Пожизненный приговор бандит выслушал с улыбкой

В конце прошедшей недели Новосибирский областной суд поставил точку в криминальных похождениях небезызвестной банды Геннадия Шпета. Следствие по делу, которое длилось несколько лет, закончилось беспрецедентным приговором: за совершенные 7 убийств, 4 покушения на убийства, многочисленные разбойные нападения и грабежи главарь банды получил пожизненный срок заключения. Но даже выслушивая приговор, оглашение которого продолжалось три дня, Геннадий Шпет продолжал улыбаться и шутить.

На счету Геннадия Шпета 7 убийств. Фото NABAT.UNITON.RU

Серия тяжких преступлений была совершена в Новосибирской области еще в 1997 году. В апреле трое неизвестных в райцентре Болотное напали на водителя легкового автомобиля Владимира Бунина и убили его выстрелом в голову из самодельного пистолета. Там же на захваченной «Волге» они совершили разбойное нападение на коммерческий автобус и отобрали у пассажиров деньги и золотые изделия.

Жертвами злоумышленников в течение нескольких месяцев стали еще несколько жителей Болотного, Тогучина и Мошково — разбойники жестоко избивали пострадавших в собственных квартирах и, угрожая оружием, забирали все ценное. Уже тогда в прокуратуре и ГУВД Новосибирской области была создана оперативно-следственная бригада, которая начала работать по этим преступлениям.

Как аппетит приходит во время еды, так и алчность порождала у преступников все новые криминальные идеи. Рано утром 11 октября 1997 года в доме N 251 по улице Добролюбова в Новосибирске жертвой злоумышленников стал предприниматель, который собирался ехать на вещевой рынок с партией канцтоваров. 23 октября в один вечер в селе Болта Мошковского района отморозки совершили разбойное нападение на двоих местных жителей. Для одного из них, 30-летнего Алексея Гиберта, визит незваных гостей закончился трагически.

Почувствовав вкус крови, убийцы вернулись в Новосибирск и совершили еще ряд нападений на коммерсантов. Одним из самых жестоких преступлений стало убийство супругов Альберт. Их тела прохожие обнаружили поздно вечером 17 марта 1998 года у дома N 10 по улице Беловежской. Как впоследствии установили милиционеры, муж и жена Альберт возвращались с вещевого рынка и с собой имели около 50 тысяч рублей выручки Именно после этого преступления в руки сотрудников милиции попали пули и гильзы от самодельного 9-миллиметрового пистолета, что в будущем сыграло огромную роль в разоблачении бандитов.

По словам заместителя начальника уголовного розыска ГУВД Новосибирской области Михаила Болтенко, который возглавлял оперативно-следственную бригаду, у оперативников буквально с первых преступлений было немало информации о приметах подозреваемых. Анализ уголовных и оперативно-поисковых дел, опрос многочисленных свидетелей и оставшихся в живых пострадавших позволил сделать вывод, что преступления совершает одна и та же группа бандитов, руководит которой хладнокровный и изощренный лидер. И все же преступники постоянно оказывались на шаг впереди милиционеров.

В марте 1998 года оперативники вышли на банду братьев Симоновых. В руках милиции оказались 8 человек, которые совершали разбойные нападения на коммерсантов. Кроме того, у подозреваемых изъяли самодельный пистолет. По заключению экспертизы, именно из него стреляли убийцы. Но Симоновы не сознавались в кровавых преступлениях. Да и сами оперативники вскоре поняли, что за убийствами стоит не эта банда.

4 февраля 1999 года в 5 часов утра в подъезде дома N 41 по улице Высоцкого местные жители обнаружили тело коммерсанта Ивана Оприша. В этот день он должен был вылететь в Румынию за товаром. Убийца выстрелил жертве в грудь. По заключению экспертов-баллистов, его оружие и пистолет, изъятый у Симоновых, были изготовлены одним и тем же мастером.

19 марта 1999 года в поле зрения милиционеров попал Виктор Никитин, который занимался изготовлением и сбытом оружия. Именно от него следователи узнали прелюбопытную информацию. Еще в 1997 году некто Геннадий Шпет купил у оружейника пистолет. Вскоре, однако, покупатель вернулся к Никитину и попросил обменять «ствол» на другой. Привередливый клиент объяснил свое желание тем, что оружие ему не понравилось, и к тому же оно использовалось для кровавых дел. Первый пистолет Шпет попросил уничтожить. Вместо этого мастер разобрал оружие и, рассудив, что негоже «добру» пропадать, установил дуло от пистолета на свежий заказ — для братьев Симоновых.

В один из апрельских воскресных вечеров в дом N 8 по улице Учительской отправились один из оперативников уголовного розыска и местный участковый. Дверь открыл мужчина. На вопрос: «Ваша фамилия Шпет?» — он ответил утвердительно. Через несколько секунд ошарашенный главарь банды оказался в наручниках. Как потом признался Шпет, он был готов ко всему, вплоть до применения оружия. Но чтобы вот так, всего два сотрудника милиции, да еще в воскресенье поздно вечером!

На квартире у задержанного сотрудники милиции обнаружили три самодельных пистолета, две гранаты, приспособление для бесшумной стрельбы, около 200 патронов. И в эту же ночь Геннадий Шпет сдал своих подельников. Их задержание растянулось на несколько недель.

Почему бандиту удалось безнаказанно совершить такое количество преступлений? Оперативники долго искали ответ на этот вопрос. Геннадий Шпет родился в 1959 году в Кемерове. Закончил школу, ПТУ, служил на ядерном полигоне в Семипалатинске. В Новосибирск приехал в 1990 году и некоторое время работал машинистом на станции Инская. Затем попытался организовать торговый бизнес. Для этого он продал свою квартиру, матери купил дом в Болотном, а оставшиеся средства вложил в товар. Однако коммерсанта из Шпета не получилось. И тогда он решил заняться другим бизнесом — криминальным.

Первый опыт на этом поприще тоже оказался неудачным: в 1994 году Шпет проходил по уголовному делу в качестве обвиняемого в грабежах. Отделался легким испугом — найти пострадавших от его преступлений не удалось, но опыт общения с милицией принес свои плоды. Шпет решил создать банду, в которую вошли его хорошие знакомые Олег Чернявский, Евгений Русских, Александр Козодой, Виталий Акулич, Евгений Кудиенко.

Закончить свои похождения, по словам Михаила Болтенко, Геннадий Шпет планировал банально: накопить денег и открыть сеть магазинов. В своей обыденной жизни он ничем не выделялся: не ходил по ресторанам, не употреблял алкоголь и тем более наркотики, не курил. В глазах соседей был примерным обывателем, любящим отцом: в Болотном у матери и сейчас живет 20-летний сын Шпета, страдающий эпилепсией. Никто не мог предположить, что под личиной ничем не выделяющегося новосибирца скрывается кровавый бандит.

Следствие продолжалось около двух лет. А финал судебного процесса поверг в шок многих. Судья Тамара Полянская приговорила Геннадия Шпета к пожизненному заключению (в новосибирской судебной практике такой приговор вынесен впервые за несколько последних лет). Его подельники получили меньше: Александр Козодой — 23 года лишения свободы, Олег Чернявский — 18 с половиной лет, Виталий Акулич — 18. Все — с конфискацией имущества. Николаю Антонову дали 5 лет заключения условно — такой вердикт был вынесен ему за несообщение о совершаемых преступлениях. Заочно приговорен к 10 годам и Евгений Кудиенко, который сейчас скрывается от следствия и объявлен во всероссийский розыск.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ