — В ноябре существенно «провисли» ресторанные концепции, где в вечернее время количество посетителей заметно уменьшилось».

Апологеты перспективности фастфуда не только говорят об относительной стабильности этой ниши, но и сходятся во мнении, что часть посетителей недорогих кафе и ресторанов и вовсе будет переходить к фастфуду. «Насколько мне известно, в Москве обороты фастфуда в последнее время увеличились, тогда как многие другие концепции ощутили существенный отток», — говорит генеральный директор ГК «Терра» Константин Локонов (развивает суши-бары «Суши-Терра», кофейни «Кофе-Терра» и сеть демократичных кафе «Блин.ОК»).

Управляющий сети кафе «Крошка Картошка» в Новосибирске Валерия Колобкова (компания работает в форматах кафе на фуд-кортах, уличных павильонов и автокафе) полагает, что сегмент уличного фастфуда не должен сильно пострадать. «Думаю, финансовый кризис коснется нашего сегмента в меньшей степени. Люди, которые раньше ходили в дорогие кафе, перейдут к более дешевым, особенно это может быть заметно на первом этапе. Ощутимого спада мы сейчас не чувствуем», — говорит Колобкова.
Впрочем, в «Кофемолке» отмечают, что переход части потребителей в сегмент уличного фастфуда вряд ли решит проблему убыточности некоторых торговых точек. «Закрытие нерентабельных торговых точек — это адекватная мера снижения расходов компании, — уверена Ирина Горчакова. — Еще недавно можно было по разным причинам принять убыточность той или иной точки, но сегодня с этим мириться уже нельзя».

По мнению Константина Локонова, на рынке сложились все предпосылки к улучшению ситуации в бизнесе фастфуда, и кризис должен только способствовать развитию этого формата. «Вполне возможно, причиной закрытия заведений стали проблемы внутреннего характера — некоторые финансовые сложности компании или несвоевременная реакция на изменения рынка», — предположил Константин Локонов, добавив, что насыщенность ниши уличного фастфуда в Новосибирске очень низкая, и в период кризиса она имеет все шансы на успешное развитие.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ