Кредит нецелевого назначения

Сегменту потребительского кредитования все время что-то мешает развиваться: то растущее количество невозвратов, то жесткие требования ритейлеров к банкам относительно количества выдаваемых кредитов. Теперь добавился финансовый кризис. Как себя чувствует сегмент сегодня, попыталась выяснить корреспондент «КС» ВИКТОРИЯ АНТОНОВА.

Смена настроек

Ужесточение требований по кредитам не обошло стороной и сегмент потребительских и экспресс-кредитов. Одним из потрясений для рынка этой осенью, по словам экспертов, стало хоть и временное, но все-таки приостановление всех видов кредитования одним из лидеров сегмента — банком «Ренессанс Капитал» (работает под брендом «Ренессанс Кредит»). Банк официально заявил об этом в конце октября. «Мы приостановили работу всех программ кредитования ориентировочно на 1 месяц. Однако очень внимательно следим за рынком и, если почувствуем малейшие позитивные изменения, немедленно возобновим выдачи кредитов», — такова официальная позиция банка «Ренессанс Кредит» относительно этого вопроса. На момент сдачи номера банк все еще не возобновил программы кредитования. «Безусловно, в настоящее время на рынке розничных банковских услуг сложилась непростая ситуация, когда многие игроки, не имея более доступа к источникам финансирования, вынуждены закрывать программы в данной области, включая не только ипотеку, но и автокредитование, и потребительское кредитование в точках продаж», — комментирует президент банка «БНП Париба Восток», генеральный директор российского подразделения Cetelem Филипп Дельпаль. Кстати, рынок взбудоражило и еще одно известие: с ноября GE Money Bank временно приостановил выдачу кредитных карт, которые были «локомотивом» развития бизнеса этого игрока. Когда выдача карт возобновится и произойдет ли это вообще, в GE Money пока не говорят.

По данным компании «Сибвез», количество «отсеянных» заемщиков в последнее время увеличилось на 10–15%. «Банки стали более тщательно проверять клиентов, прежде чем одобрить кредит», — подтверждает менеджер департамента по связям с общественностью компании «Эльдорадо» Надежда Михеева. «То, что в целом по рынку падает уровень одобрения кредитных заявок, связано с необходимостью банков снижать риски. Они опасаются, что «хорошие« клиенты станут неплатежеспособными из-за общего снижения доходов населения и сокращений персонала, которые вынуждены проводить многие организации, — объясняет Филипп Дельпаль. — Банки в целом максимально концентрируются на формировании качественных кредитных портфелей и повышении рентабельности, что, в частности, выражается в снижении количества работающих точек продаж — продолжают функционировать только прибыльные точки, а остальные закрываются».

Наряду с ужесточением требований к заемщикам растут ставки. К примеру, Сбербанк РФ установил единую процентную ставку по всем потребительским кредитам независимо от срока кредитования: 18% годовых в рублях (ранее — от 16% до 18%), 16,5% годовых в долларах и евро (ранее — от 14,5% до 16,5%). «В среднем по этому рынку произошел рост ставок с 15% до 20–25% годовых. Впрочем, сейчас можно встретить ставку на уровне 30% годовых и более», — констатирует главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин. «Процентные ставки поднялись от 3% до 7% — в зависимости от кредитного продукта. Банки менее охотно предлагают свои низкодоходные кредитные продукты, но спрос на экспресс-кредитование все также высок», — подчеркивает Надежда Михеева.

Некоторые банки снизили и лимиты по максимальным суммам кредитов. «У нас максимальная планка опустилась с 750 тыс. до 500 тыс. руб. — эти меры позволяют нам более точно контролировать риски по кредитам», — рассказывает об изменениях директор департамента розничного бизнеса КМБ-БАНКа группы «Интеза Санпаоло» Татьяна Жаркова.
Среди кредитов, которые можно получить в магазинах, также практически не осталось продуктов «без процентов» и первого взноса.

Круг сужается

По данным экспертов, уже в октябре объем рынка потребительского кредитования сократился на 4,7%, что сказалось на объемах продаж в рассрочку. «Сегодня в магазинах DOMO доля товаров, приобретаемых в кредит, несколько снизилась, что, впрочем, не отразилось на общей массе товарооборота сети», — рассказывает руководитель департамента потребительского кредитования сети DOMO Резида Ахметова. А в «Эльдорадо», к примеру, доля покупок, сделанных с помощью кредитов, упала на 7%. Подобную тенденцию наблюдают и в «Сибвезе».

Впрочем, изменения на рынке потребкредитования касаются не только банков, но и самих клиентов. «В настоящее время количество заявок по потребительскому кредиту ощутимо уменьшилось. Это связано скорее всего с общей неопределенностью на финансовых рынках, боязнью клиентов брать на себя обязательства по выплате кредитов, а также, конечно, с ужесточением требований по кредитам», — рассказывает госпожа Жаркова. Филипп Дельпаль говорит, что спрос со стороны клиентов может продолжить снижаться по ряду причин. «Во-первых, многие люди испытывают неуверенность в завтрашнем дне и стараются избегать крупных трат и кредитов. При этом сами кредиты также становятся дороже, ужесточаются требования к заемщикам. Таким образом, количество людей, которые могут получить одобрение по своей кредитной заявке, снижается. В то же время такая ситуация «выжидания« со стороны потребителей — скорее краткосрочное явление. В средне- и долгосрочной перспективах сектор потребительского кредитования продолжит развиваться», — уверен господин Дельпаль.

Меняются и предпочтения потребителей. «Одним из актуальных на сегодняшний момент инструментов кредитования является кредитная карта. Рост спроса на них наметился еще до наступления нестабильности на финансовых рынках. Мы предполагаем, что в первую очередь это связано с повышением финансовой грамотности населения, когда люди сами могут оценить очевидность преимуществ кредитных карт в одних жизненных ситуациях, а потребительского кредита — в других», — рассказывает директор департамента маркетинга розничного бизнеса НОМОС-БАНКа Анна Панкратова.

Хороший шанс

Однако, как известно, свято место пусто не бывает. На рынке всегда есть те, кто готов занять вакантные места. «Для нас данная ситуация — возможность занять долю рынка, и мы делаем ставку на масштабную региональную экспансию, ускорение темпов роста продаж банковских продуктов, активную политику по набору персонала», — полон решимости господин Дельпаль из банка Cetelem. «Несмотря на кризисную ситуацию на рынке и отказ ряда кредитных учреждений от поддержки своих розничных кредитных программ, мы наблюдаем стабильный спрос на кредитные продукты нашего банка, — говорит директор филиала BSGV в Новосибирске Игорь Смуров. — Благодаря тому, что мы не меняли графика работы даже в самые неблагоприятные для рынка периоды и не сворачивали кредитных программ, кредитный портфель BSGV по итогам девяти месяцев увеличился до 130,2 млрд руб. (рост на 126% за год). Немалую долю в нем составляют и потребительские кредиты, которые мы продолжаем выдавать в требуемых объемах».

Впрочем, и признанные лидеры потребительского кредитования, к примеру Хоум Кредит Энд Финанс Банк, заявляют о том, что они не намерены сдавать позиции. «Принимая во внимание последние события на мировом и российском финансовых рынках, мы разработали ряд мер, которые позволят банку увеличивать объем кредитного портфеля и наращивать бизнес за счет внутренних ресурсов Группы PPF. Нашим приоритетом является прибыльность, пусть даже при отсутствии двух долгосрочных продуктов. До тех пор пока международные рынки останутся закрытыми, мы приняли решение приостановить выдачу кредитов в таких сегментах, как ипотека и автокредитование, и сконцентрироваться на основных направлениях: POS-кредитах, кредитах наличными и карточных кредитах», — рассказывают в пресс-службе банка.

Есть ли перспективы?

«Пока будет расти стоимость фондирования, ставки по кредитам также будут увеличиваться. В такой ситуации наименее эффективные банки будут уходить с рынка, а более эффективные — оставаться, оптимизируя свою деятельность, переориентируясь на привлечение депозитов. Далее все зависит от того, как будут развиваться общеэкономическая ситуация и ситуация на финансовых рынках», — говорит Татьяна Жаркова. А Александр Осин уверен, что в ближайший год сегмент потребкредитования продолжит стагнировать. «Основания для снижения ставок сейчас, в условиях роста инфляционных рисков, нет. По-видимому, в ближайшие 1–1,5 года количество игроков в этом секторе сократится на 20–30%», — считает он. «Сокращение во всех сегментах кредитования, которое мы сейчас наблюдаем, — это временное явление, — уверен руководитель блока «Розничный бизнес« Альфа-Банка Алексей Марей. — Просто сейчас пересматриваются риски. Игроки приходят к пониманию, кого им кредитовать, а кого нет. Когда ситуация с рисками и обстановкой на рынке прояснится, кредитование будет развиваться дальше».

Кстати, уже сейчас есть первые предпосылки к тому, что банки не будут столь консервативными в сегменте потребительского кредитования. Так, недавно Сбербанк РФ в рамках пилотного проекта ввел потребительские кредиты не только без обеспечения, но и с ускоренным сроком рассмотрения заявки. Правда, пока этот проект реализуется только в нескольких столичных отделениях банка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ