Российский театральный «Оскар»

Более 20 театров со всей России были представлены на национальном театральном фестивале «Золотая Маска», торжественно закрывшемся 9 апреля 2001 года в московском театре имени Моссовета.

Нелегко пришлось экспертному совету, который отсмотрел в течение сезона около 200 разных, часто очень интересных и достойных спектаклей. И все-таки есть в этом процессе большая доля субъективизма, поэтому-то мнения о спектаклях-номинантах принципиально расходятся. Как всегда, были спектакли — «выразители» прогрессивного и авангардного в искусстве, а были постановки в русле традиционного театрального процесса, об одном и том же спектакле высказывались диаметрально противоположные мнения — зрителями, критиками, коллегами по творчеству.

В очередной раз новосибирский «Красный факел» был выдвинут на соискание «Золотой Маски» в номинациях «Лучший драматический спектакль», «Лучший режиссер», «Лучшая актриса», «Лучший актер в драматическом спектакле». И все это за спектакль Олега Рыбкина по пьесе Антона Чехова «Три сестры». Но то ли потому, что москвичи и гости столицы хорошо знают эту пьесу по разным театральным версиям, то ли потому, что спектакль Олега Рыбкина разворачивался на сцене «Маяковки» несколько вяло и затянуто, критики и зрители приняли его довольно прохладно. (К концу спектакля осталась лишь публика, лично приглашенная Рыбкиным, члены жюри и новосибирская диаспора, но это между нами.) Поэтому мало кого удивило решение жюри, оставившее «Красный факел» без единой награды…

Театральные премии нашли своих героев из других городов. В номинации «Лучший драматический спектакль малой формы» победили артисты театра «Мастерская Петра Фоменко» за постановку «Одна абсолютно счастливая деревня». Сенсации не получилось — театральная общественность с самого начала конкурса пеняла именно на эту «малую форму». Среди драматических спектаклей большой формы лучшим был признан «Потерянные в звездах» «Театра на Литейном» из Санкт-Петербурга.

«Золотую маску» в номинации «Лучшая мужская роль» получил Константин Райкин за работу в спектакле «Контрабас». И с этим действительно трудно спорить. Очень заслуженно отметили премией Татьяну Кутихину, сыгравшую одну из главных ролей в спектакле «Дядюшкин сон» Камерного театра из Воронежа. Бесспорным лидером среди актерских дуэтов был признан дуэт Инны Чуриковой и Армена Джигарханяна в спектакле «Город миллионеров» театра «Ленком». И это тоже непререкаемые авторитеты. Среди режиссерских работ жюри отметило Григория Дидятковского в спектакле «Потерянные в звездах». «Золотую Маску» в номинации «За честь и достоинство» торжественно вручили очаровательной Алисе Фрейндлих — звезде отечественного театра, ставшей кумиром не одного поколения любителей театра и кино.

Подводя итоги завершившегося фестиваля, напомню, что «Маска» — вовсе не истина в последней инстанции. Как и американский «Оскар», для многих зрителей она является признаком усредненной успешности лауреатов. Нынешний отечественный театр, без сомнения, значительно богаче и ярче, чем он был представлен на последнем фестивале. Конкурс лишний раз продемонстрировал незыблемость театрального истеблишмента, лишь для вида разбавленного провинциальными режиссерскими прозрениями. В театрах страны по-прежнему готовятся новые премьеры, многие из которых «проектируются» специально под номинации национальной театральной премии. Некоторые из них в будущем году возьмут верх над другими кандидатами. Наверняка среди кандидатов на премию «Золотая Маска» снова окажутся и работы новосибирских театров. Может быть, они все-таки победят.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ