На днях 70-страничный документ под названием «Стратегия развития Сибири» лег на стол российскому президенту. И уже, по словам первого заместителя сибирского полпреда Игоря Простякова, получил «положительные отклики». Таким образом, поручение Владимира Путина от 26 декабря прошлого года было выполнено в срок.
![]() |
Появление стратегии можно считать одним из главнейших итогов деятельности полномочного представителя по Сибирскому федеральному округу и его аппарата. Теперь Леониду Драчевскому есть чем отчитаться перед президентом.
Исследование готовилось силами Минэкономики, аппарата полпреда, ассоциации «Сибирское соглашение» и трех сибирских академий наук. Кроме того, в его разработке участвовали и другие министерства, а также региональные администрации. Насколько учтены в документе интересы регионов, покажет последующее обсуждение. Впрочем, конечные результаты реализации стратегии — увеличение в три раза через 20 лет валового внутреннего продукта и продовольственное самообеспечение Сибири, снабжение России сырьем — могут вызвать только положительные эмоции.
Интересно, что стратегия Сибири выходит за рамки федерального округа — разработчики программы учитывали при составлении программы территории Тюменской области и Якутии, относящиеся соответственно к Уральскому и Дальневосточному округам. Так что можно говорить о межокружном проекте, затрагивающем интересы всей восточной части страны. Главными проблемами Сибири авторы стратегии считают климатические условия, чрезмерную ориентацию экономики на внешние по отношению к Сибири рынки и нехватку финансовых ресурсов, обусловленную сложившимися условиями вывоза капитала в европейскую часть страны. Основная внешняя угроза для Сибири — стремление зарубежных партнеров идти по пути вывоза сырья. В прошлом году Сибирь экспортировала товаров на $70 млрд, то есть две трети от всего российского экспорта, причем сибирские регионы получили от этого лишь незначительную долю прибыли. Реализация стратегии призвана покончить с «потребительским» отношением к ресурсам Сибири и дисбалансом развития восточных и западных регионов России.
В стратегии нашли поддержку многие амбициозные проекты, о которых в последнее время говорят региональные политики. Например, признано целесообразным проложить прямую автодорогу в Западный Китай через алтайское плато Укок, а параллельно ей построить магистральный газопровод. В финансовой сфере предлагается задействовать для нужд экономики хранящиеся в Центробанке отчисления регионов в фонд обязательного резервирования, которые достигают сейчас 17 млрд рублей. Выпуск целевых окружных займов с госгарантией на конкретные программы поможет привлечь денежные средства населения. По мере развития накопительной пенсионной системы возможно создание в округе специального фонда, аккумулирующего пенсионные взносы и работающего под контролем окружных органов власти. Также не исключено появление особых финансовых институтов (например, банка развития, финансового или инвестиционного фонда) «для регулирования использования свободных ресурсов, по возможности, внутри Сибири».