В ожидании hot-choice

Рынок дальней связи Сибири составляет около 14% общероссийского в сегменте междугородных (МГ) звонков и порядка 6% — международных (МН), посчитали в iKS-Consulting. Невысокие темпы роста, характерные для всего российского рынка дальней связи, наблюдаются и в Сибири. Ситуация может активизироваться после введения принципа hot-choice, а пока операторы рынка заняты борьбой за корпоративных клиентов.

Многие альтернативные операторы дальней связи, выйдя на этот рынок, в первую очередь принялись оказывать услуги корпоративным клиентам — они больше платят и тщательно подходят к выбору оператора. Фото Михаила ПЕРИКОВА

По итогам 2007 года доходы крупнейших игроков рынка дальней связи («Голден Телеком», МТТ и «Ростелеком») от оказания услуг в Сибири составили 5258 млн руб., считают в iKS-Consulting. «При этом больше всех заработал «Ростелеком» — 5130 млн руб., около 68 млн руб. пришлось на долю «Голден Телекома« и 60 млн руб. — МТТ», — сообщил «КС« аналитик iKS-Consulting Антон Ворыхалов.

В компании «ТТК-Западная Сибирь» оценивают объем рынка дальней связи в Западной Сибири в первом полугодии 2008 года в 1,5 млрд руб. «Думаю, что в течение следующих двух лет заметных изменений в объеме рынка не предвидится. Скорее можно говорить о перераспределении доходов между операторами. В среднем прирост объема рынка составит не более 2–4%«, — прогнозирует начальник отдела продаж голосовых услуг «ТТК-Западная Сибирь» Людмила Мошкова.

В текущем году предоставлять услуги дальней связи начал Orange Business Services, но пока только корпоративным заказчикам. «По итогам первого полугодия объем минут, приходящихся на СФО, составил около 8% от общего количества переданного МГ/МН-трафика Orange», — поделилась с «КС» менеджер по связям с общественностью Orange Business Services в России и СНГ Екатерина Цвилева.

«По нашим оценкам, рост рынка дальней связи в России в целом и в Сибири в частности составляет в среднем 10% в год, — говорит коммерческий директор филиала ОАО «АРКТЕЛ« в Новосибирске Василий Сова. — Что касается нашей доли, то достижимыми нам кажутся 5% рынка МГ/МН в СФО до конца 2009 года».

«Наиболее сильные позиции пока, безусловно, у «Ростелекома«, — констатирует Людмила Мошкова. — Впрочем, в течение последнего года альтернативные операторы все активнее выходят на этот рынок. Новые игроки данного сегмента рынка быстро реагируют на запросы клиентов, предлагая им интересные предложения. Поэтому, вероятно, в ближайшие год-два произойдет перераспределение доходов операторов».

Так, выручка от услуг междугородной и международной связи, предоставляемых Orange в Сибирском федеральном округе, увеличилась в первом полугодии 2008 года в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2007 года. «Во многом этот рост связан с тем, что с 1 января 2008 года Orange Business Services начал предоставлять услуги дальней связи самостоятельно — до этого момента компания выступала агентом оператора дальней связи», — объясняет Екатерина Цвилева.

«Прирост междугородного и международного трафика у юридических лиц и у физлиц в процентном соотношении примерно одинаковый, — анализирует рынок советник генерального директора ОАО «Ростелеком» Иван Ким. — С одной стороны, активное развитие бизнеса в Сибири стимулирует прирост МГ/МН-трафика среди юрлиц, с другой стороны, люди стали больше звонить по межгороду из дома, использовать льготы и скидки выходного дня и праздничные скидки на звонки. Многие абоненты участвуют в наших акциях, например, в рамках «Поездки по межгороду« они поехали в гости к своим родственникам и друзьям за наш счет».

Многие альтернативные операторы дальней связи, выйдя на этот рынок, в первую очередь принялись оказывать услуги корпоративным клиентам. Во-первых, этот сегмент рынка наибольший — согласно статистике Министерства связи и массовых коммуникаций, доля МГ/МН звонков населения в денежном выражении в I квартале 2008 года составляла лишь 35%. Во-вторых, юрлица значительно более активны в выборе оператора, тщательно изучают предложения в поиске наиболее выгодного. «Еще года два назад наши клиенты практически ничего не знали о необходимости выбирать оператора связи и всех нюансов этого вопроса. Сегодня благодаря активной работе операторов абоненты становятся более подкованными в этом вопросе и проявляют высокий интерес, — подчеркивает Людмила Мошкова. — Однако по-прежнему инициатива исходит от самих операторов, и это, на мой взгляд, правильно: уследить за изменениями тарифов всех операторов становится все сложнее. Поэтому мы с удовольствием помогаем клиентам сориентироваться».

«С появлением новых игроков конкуренция на рынке дальней связи заметно усилилась. И корпоративные заказчики, и операторы, выступающие агентами при предоставлении услуг дальней связи, рассматривают предложения разных поставщиков, оценивая и стоимость, и качество предлагаемых услуг. Причем качество играет все более важную роль при этом выборе», — делится наблюдениями Екатерина Цвилева.

Настоящая конкуренция между операторами дальней связи в сегменте физических лиц начнется после запуска принципа hot-choice, когда при каждом звонке абонент сможет выбирать любого оператора, набрав соответствующий префикс. Сейчас же абоненты вынуждены заключать договор с одним из операторов и впоследствии пользоваться только его услугами. «О высокой активности новосибирских абонентов в выборе оператора МГ/МН-связи пока говорить не приходится, — сетует Василий Сова из «АРКТЕЛА«. — Сегодня нужно прийти к каждому потенциальному абоненту и доходчиво рассказать о возможности выбирать оператора дальней связи».

Ввод системы hot-choice на всей территории России в первую очередь находится в компетенции регуляторов отрасли. «Ростелеком» готов к изменениям и уже обладает значительным опытом работы в таких условиях — система «горячего выбора» работает в Москве, Татарстане, Башкортостане и в некоторых других регионах страны. Введение этого принципа на территории СФО, безусловно, обострит конкурентную борьбу на рынке. Мы убеждены, что даже при введении этого принципа многие абоненты выберут традиционно высокое качество услуг компании «Ростелеком», — подчеркивает Иван Ким.

«Если говорить о корпоративном сегменте рынка фиксированной связи, то основным ограничением для широкого распространения режима hot-choice является предпочтение самих компаний работать с одним поставщиком услуг. Это позволяет заказчикам в рамках масштабного контракта получить значительные скидки от операторов и более удобно конечным пользователям — не нужно набирать префикс», — объясняет Екатерина Цвилева.

Прогнозы

Основная тенденция дальнейшего развития рынка в ближайшее время вполне ясна — операторы, недавно вышедшие на рынок дальней связи, будут привлекать абонентов за счет приемлемых тарифов, сервиса и других маркетинговых мероприятий. «Глядя на активность наших конкурентов, можно говорить, что сегодня это актуально пока только для рынка корпоративных клиентов, но со временем начнется борьба и за физических лиц», — отмечает Василий Сова.

Иван Ким ожидает в следующем году усиления конкуренции на рынке корпоративных клиентов. «Уже сейчас определены основные направления и разрабатывается новая стратегия компании, которая будет представлена на рассмотрение совета директоров осенью этого года, — делится он. — Мы по-прежнему будем продолжать внедрять инновационные технологии и повышать уровень сервиса, предлагая нашим клиентам интересные специальные тарифы и индивидуальные решения».

Операторы дальней связи все больше ощущают конкуренцию со стороны сотовых операторов. «Скорее всего, она еще больше обострится в свете приобретения компанией «ВымпелКом» такого гиганта, как «Голден Телеком». Сейчас свои МГ/МН-сети достраивают МТС и «МегаФон«. А это означает, что себестоимость пропуска трафика у этих компаний значительно снизится, что приведет к их активности на этом рынке», — рассуждает Василий Сова.

«Это данность, которую нет смысла отрицать, — сегодня сотовые операторы выстраивают все уровни связи: как местной и зоновой, так и дальней. Все они находятся на стадии строительства собственных сетей. Все эти факты говорят о серьезных намерениях сотовиков. Конкуренция уже есть, и она будет лишь усиливаться, — уверена Людмила Мошкова. — Впрочем, говорить о том, что сотовые телефоны вытеснят стационарные, я бы не стала. Здесь очень силен психологический фактор: корпорации продолжают пользоваться услугами фиксированной связи. Именно поэтому юридические лица так интересны операторам дальней связи».

«В последнее время сотовые компании стали уделять больше внимания этому сегменту рынка, проводя различные маркетинговые и рекламные кампании. Однако стоит отметить, что в целом к настоящему моменту они не могут обеспечить такое же качество и ценовую доступность услуг, что и операторы фиксированной МГ/МН-связи», — уверен Иван Ким.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ