Павел Скурихин: регионы Сибири смогут ежегодно экспортировать в страны АТР до 13 млн. тонн зерна в год

Регионы Сибирского федерального округа, восстановив посевные площади до уровня 1990-х годов, смогут ежегодно экспортировать в страны азиатско-Тихоокеанского региона до 13 млн тонн зерна в год. Об этом сообщил председатель Совета директоров САХО, президент Национального союза зернопроизводителей Павел Скурихин в Токио на встрече японских деловых кругов с Российской зерновой миссией, организованной Министерством экономического развития РФ. Основной темой встреч стали вопросы расширения экспорта российского зерна, говорится в пресс-релизе НСЗ.

В составе участников Российской зерновой миссии были представители Минэкономразвития, ОАО «РЖД» и транспортно-экспедиционных компаний. Интересы поставщиков зерна представляли руководители ОАО «Объединенная зерновая компания», Группы компаний «САХО», Национального союза зернопроизводителей и Национальной ассоциации экспортеров сельскохозяйственной продукции. С японской стороны во встрече участвовали представители двадцати компаний, в том числе Itochu, Mitsui, Marubeni, Mitsubishi. Sojitz, Sumitomo и другие.

Выступая на встрече, Павел Скурихин отметил, что страны АТР для России в целом, а также для Сибирского и Дальневосточного федеральных округов в частности, являются перспективным зерновым рынком. «В СФО наблюдается ежегодный устойчивый профицит зерна в объеме 2,0 – 2,5 млн. тонн при среднегодовом производстве порядка 14,5 млн. тонн, — сообщил он. — А в перспективе восстановив посевные площади до уровня 1990-х годов, регионы СФО могли бы ежегодно экспортировать туда до 13 млн тонн зерна».

Однако осуществлению планов по развитию масштабного экспорта мешает дороговизна транспортировки и неприспособленность портовой инфраструктуры к перевалке больших объемов зерна.

«Одним из механизмов привлечение японского капитала при строительстве специализированных элеваторных и портовых мощностей для обработки зерна в Сибири и на Дальнем Востоке России может быть механизм концессиональных соглашений, — отметил Павел Скурихин. — В этом случае японские компании, наряду с российскими, осуществят инвестиции в строительство портового комплекса и получат концессии на право использования терминала на соответствующий срок. Собственность на стратегический объект портовой инфраструктуры будет закреплена за Российской Федерацией».

Павел Скурихин напомнил также, что японские компании неоднократно заявляли о своей готовности участвовать в строительстве специализированного терминала на Дальнем Востоке. Но отсутствие решения на долгосрочную перспективу по вопросу компенсации части затрат на перевозку зерна от рынка сырья, расположенного в Сибири, до портов Дальнего Востока делает сибирское зерно неконкурентоспособным, а любые инвестиции в развитие инфраструктуры для его отправки в страны АТР — рискованными.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ