Сорокин гурманствует

Появилась в продаже новая книга Владимира Сорокина с античным названием «Пир». Похожая на тульский пряник книга состоит из 13 конструкций, «съедается», то есть прочитывается, в один присест и оставляет после себя неповторимое сорокинское послевкусие.

Владимир Сорокин вышел из «кружковой» среды московского концептуализма, где игнорировали действительность и оперировали затвердевшими культурными образованиями. В основном это были выхолощенные формы социалистического реализма, элементы советского быта и русской ментальности. Предполагаемый художественный эффект состоял в нарушении смыслового режима, определяющего исходные данные, в снятии всевозможных табу, регламентирующих восприятие. Чтобы хоть как-то «окультурить» откровенно подрывной характер своей работы, концептуалисты придумали особую «фишку» — так называемую концепцию, которая подрывает смыслообразующую норму, но также является ее непосредственным заменителем. Таким образом, художник разрушает смысл не просто так, потому что ему так нравится, а с профессиональной сноровкой. Концепция становится технологией путем систематического умышленного умопомешательства. Владимир Сорокин, пожалуй, единственный из московских концептуалистов, кому удалось создать целый комплекс упражнений в безумии. И все больше людей открывают для себя профилактическое воздействие его книг.

Поначалу тексты господина Сорокина вызывают отвращение или шок. Кажется, что это такое «отвязное стебалово», порнографический бред или преступная провокация. Потом приходит ощущение неумолимой железной логики, с которой автор уничтожает авторитарные смысловые структуры. На данном уровне восприятия писатель представляется литературным мутантом, внутри которого происходит замкнутый технологический цикл из имитации и дискредитации словесного материала. Вместо личности у него — методы и технология. За Сорокиным-панком и Сорокиным-терминатором следует Сорокин-юморист. От ранней «Нормы» (1982 год) до «Голубого сала» (1999 год) тексты обнаруживают бездну убойного легкомысленного юмора и патологической афористичности. Одной юмористической интерпретации сорокинской прозы вполне достаточно, чтобы почувствовать вкус к его деструктивной поэтике. И, кроме того, приятно читать человека, которому литературный труд доставляет поистине гастрономическое удовольствие. Стилистические и семантические блоки, элементы политкорректности, двойные и тройные стандарты, стародавние и новоявленные идеологические клише — все это можно «есть» и «переваривать». Комплекс ментальных упражнений вполне закономерно дополняется системой правильного здорового питания. Господину Сорокину «по зубам» открыть фирменный литературный ресторан: «Пирог с комодом», «Валенки в меду», «Жванецкий на вертеле», «Конституция в собственном соку» Какой русский не любит вдумчиво поесть? А значит, Владимир Сорокин сделал еще один шаг к народному признанию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ