В Новосибирск возвращается большой джаз. Со 2 по 5 октября одновременно на нескольких концертных площадках пройдет масштабный фестиваль «Сибирские джазовые игрища2008», организатором которых выступил барабанщик и историк музыки СЕРГЕЙ БЕЛИЧЕНКО. За две недели до приезда именитых музыкантов из 16 городов России, Швеции, Норвегии и США главный джазовый антрепренер региона ответил на вопросы корреспондента газеты «Континент Сибирь» АНТОНА ВЕСЕЛОВА.
Сергей Андреевич, что мешало вам реализовать подобный фестиваль долгие десять лет?
Фестиваль очень затратное предприятие, и я банально не мог найти состоятельных партнеров. Увлеченные люди часто готовы жертвовать на издание дисков, но избегают даже разговоров о масштабных разовых инвестициях. Конечно, грех жаловаться, все же около половины из подготовленной к изданию сотни джазовых программ увидело свет. С другой стороны, архив постоянно «раздувается» за счет фиксации новых фестивалей, концертных программ, студийных записей «своих» и гастролеров. Сибирский институт джаза, которым я руковожу, уже уладил все формальности оплатил работу музыкантов и звукорежиссеров, рассчитался со студиями. Осталось потратиться на минимальный тираж (600 экземпляров) и полиграфическую часть, что в совокупности не превышает $1000. Согласитесь, это вполне подъемные деньги. Фестиваль совсем другое дело, он стоит почти на два порядка дороже.
Если оценивать европейский фестивальный опыт, какая часть бюджета выпадает на спонсоров и меценатов?
По данным европейской концертной организации, в Старом Свете проходит до 300 фестивалей в год, причем 7080% бюджета «отбивается» зрителями. Но скопировать их успех мы не можем. Во-первых, у Сибири другая широта большинство европейских фестивалей проходит летом в известных на весь мир курортах. Во-вторых, ходить на концерты часть западной культуры, а в России эта потребность почти утеряна. Наконец, до последнего времени у джаза в Новосибирске была другая публика, и по возрасту, и по социальному статусу
Получается, вы просто не могли повысить цену билетов, лишая себя возможности тратиться на «импортных» артистов?
Филармоническая публика, привыкшая ходить на джазовые концерты, с каждым годом стареет. Сегодня верхней планкой для нее является цена в 200 рублей, а дальше, как говорится, тишина. Спасибо новым городским залам и зальчикам, в которых звучит джаз сегодня, прежде всего гриль-бару «Республика».
Пристрастившись к рождающейся здесь и сейчас музыке вполне коллекционного разлива, молодые люди 2040 лет хотят знать, как то же самое делают в столице джаза Нью-Йорке. И в октябре они получат исчерпывающий ответ на свой вопрос к нам приезжают действующие звезды нового джаза. Концерты одновременно будут идти на нескольких площадках: в Доме ученых, в ДК им. Октябрьской революции и в музыкальном клубе «Агарта». Если я сведу всю эту «катавасию» хотя бы «в ноль», можно будет говорить о ежегодном графике, о рождении нового международного фестивального бренда.
Это первый фестиваль, организованный на спонсорские деньги?
Да, до сих пор деньги давали западные фонды прежде всего Фонд Сороса. К сожалению, даже те фестивали, которые проходили в филармонии, не были поддержаны ни областным, ни городским бюджетами где-то помогали сибирские коммерсанты, часть затрат возвращали с билетов. А сколько я «пролетал»! Последний пример приезд лучшего баварского состава, когда за день до концерта компания ВИНАП отказалась от спонсорского пакета. И мне, чтобы как-то выкрутиться и не запятнать реноме, пришлось занять 60 тыс. рублей под честное слово. Я всю жизнь так крутился, балансируя между ролью музыканта и должностью джазового менеджера И в общем-то, ни о чем не жалею.
Вы же сами понимаете если не организовывать такие события, Новосибирск рано или поздно превратится в заштатную перевалочную базу между маленькими провинциальными городками и Москвой. Я знаю как минимум троих новосибирских джазовых музыкантов, которые спят и видят, как бы уехать в столицу. Поверьте, дело даже не в деньгах им просто кажется, что ловить тут нечего.
Как сложилось ваше партнерство с «Агартой« и Автомотивом»?
Можно сказать, случайно. Два года я получал от предпринимателей Академгородка вежливые отказы с формулировкой «джаз это не наш формат». Я уже начал думать, что джазу нет места в обойме ценностей коммерсантов, но тут познакомился с выпускником НГУ, владельцем компании «Автомотив» Анатолием Белевым. Он, кстати, вообще интересный человек участвует во всех чемпионатах по бриджу
Так вы познакомились за карточным столом?
Ну что вы, бридж по силам только настоящим математикам. Мы встретились на «музыкальной волне», в «Республике». Потом оказалось, что Анатолий играет на гитаре и мечтает построить собственную студию. Мы взялись вместе, а «по дороге» договорились и о фестивале. Не люблю пафоса, но это человек думающий он понял, что городу нужен такой фестиваль.
А потом выяснилось, что «Агарта» открыла свой клуб, и наши интересы удачно совпали. Без «Агарты» пришлось бы снова делать «закрытый» сибирский фестиваль. Это тоже интересно. Но есть несколько минусов. Во-первых, нет притока новой крови «своих» музыкантов и так хорошо знают. Во-вторых, большинство из них не имеет постоянного джазового ангажемента. А стало быть, не готовы предъявлять новые авторские программы.
Кстати, как вы знаете, «Агарта» подразделение мощной книготорговой сети «Топ-книга». Так вот ее основной владелец Григорий Лямин серьезно увлекается джазом. У него вообще колоссальная домашняя фонотека.
Кто возьмет на себя теоретическую часть фестиваля симпозиум по проблемам современной джазологии «Осколки»?
Выступит американский профессор Тим Вольф. Приедет питерский знаток джаза Володя Фейертаг. Будут и так называемые внештатные сотрудники Института джаза например, философ Игорь Борисов, который уже готовит колоссальный доклад «Политика и культура».
Кто и как отбирал участников? Ведь никто из них, кроме бывшего «нашего» Александра Сипягина, никогда не был в России!
Действительно, в нашей стране они не слишком известны Готов выслушать ваши претензии весь груз ответственности за составление списка гостей взял на себя я. Но поверьте, я плохого не посоветую пожалуй, я знаю всех джазовых музыкантов на планете. (Смеется.) Американцев точно, буквально в лицо.
Удалось сделать весьма красноречивый срез нью-йоркской джазовой сцены. Конечно, были и неудачи некоторые из тех, с кем очень хотелось бы познакомиться очно, оказались связаны по рукам и ногам контрактами на всю осень. Троих Рэя Хэргроу, Антонио Харта и Джошуа Редмана в самый последний момент «перебили» другие фестивали. Наконец, не у всех в порядке документы. Сами понимаете, музыканты что российские, что американские, что черные, что белые колоссальные разгильдяи.
Расскажите, чем они знамениты?
Я считаю, что главным открытием фестиваля может стать саксофонист Абрахэм Бертон. Перед его ладовыми импровизациями снял бы шляпу сам Джон Колтрейн. Абду Селим одинаково здорово играет и блюзы южных штатов Америки, и харб-боповые пьесы. Дивная команда у Френка Лейси. Мне очень рекомендовали трио гитариста Дэвида Гилмора. Приедет фантастический трубач Александр Сипягин. К каждому из них идут долгие ниточки, и нет ни одной случайной цепочки. Это молодежь в возрасте успеха 3040 лет. Им ничего не стоит доказать, что творческое начало в джазе продолжает существовать, что джаз и не думал умирать или почивать на лаврах. Российская сторона соберет лучших музыкантов Сибири: вокалистку Викторию Чековую, трио Алексея Подымкина (ныне жителя Москвы), «Романтик джаз квартет» Евгения Серебренникова, трио Игоря Дмитриева, квартет «Только друзья» Дмитрия Аверченкова, оркестр Владимира Толкачева. Наконец, выступит сибирская сборная «Мировой пансибирский величайший джаз-ансамбль». Джаза хватит на оба уха.