Владимир Колганов: «Реформа ЖКХ должна идти без революций»

В июне текущего года Барнаульская гордума приняла в окончательном чтении «Концепцию реформы ЖКХ г. Барнаула до 2010 года», которая содержит не только основные направления реформирования и развития ЖКХ, но и план конкретных мероприятий по их реализации. Это поможет сделать документ максимально «рабочим», отметил глава администрации Барнаула ВЛАДИМИР КОЛГАНОВ в интервью СВЕТЛАНЕ ЧИСТЯКОВОЙ.

— Зима 2004-2005 годов надолго запомнится на Алтае по числу кризисных ситуаций. Каким был отопительный сезон в краевой столице и как себя показали частные компании, работающие в этом секторе?

— Отопительный сезон мы прошли довольно стабильно. Связано это с тем, что в последние два года город перевыполнял запланированные объемы ремонтных работ (в 2004 году на 14%), а летнюю ремонтную кампанию начинал ранее традиционных сроков. Прошедшая зима на практике показала, насколько эффективными оказались эти меры. Мы почувствовали реальную экономию, которую дает сокращение теплопотерь в сетях после качественного ремонта. Хорошие результаты показали и частные компании, в частности, ОАО «Алтайские коммунальные системы» (АКС), которое уже два года занимается обслуживанием всего комплекса теплового хозяйства краевого центра. Неплохо работает и ООО «Барнаулэнерго», осуществляющее эксплуатацию теплотехнического оборудования и тепловых сетей (всего 40 котельных, 17 тепловых пунктов и 77 км тепловых сетей Барнаула). Обе компании заключили с нами договор об аренде сетей сроком на 15 лет.

АКС — это дочерняя структура «Российских коммунальных систем». Владельцы «Барнаулэнерго» — представители местного бизнеса, которые в свое время рискнули и занялись новым для себя делом. Стабильность их работы обеспечивается в том числе и тем, что основной костяк квалифицированных специалистов перешел в эту компанию из наших бывших муниципальных служб. Конечно, в работе с частными компаниями бывают и сложности. Достаточно вспомнить конец зимы 2005 года, когда «Барнаулэнерго» выставило довольно дорогие счета за тепло (около 2,5 тысяч руб. за месяц) жителям частного сектора в Барнауле, объяснив это высокими собственными расходами. Мэрии пришлось вмешаться, потому что нельзя было допускать, чтобы владельцы многоэтажного коттеджа и владельцы скромного домика, которые отапливаются «Барнаулэнерго», платили одну и ту же цену. Каждый должен расплачиваться в соответствии с потребленным объемом тепла.

В целом «Барнаулэнерго» в прошлом году вложило 34 млн руб. в реконструкцию двух котельных, и между нами и компанией достигнута договоренность о том, чтобы постепенно возвращать эти средства в городской бюджет.

Есть определенные сложности и с самым крупным нашим партнером по теплоснабжению — ОАО «Алтайэнерго», которое уменьшило объем перекладки магистральных теплотрасс в три раза — с 7,9 км в 2004 году до запланированных на 2005 год 2 км. Сорваны сроки перекладки внутриквартальных муниципальных тепловых сетей, которые должны ремонтироваться за счет средств «Алтайэнерго», заложенных в тарифе. План в 14,3 км не выполняется. Но мы намерены поправить эту ситуацию и в ежедневном режиме следим за ремонтной кампанией. Если понадобится, то готовы решать эту проблему на уровне Анатолия Чубайса.

— Стоит ли ожидать появления в секторе ЖКХ новых крупных игроков в ближайшее время?

— Вряд ли. Поскольку невозможно создание реальной конкуренции на одной коммунальной трубе, а альтернативной пока нет. Учитывая реалии сегодняшнего ЖКХ, я считаю, что некоторый монополизм неизбежен и даже полезен. К тому же во все системы жизнеобеспечения города частный бизнес уже пришел. В сфере электро-энергоснабжения работает ОАО «Горэлектросеть» с контрольным пакетом у администрации города. В 2004 году на смену МУПу мы создали ООО «Барнаульский водоканал» и привлекли в качестве инвестора Альфа-банк, который обещает ежегодно инвестировать до 170 млн руб. в развитие водопроводного хозяйства Барнаула. Кстати, в этом секторе мы реализуем отраслевую программу, рассчитанную до 2008 года. Одна из ее целей — обеспечить краевую столицу на 30% артезианской водой. Пока мы используем только поверхностные воды, что не совсем надежно. В числе учредителей «Барнаульского водоканала» присутствует «Росводоканал» — это вселяет в нас надежду, что Барнаул попадет в его инвестиционные программы. В Барнауле построен и мусоросортировочный завод. Поэтому можно сказать, что мы активно работаем над теми целями, которые поставил президент в ежегодном послании в части реформирования ЖКХ.

— В июне текущего года гордумой Барнаула была принята «Концепция реформирования ЖКХ Барнаула». Каковы ее основные цели и механизмы их достижения?

— Разрабатывать Концепцию мы начали год назад. Но этот процесс все время тормозился, поскольку параллельно активно развивалось федеральное законодательство (вступили в силу Жилищный и Градостроительный кодексы, а также частично Федеральный закон N 131 «О местном самоуправлении»). Наконец, в июне во втором чтении Концепция была принята Барнаульской городской Думой. Ценно в ней, на мой взгляд, то, что она имеет еще и план реализации конкретных мероприятий. В нем расписано все, даже сроки создания управляющих компаний ЖКХ Барнаула. Кстати, отчасти мы уже начали их создавать. Создано ЗАО «Барнаульская управляющая компания», которое теперь будет управлять арендой муниципального имущества. Также мною подписано постановление о передаче в управление городского банно-прачечного хозяйства местной компании «Быт-Сервис», которая намерена привлечь в эту сферу необходимые инвестиции. Принято решение о создании на базе ЖЭУ и ПЖЭТов Ленинского района Барнаула двух управляющих компаний в жилищном секторе. Несколько беспокоит тот факт, что когда процесс их создания пойдет в массовом порядке, возникнет опасность появления неблагонадежных компаний, поскольку сегодняшнее законодательство не создает заслона для такого рода явлений. Надеемся, этот вопрос в полной мере решит закон о концессиях. Но пока его нет, будем рассчитывать на свои силы. Главное, чего мы должны добиться, реализуя концепцию, так это определить собственника, создать конкурентную среду и систему управления ЖКХ. Самым сложным препятствием на этом пути станет необходимость изменить психологию людей, которые должны в широком смысле почувствовать себя хозяевами своего жилья.

— Дает ли концепция ответ на вопрос о том, как разрешить противоречие, когда частный бизнес стремится повысить тарифы, местные власти их сдержать, но при этом обеспечить привлекательность сектора для частного капитала?

— Уверен, что сегодня в нашей стране рыночные ниши, приносящие сверхдоходы, уже заняты. А тем, кто эти доходы получил, их необходимо куда-то вкладывать. Поэтому я уверен, что частный капитал пойдет в ЖКХ, ведь это по сути вечный бизнес, хотя пока не очень доходный. Частный инвестор быстро определит, как он может сократить издержки и более эффективно распорядиться ресурсами, в том числе и финансовыми. Простой пример: сегодня руководители ЖЭУ и ПЖЭТов получают довольно низкую зарплату, но все как один держатся за свое место. Уверен, что неспроста. И если в ЖКХ навести порядок, то нам и тарифы повышать не придется. Для повышения привлекательности жилищно-коммунального сектора мы сегодня начали заключать долгосрочные договоры с частными компаниями на аренду городских коммуникаций. Сегодня и с «Барнаулэнерго», и с АКС, и с «Барнаульским водоканалом» заключены договоры сроком на 15 лет. Ранее мы заключали такие договоры лишь на 11 месяцев. Это сделано для того, чтобы инвесторы успевали окупать вложенные инвестиции.

— Износ жилья в Барнауле очень велик, поможет ли концепция реформирования ЖКХ решить эту проблему?

— На сегодняшний день более 500 домов в Барнауле требуют неотложного капитального ремонта. Кредиторская задолженность ЖЭУ перед поставщиками коммунальных услуг составляет 223 млн руб., а населения — 25 млн руб. Очевидно, что при существующем перераспределении доходов между уровнями бюджетов местным властям самостоятельно этой задачи не решить. Те доходы, которые остались на местном уровне, позволяют Барнаулу формировать собственный бюджет менее чем на 50%. Так, субвенции края для Барнаула в 2005 году составили 1,7 млрд руб., а наши собственные доходы — всего 1,5 млрд руб. Население также не сможет взять на себя траты на капремонт домов — это слишком дорого. Значительное число жителей едва справляется с текущими коммунальными платежами. Я уверен, что решением проблем капремонтов жилья должны заниматься федеральные власти. Например, чтобы ежегодно адекватными темпами осуществлять капремонт, Барнаулу необходимо направлять на эти цели около 700 млн руб., а в городском бюджете на 2005 год отведено всего 26 млн руб.

В целом я — сторонник эволюционного пути развития, поэтому считаю: реформировать ЖКХ просто необходимо, но постепенно, каждый день делая хоть один шажок в нужном направлении.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ