Лейся, песня!

В деле создания корпоративной культуры все больше элементов, очень напоминающих идеологические символы эпохи строительства коммунизма. Корпоративная пресса — вместо заводских «многотиражек», премии по итогам квартала — вместо социалистического соревнования и обязательные «Почетные грамоты» за подписью руководства. Однако мода на корпоративные гимны — влияние западного менеджмента. Практической пользы от таких песен нет, зато ими гордится руководство.

По большому счету, гимн — это не столько текст и музыка, сколько восприятие образа компании ее рядовыми сотрудниками. Гимном может стать любая песня, например, крупный комбинат считал своим гимном песню из фильма «Весна на Заречной улице», потому что там были слова про «заводскую проходную, что в люди вывела меня».

«Гимны — это способ формирования внутрикорпоративной культуры, так как они посвящены компании, сотрудникам, в ней работающим; в них отражаются корпоративные ценности, особенности взаимоотношений людей, — считает заместитель директора по развитию PR-агентства Positive Relations Наталья Паули. — В гимне можно ненавязчиво рассказать, вернее, спеть о себе. Мелодию гимна используют как фоновую музыку на мероприятиях компании, размещают на сайте». Таким образом, гимн становится элементом фирменного стиля. Его запоминают, напевают, а ценности компании незаметно становятся частью жизни сотрудников, клиентов и партнеров.

О чем поется в гимнах?
О том, что близко и знакомо, но в основном — о людях. Если это производство, то о золотых руках и светлых головах, если продажи — о горячем сердце и умении найти общий язык, если технологии — о точности и скрупулезности. Ну и, конечно, об идеалах компании, которые должен донести гимн.


В «Сибирском береге» корпоративный гимн — это песня о компании, об ее продуктах и работающих в ней людях. «Мы сделали гимн заставкой на наших телефонах, играем по утрам на корпоративном радио в начале дня, ставим на торжественных мероприятиях и собраниях. Наш гимн — это мы на определенной стадии развития, — поделился с «КС» руководитель отдела по связям с общественностью «Сибирского берега« Константин Лыкин. — Иногда гимн меняется, в зависимости от того, как меняется компания, ее цели и задачи. Сегодня мы живем с гимном образца 2004 года и намерены подкорректировать его уже в начале следующего года. Не уверен, что он изменится полностью, хотя возможен и такой вариант».

По словам начальника креативного отдела агентства рекламы «Альянс Медиа» Евгения Крюкова, заказчики, которые хотят получить корпоративный гимн, как правило, довольно крупные организации, которые прошли в своем развитии стадию «собрались и вкалываем» и дошли до стадии «создаем корпоративный дух». «В таких компаниях осознают, что, помимо зарплаты и премиальных, должна быть еще мотивация нематериальная, например, желание считать себя частью именно этого коллектива, работать именно в этой структуре, — говорит Евгений Крюков. — И помочь в создании такой мотивации может корпоративный гимн, который должен отражать основные ориентиры и ценности компании«.

Об отражении корпоративным гимном ценностей компании говорит и специалист по связям с общественностью компании «Зап-СибТранстелеком» Александр Феоктистов: «Гимн для нас — это еще одна составляющая «внутреннего пиара», которую мы планируем задействовать. Никакого особенного эффекта от появления гимна мы не ожидаем, ведь атмосфера внутри компании и отношения между сотрудниками и без того теплые, почти семейные. Нам хочется, чтобы у каждого члена нашего коллектива была возможность спеть на корпоративном празднике свою песню, которая будет помогать ему «строить и жить« в суровые трудовые будни». В «Зап-СибТранстелекоме» провели внутренний конкурс на текст гимна, так как решили, что только сотрудники, которые каждый день выполняют свою работу, могут правильно отразить ее в корпоративной песне. По словам Александра Феоктистова, конкурс сам по себе послужил средством сплочения коллектива.

Впрочем, следует внимательно и ответственно относиться к созданию гимна, чтобы для сотрудников не было пыткой его учить, а для партнеров и клиентов — его слушать.

«Когда я слышу тему о корпоративных гимнах, всегда с улыбкой вспоминаются трудолюбивые японцы, которые начинают и заканчивают рабочий день дружным пением гимна компании, — рассказывает маркетолог Игорь Сизиков. — Трудно сказать, насколько им это нравится, но по крайней мере работают они хорошо. А теперь представьте такое в России: утром выходит полусонный народ с помятыми лицами, так и не выучив за год слова, и мрачно, стиснув кулаки, поет… Теоретически это должно работать на сплочение команды, создавать ощущение единства, но, по-моему, у нас это нереально. Улыбайтесь чаще, и гимн вам не понадобится».

Прямая речь

Как пишутся гимны?

ЕВГЕНИЙ КРЮКОВ, начальник креативного отдела агентства рекламы «Альянс Медиа»:

— Корпоративный гимн — это самореклама компании, рассчитанная на самую требовательную и предвзятую аудиторию — на собственных сотрудников. Поэтому прежде чем садиться за его создание, мы долго и упорно составляем техническое задание вместе с заказчиком. В нем обговариваются стилистика гимна, количество куплетов-припевов, основные моменты деятельности компании, корпоративная политика и идеология. Помимо этого, обязательно обговариваются условия, при которых этот гимн будет воспроизводиться, — будет ли это ежедневная планерка, ежегодное собрание акционеров, корпоративный праздник или что-то еще.

Затем мы просим заказчика рассказать своими словами и терминами о том, что называется «повседневной жизнью компании». Ведь любая организация — это по сути большая семья со своими традициями, своим языком, своими маленькими радостями и горестями. Чем больше узнаваемых деталей будет в гимне или корпоративной песне, тем больше доверия они будут вызывать у тех, для кого предназначены.

Следующий этап — написание примерного текста. Как правило, пишутся два-три варианта стихотворной основы, состоящие из куплета и припева, чтобы заказчик мог выбрать направление, в котором стоит двигаться дальше. На основе выбранного варианта пишется полный текст песни, утверждаемый заказчиком.

На следующем этапе подключаются композитор и звукорежиссер, также предлагающие несколько вариантов музыки и голосов исполнителей. Когда песня записана, она презентуется заказчику, который выносит окончательный вердикт.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ