КРУГЛЫЙ СТОЛ: Телекоммуникации в период кризиса

10 марта впервые в Новосибирске был проведен круглый стол с участием операторов связи, представителей московских аналитических агентств, а также журналистов. Темой круглого стола был объявлен финансово-экономический кризис, а точнее его влияние на телеком-индустрию и методы, которые могут применять операторы связи для сохранения своих позиций в сегодняшней непростой ситуации. Круглый стол был организован бизнес-порталом «Континент Сибирь» и ОАО «Ростелеком».

10 марта впервые в Новосибирске был проведен круглый стол с участием операторов связи, представителей московских аналитических агентств, а также журналистов. Темой круглого стола был объявлен финансово-экономический кризис, а точнее его влияние на телеком-индустрию и методы, которые могут применять операторы связи для сохранения своих позиций в сегодняшней непростой ситуации.

Круглый стол был организован бизнес-порталом «Континент Сибирь» и ОАО «Ростелеком».

Сергей Минин,

главный редактор бизнес-портала «Континент Сибирь»:

— Уважаемые участники круглого стола и журналисты, приветствую вас на круглом столе «Телекоммуникации в период кризиса», организованном бизнес-порталом «Континент Сибирь» и ОАО «Ростелеком». Это первое мероприятие подобного масштаба. Профессионалы рынка — представители операторов и аналитики – впервые в Новосибирске собрались за одним столом, чтобы обсудить тенденции на рынке, а точнее сложившуюся непростую ситуацию на нем, вызванную негативным воздействием мирового финансового кризиса.

В течение рабочей части нашего мероприятия мы услышим пять коротких выступлений некоторых из участников круглого стола, которые будут касаться тенденций на современном телеком-рынке, а также влияния кризиса на него.

Желаю всем плодотворной работы и передаю слово первому выступающему – Роману Васильевичу Кравцову, первому заместителю директора – коммерческому директору сибирского филиала ОАО «Ростелеком».

Роман Кравцов,

первый заместитель директора — коммерческий директор сибирского филиала ОАО «Ростелеком»:

— Добрый день, коллеги. Рад возможности участвовать в сегодняшнем круглом столе. Хочется задать формат диалога, формат общения – он будет самым конструктивным. Одна из основных тем – тема влияния финансового кризиса на телекоммуникационную отрасль и на работу ваших компаний. Как будут вести себя операторы? Как будут вести себя сегменты потребителей в условиях кризиса и какие работы предполагают проводить операторы в этих сегментах?

Я в свою очередь, немного расскажу о том, как работает «Ростелеком» в условиях кризиса. В «Ростелекоме» есть антикризисная программа, которая начинает своё действие в том случае, если прогнозная выручка компании падает на 10%. На сегодняшний день, к счастью. Мы таких тенденций не наблюдаем. Показательными будут результаты первого квартала в марте, и по их итогам мы будем принимать какие-то решения. Что касается действий на различных сегментах, то в первую очередь основные проблемы мы видим в корпоративном сегменте. На массовом сегменте и на операторском сегменте пока таких очевидных тенденций мы не наблюдаем.

В случае введения этого плана одним из пунктов будет резкое сокращение издержек. Это вполне логично, плюс «Ростелеком» сегодня уже рассматривает свои затратные статьи и, соответственно, разрабатывает мероприятия по оптимизации затрат. Следующий ряд мероприятий – увеличению валовой выручки за счёт разработки новых продуктов, новых тарифных планов и выхода на новые рынки. «Ростелеком» давно работает в этом направлении – несколько лет назад мы запустили услугу предоставления доступа в сеть интернет. На сегодняшний день эта услуга занимает существенную долю в пакете услуг «Ростелекома». В дальнейшем мы планируем концентрировать свои усилия на развитии новых технологий, на развитии услуг передачи данных.

Александр Иванов,

директор «РТКомм-Сибирь»:

— Кризис касается всех, не только телекома. Все компании в период кризиса в первую очередь стараются сократить свои издержки. С этим же столкнулись и мы по итогам 2008 года, переходя в 2009 — с необходимостью оптимизировать расходы. Прошлый год стал для нашей компании переломным еще и потому, что проходил процесс объединения с «Ростелекомом», над которым мы работали вместе с сибирским филиалом. Это позволило нам разделить направления деятельности и сконцентрировать усилия на конкретных клиентах.

Это позволило нам довольно успешно подготовиться к 2009 году. Так, вместе с сибирским филиалом «Ростелекома» мы планируем оптимизировать расходы, участвуя в совместных программах и дополняя друг друга своими услугами. В частности, «Ростелеком» может помочь нам с междугородними телефонными соединениями, а мы – с местными соединениями.

Кризис сейчас в самом своём начале и нам ещё придётся весь 2009 год выживать в его условиях. Сохранять персонал, находить способы удержать клиентов, при этом заботясь о качестве услуг. Весь год будет занят этим.

Как кризис отразился на деятельности? В первую очередь он отразился на финансовых вливаниях: отсутствие денежной массы не позволяет телекому проводить те кампании, которые были запланированы и проводились год назад или два. Поэтому есть необходимость находить другие ресурсы.

Как заметил Роман Васильевич – необходимо жесткое регулирование расходов. Каждый проект требует тщательной финансовой проработки. Если проекты с длительной окупаемостью, то, как правило, в него деньги вкладывать не стоит. Если находится быстроокупаемый проект, то на него средства находятся легче.

Имеет смысл поучиться у провайдеров второго уровня – домовых сетей. Их принципы и некоторые подходы к телеком-бизнесу могут быть нам интересны. Мы постараемся в некотором роде перенять этот опыт для того, чтобы с минимальными затратами, минимальными инвестициями выходить на более широкий рынок.

Сергей Минин: Марат Мигдятьевич, как кризис отразился на компании «ЭР-Телеком» в Новосибирске?

Марат Кабанов,

исполнительный директор «ЭР-Телеком» в Новосибирске:

— 2008 год обозначился грандиозными планами строительства. На данный момент мы успели построить сеть емкостью более 100 тыс. домохозяйств, подключенных абонентов на текущий момент у нас 30 тыс. абонентов.

Кризис сказался, в первую очередь, на том, что те темпы, которые были изначально заложены в бизнес-плане пришлось сократить, но в связи с тем, что «ЭР-Телеком» в основном работает на рынке физических лиц, заметного спада у нас не произошло. Кризис коснулся в первую очередь сегмента юрлиц, и лишь незначительно затронул сегмент, в котором находится наш продукт (кабельное телевидение и интернет). Тем не менее уменьшение затрат и увеличение производительности лежат в основе нашей стратегии сейчас.

Сергей Минин: — Каков ваш прогноз развития рынка на конец этого года?

Марат Кабанов:

— Я думаю, что 2009 год все-таки будет годом активного роста. Сейчас многое зависит от общеэкономической ситуации в стране, от того, как скоро мы достигнем дна и от того, в какую сторону и какими темпами мы будем двигаться после этого.

У многих инвесторов сейчас основным вопросом является то, стоит ли вообще вкладывать деньги в проекты.

Сергей Минин: — На нашей сегодняшней встрече присутствуют аналитики, которые располагают, пожалуй, самой полной информацией о показателях рынка, предлагаю дать им слово.

Антон Ворыхалов,

старший консультант iKSConsulting:

— Я расскажу про ситуацию на рынке ШПД в целом по России. Вкратце динамика рынка до кризиса выглядит просто замечательно: он вырос практически вдвое. Компании не успевали подключать новых клиентов. В целом по России рынок вырос с 2 с небольшим миллионов домохозяйств в 2006 году до 9 миллионов по итогам 2008 года. При этом региональная структура рынка претерпела значительные изменения: доля Москвы и Санкт-Петербурга, на которую приходилось более половины рынка в 2006 году, в 2008 году сократилась до 39%. ARPU ежегодно снижался из-за снижения стоимости магистральных каналов и усиления конкуренции. И прогноз до 2012 года выглядел достаточно благоприятно: всё указывало на то, что сохранятся высокие темпы роста по новым абонентам, поскольку проникновение ШПД в регионах продолжало оставаться на достаточно низком уровне – порядка 10-15%.

Однако кризис внёс существенные коррективы в эти прогнозы. Как мы видим, изменения достаточно существенны. Вкратце новая версия прогноза на 2009 год – по нашей версии это рост численности абонентов порядка 20-25%. Первоначально ожидалось, что рост может достичь 40-45%. Что касается доходов, то здесь темпы роста уже больше: 52% по нашей оценке. Это связано с тем, что в начале прошлого года абонентская база операторов была существенно меньше, и, соответственно, были меньше и доходы.

Если анализировать поквартальную динамику в 2009 году, то мы полагаем, что в 4 квартале по сравнению с первым разница будет несущественна.

В корпоративном сегменте, как уже отмечали коллеги, ситуация выглядит хуже: поскольку компании начали активно резать издержки с конца 2008 года, это коснулось как раз расходов на сотовую связь, которое ударило по корпоративному сегменту на 10-15% и расходов на интернет-доступ. По нашим оценкам, прирост новых абонентов в корпоративном сегменте — 6%, при этом доходы операторов в этом сегменте практически не изменятся: ARPU в 2009 году сократится. Сегмент домохозяйств более устойчив — едва ли мы увидим существенный отток по ним и переключения на более дешёвые тарифные планы.

Наиболее активный рост рынка в 2009 году мы ожидаем в городах с населением 200-750 тысяч человек, хотя здесь динамика в существенной степени будет зависеть от общей экономической ситуации в России в целом. Зачастую такие города строятся вокруг нескольких градообразующих предприятий, которые сейчас понесли потери как по зарплате, так и по загруженности. Сегмент городов-миллионников пока не насыщен, в них мы ожидаем рост порядка 20%. В Москве рынок движется к насыщению, однако и там остаются районы и домохозяйства, не охваченные интернетом, поэтому мы полагаем, что и там рост составит порядка 15%.

Рынок быстрее будет переходить к олигопольной структуре на фоне отдельных городов: вместо 10-20 небольших компаний в одном городе будет 3-5 операторов. Т.е. примерно такая же картина как на сотовом рынке. Уже сейчас началась череда банкротств, слияний и поглощений, в дальнейшем эта тенденция усилится. Абонентская база мелких операторов будет перетекать в сети оставшихся провайдеров.

Проявляется еще одна тенденция – повышение тарифов на предоставление ШПД. На фазе роста рынка все говорили о том, что стоимость ежегодно снижается за счёт снижения магистральных тарифов и других параметров. Однако мы полагаем, что в 2009 году средний счёт на услуги ШПД что в регионах, что в Москве вырастет. Это связано и с ростом затрат самих операторов, и с инфляцией в целом. Рост тарифов может составить порядка 10-15%, и мы полагаем, что тенденция может сохраниться и в 2010 году. Последняя тенденция, которую хотелось бы отметить, замораживание многих проектов по строительству сетей. Например, «Акадо», которая сократила объём своей региональной экспансии или «ЭР-Телеком», заявивший о том, что сконцентрируется на развитии в городах присутствия и постарается не выходить на новые рынки, приоритет будет отдан не инвестициям, а увеличению денежного потока.

Виктор Лясман,

директор сибирского представительства «Престиж-Интернет» («Энфорта»):

— Прогноз по росту оптимистический. Когда готовилась презентация?

Антон Ворыхалов:

— Презентация готовилась в течение последней недели и данные по 20-процентному росту нам не кажутся оптимистичными, поскольку это не так много в абсолютных значениях. Мы будем дальше консультироваться с участниками рынка, в том числе с крупнейшими операторами и с государственными холдингами.

Сергей Минин: Спасибо Антону за интересный доклад. Я бы хотел попросить прокомментировать тенденции, которые он озвучил, Павла Козлова из компании «Сибирские сети». Доклад Антона затронул сегмент его компании.

Павел Козлов,

коммерческий директор «Сибирские сети»:

— Наша компания предоставляет услуги не только в Новосибирске, но и в Новокузнецке. Особо крупных корпоративных клиентов у нас нет и мы не стараемся с ними работать. В сегменте юрлиц сейчас действительно есть проблемы с выручкой. Подключения есть, но наверное это больше вызвано стремлением к экономии и использовании запасных каналов – таких, как наш. Что касается сегмента физических лиц, то здесь есть тенденция снижения ARPU, пока она небольшая, однако есть ожидание, что она усилится. На вопрос о повышении тарифов ответить однозначно сейчас не может никто, однако если объективно ситуация заставит, то мы никуда не денемся.

Сергей Минин: Уважаемые участники круглого стола, позвольте мне закруглить обсуждение этого вопроса и передать слово Владимиру Деревяшкину, который расскажет о том, могут ли совместные проекты операторов быть антикризисной мерой в сложившейся сиутации.

Владимир Деревяшкин,

генеральный директор «Скай Линк — Новосибирск»:

Уважаемые участники круглого стола, я бы хотел представить вашему вниманию одно из направлений развития телекома, которое на наш взгляд в данной ситуации является весьма актуальным, поскольку базируется не на таких амбициозных мерах, как ценовая конкуренция или снижение затрат, возможности которых не безграничны, а на взаимодействии и интеграции разных технологий в рамках проекта.

Проект, который был разработан нами совместно с «Сибирьтелекомом» и даёт новые возможности абонентам этого оператора. Он позволяет получить доступ в Интернет не только через стационарную линию (Webstream), но и посредством радиоканала. Таким образом, абонент может пользоваться услугой не только в офисе или дома, но и в любой другой точке с использованием ноутбука и модема.

Получившийся продукт получил название «БитБайт», он наиболее полно отвечает такому понятию как конвергенция фиксированной и мобильной связи, поскольку, помимо того, что даёт абоненту возможность выбрать среду передачи, позволяет подключаться к сети по единым правилам, использовать единые коммутационные принципы, получать единый счёт за услуги и пользоваться единой службой поддержки.

Почему я особо отметил актуальность именно этого проекта? Потому что он не потребовал никаких капитальных затрат: соединение у нас уже было, нужно было только обеспечить координацию действий. Этот проект дал возможность «Сибирьтелекому» предоставлять новые услуги и получать дополнительный доход. Мы тоже получили часть дохода за пропуск трафика.

Такие проекты мы считаем в нынешней ситуации очень актуальными, поскольку они позволяют операторам получать дополнительный доход.

Сергей Минин: Владимир Михайлович, проект, если я не ошибаюсь, был запущен в конце прошлого года. Исходя из опыта работы за прошедшие несколько месяцев, расскажите в чем все-таки выразился для вашей компании эффект — в увеличении выручки или в привлечении новых абонентов?

Владимир Деревяшкин:

— Некоторый приток абонентов был, но цель была не в этом. Мы предоставляем в этом случае только услуги пропуска трафика и естественно получаем от этого доход. Пока эта услуга введена только для абонентов «Сибирьтелекома», но сейчас мы прорабатываем ряд проектов с другими операторами не только по передаче данных, но и предоставлению голосовой связи.

Наталья Белошицкая,

директор департамента внешних и внутренних коммуникаций «Сибирьтелеком»:

— Я полностью согласна с коллегами, которые сегодня уже говорили о том, что новые продукты могут стать источником увеличения выручки и даже сокращения издержек. Мы придерживаемся идеологии, что пакетные предложения – один из наиболее эффективных способов добиться этих целей. «БитБайт» не единственный проект, который мы организовали в Сибири. В частности, мы запустили пакетную услугу «ТВист», которая также как и «БитБайт» предоставляется на базе Webstream. И это не последнее предложение от «Сибирьтелекома», мы запустим новые продукты для своих абонентов в ближайшем будущем.

Сергей Минин: Андрей Альбертович, на ваш взгляд конвергенция разнородных услуг может стать источником дополнительной прибыли?

Андрей Федотов,

директор «Первая миля»:

— Мы в последние полтора года активно занимались развитием сети и различного рода услуг. В условиях кризиса мне кажется, что те операторы, у которых спектр услуг максимально широкий (кабельное телевидение, интернет), смогут добиться существенного повышения ARPU. Второе серьёзное преимущество заключается в снижении себестоимости: сети смонтированы на одной ёмкости в одних домах и абоненты получают единый счёт. Обслуживание одного абонента стоит дешевле. И безусловно, те операторы, которые развивают подобные услуги – double play, triple play – у них есть возможность, прежде всего, экономить на издержках. Ну и наличие услуг позволяет себя чувствовать более стабильно даже если в какой-то момент у абонента нет возможности платить за интернет, то вряд ли он откажется от телевидения.

Роман Кравцов:

— Я хотел бы отметить, что затронута очень интересная тема – конвергенция услуг в условиях кризиса и совместных усилий операторов без существенных капитальных затрат. Эта тема актуальна и для «Ростелекома» и мы также разрабатываем совместные решения и прорабатываем с операторами местных сетей, зоновых сетей общие продукты. В первую очередь хотелось бы обратить внимание операторов и Интернет-провайдеров на то, что сегодня у них высвобождается определённый человеческий ресурс, который нужно чем-то нагружать. Одним из вариантов может стать работа по агентским схемам. Например, компания «СибэлТелеком» уже продает услуги международной и междугородной связи от компании «Ростелеком», получая тем самым доход без капитальных затрат.

По агентской схеме с нами также работает компания «Энфорта», «Сибирьтелеком» является одним из крупнейших наших агентов. Я хотел бы обратить на это внимание тех компаний, которые на сегодняшний день не так активно, как хотелось бы, участвуют в подобных программах. Любой из присутствующих здесь операторов или Интернет-провайдеров, имея собственную абонентскую базу, в первую очередь в корпоративном сегменте, имеет возможность работы и создания таких проектов.

Сергей Бойко,

глава новосибирского филиала «Северен Телеком» («Авантел»):

— К словам Романа Васильевича хотелось бы добавить, что осенью прошлого года мы начали работать с компанией «Ростелекомом» по агентским схемам с целью предоставлять объединённые услуги нашим клиентам. Результаты оцениваем достаточно позитивно. Мы возлагаем большие надежды на перспективы такого сотрудничества. Мы работаем преимущественно с корпоративными клиентами и прекрасно чувствуем их желание оптимизировать затраты. Падение ARPU нам удается скомпенсировать как раз предлагая конвергентные услуги.

Сергей Минин: Александр Владимироваич, если я не ошибаюсь, у вашей компании также были инициативы совместных проектов с локальными операторами на базе вашего ДАТА-центра?

Александр Иванов:

— Да, в прошлом году мы реализовали в прошлом году ряд таких проектов. На площадке нашего ДАТА-центра в Новосибирске установлен маршрутизатор РосНИИРОС, который позволяет осуществлять пиринг между сетями, присутствующими в городе.

На площадке ДАТА-центра также расположены различные WEB-ресурсы, в том числе сайт НГС, который доступен абонентам наших партнеров-провайдеров практически бесплатно. Сейчас по аналогичной программе у нас должны установить сервер «Одноклассники», который позволит абонентам из СФО получать сервисы этого ресурса непосредственно из Новосибирска, а не из Москвы.

Я бы хотел еще кое-что добавить относительно последствий кризиса. Весь подъём рынка интернет-доступа был связан с ростом домовых сетей. Ресурсы и доходы от корпоративных клиентов играют важную роль, но уже сейчас очевидно, что чаша весов склоняется именно в сторону сегмента физлиц. Именно благодаря локальным операторам, оказывающим услуги массовому населению, магистральные операторы имеют сегодня мощный канал в регионе. Если домовые сети смогут выжить, собрать деньги со своих абонентов и развиваться дальше, то кризис затронет отрасль в наименьшей степени. Так что возможно главный вопрос нашего круглого стола нужно перефразировать следующим образом: а что нужно людям в условиях кризиса, чтобы они могли продолжать использовать услуги кабельного телевидения и доступа в интернет и чтобы этих абонентов становилось всё больше и больше? И этот вопрос меня на данный момент волнует больше, поскольку все мои доходы и все мои прогнозы основываются на подключении вторичных операторов – тех, кто предоставляет услуги именно населению. И поэтому я задал бы им вопрос. Как они собираются выживать. Если они выживут, то выживем и мы.

Павел Козлов:

— Что касается «выживать», то мы, как более мобильная, чем магистральные провайдеры, компания начали это делать заранее и уже есть результаты. Оптимизируются затраты, повышена продуктивность и производительность персонала, улучшено качества услуг. Как оптимизировать затраты, не повышая тарифы? Ввод новых услуг. Мы, например, в ближайшее время запустим услугу передачи голоса через свою сеть.

Александр Иванов:

— Каждый год магистральная полоса практически удваивается под влиянием повышение спроса со стороны локальных операторов. В каких пределах вы планируете расширение своего канала? Сейчас, я полагаю, будет год-полтора на передышку и подготовку к следующему рывку, но планируете ли вы предоставлять своим абонентам больше скорости, чем вы предоставляете сейчас для того, чтобы каким-то образом их привлечь?

Павел Козлов:

— Конечно планируем. В 2008 году нам удалось модернизировать сеть, что позволило нам предоставить абонентам более высокие скорости. И мы продолжим это делать. Таким образом, технически мы готовы увеличить скорости, вопрос только к магистральным операторам — насколько они позволят нам это сделать. Здесь, мне кажется, вопрос конкуренции между магистральными операторами, которые выходят на рынок.

Сергей Минин: Уважаемые участники круглого стола, извините, что я прерываю вас, но наш следующий доклад как раз о ситуации на локальном рынке Интернет-доступа. Слово – Валентину Левину.

Валентин Левин,

директор по развитию объединенного оператора «ХоумНет-СИТИ»

— Мы представлены на рынке Новосибирска, Бердска и Краснообска, работаем как с юридическими, так и с физическими лицами. На данный момент к услуге доступа в Интернет у нас подключено более 30 тыс. домохозяйств, кабельному телевидению — более 60 тыс. абонентов, местной телефонией пользуются порядка 1000 абонентов.

Сначала хотелось бы рассказать о рынке юрлиц: он находится в неустойчивом положении, на лицо снижение доходов. Однако хотел бы заметить, что среди корпоративных клиентов мы наблюдаем бум переподключений — многие компании съезжают с одних офисов и подключаются в других. В сегменте юрлиц и сейчас очереди на подключение, вызванные всеобщей «миграцией».

Что касается сегмента домашних пользователей, то на мой взгляд, рынок подошёл к кризиса в перегретом состоянии. Прошлый год ознаменовался для новосибирского рынка резким расширением магистральных каналов доступа в Интернет. Это вылилось в почти 20-ти кратное снижение цен для домашних пользователей. Показатель ARPU начал падать, и за год снизился на 20%.

Рынок в этом перегретом состоянии сохранился до сих пор. Если говорить о нашей сети, то январь у нас был рекордным по подключениям, а сейчас у нас подключается до 100 квартир в день. Единственное, чего я боюсь – резкий рост цен на компьютеры. Если население перестанет приобретать компьютеры, тогда действительно рост нашего рынка снизится.

Не соглашусь с экспертным мнением Антона Ворыхалова в части соотношения проникновения и роста. Судя по нашей практике, чем выше проникновение, тем больше подключений. Например, там, где больше 40% проникновение, там наблюдается самое больше количество подключений. Это парадокс, но практика это подтверждает.

Я не стану делать прогнозы на 2009 год, но пока рост подключений в сегменте домашних пользователей идёт по нарастающей.

Это ставит в тяжёлое положение операторов. Как уже говорилось, ARPU с одного абонента снизилось примерно на 20%. С другой стороны, все производственные факторы, кроме магистрального трафика, наоборот — выросли в цене. Это и зарплаты персоналу, и аренда, и размещение кабель-каналов, и транспортные услуги. Это привело к тому, что удельная рентабельность и текущей деятельности, и подключений резко сократилась – окупаемость проектов домашних компьютерных сетей существенно увеличилась. Этот бум подключений тяжёлым бременем лег на оператора, поскольку на 80% подключение производится за счёт оператора.

Кризис будет заставлять операторов искать возможности для кооперации. Также следует отметить, что все операторы развивали многоотраслевое хозяйство: полный цикл от проектирования до строительства и эксплуатации был сосредоточен в одних руках. Но у каждого оператора есть какие-то более сильные стороны в общем процессе, и это повод для кооперации и специализации. Имеет смысл обмениваться услугами. Однако это вопрос отдельного круглого стола и двусторонних отношений.

В нынешнем кризисе есть ощущение того, что мы все попали в состояние системного тупика потому что для того, чтобы началась фаза оживления, нужен инструмент кредитной эмиссии. А этого инструмента нет, потому что доллар, как инструмент кредитной эмиссии практически себя исчерпал. Кризис носит не просто системный характер. Выход из него может оказаться таким, который заставит перестроить всё общество. Мне здесь кажется, что мы находимся на некоторой грани кардинального изменения всего общественно-политического устройства. А именно наблюдается следующая тенденция: человечество находится на пороге фундаментального переворота.

Сейчас мы являемся участниками и творцами третьей формы человеческой общности – а именно – информационной общины, для которой территория и границы государства не имеют такого большого значения. Значение будет иметь не то, на территории какого государства он находится, а то, в какую информационную общину он вошёл. И фундаментом развития информационного общества станет развитие электронных денег. Электронные деньги – феномен, который по технологической надобности развивают как раз операторы телекоммуникационных услуг – они открывают клиентам счета, близкие по функционалу к расчётным счетам. И возникает параллельно мировой банковской системе система электронного счетоводства, где локальные расчётно-платёжные системы, операторские биллинговые системы находятся в такой стадии, в которой находилась мировая банковская система в средние века – то есть им стоит установить корреспондентские связи друг с другом и мы обнаружим в один прекрасный момент, что банки и не нужны.

Я думаю, что одним из парадоксальных выходов из мирового финансового кризиса станет то, что в ближайшие пару десятилетий существующая банковская система отомрёт, а на её место придёт система электронных корреспондентских счетов, которую, в частности, развивает мировой телекоммуникационный сектор. У всех операторов связи есть общий классовый интерес в том, чтобы развивать электронные деньги.

Сергей Минин: Валентин Николаевич, спасибо за исчерпывающее выступление. Хотелось бы подключить к нашей дискуссии представителей власти, которые сегодня присутствуют среди нас — а именно мэрии Новосибирска и администрации Новосибирской области, у меня к ним, возможно, несколько неожиданный вопрос – насколько важна телеком-отрасль для города и области и как в таком случае власти собираются ее поддерживать?

Сергей Зайцев,

начальник управления связи мэрии Новосибирска:

— Мэрия Новосибирска, как потребляла услуги связи, так и продолжает их потреблять. Уменьшения не произошло, есть качественные улучшения. Например, недавно мы провели конкурс на предоставление услуг доступа в Интернет, который выиграла компания ТТК-Западная Сибирь. Мы получили канал за меньшую стоимость и с большее широкой полосой.

Операторы здесь жалуются на снижение ARPU, а я это воспринимаю как благо. Для жителей города это хорошо — услуги стали более доступны и одновременно качественнее.

Что касается поддержки власти, то она выражается в регулярных госзаказах, которые мы размещаем среди операторов. Так, недавно компания «Ростелеком» выиграла конкурс на предоставление услуг междугородней/международной связи сроком на один год. Про доступ в Интернет я уже сказал. В единую сеть объединены школы области, все библиотеки города – причем и там, и там обеспечен выход в Интернет. Таким образом, мы предоставляем операторам поле для деятельности, не выделяя при этом кого-то одного. Все операторы для нас важны.

На мой взгляд, на рынке телекоммуникаций кризиса как такого нет. Операторы продолжают развиваться, подключать новых абонентов, строить сети и т.д. В частности, в июне мы ожидаем приход в Новосибирск четвертого оператора сотовой связи – Tele2. В конце 2008 года мы делали исследование, которое показало, что в Новосибирске порядка 500 тыс. пользователей услуги доступа в Интернет. При этом этот рынок еще далек от насыщения.

Прогноз 20-процентного роста рынка, который привел сегодня аналитик iKS-Consulting, на мой взгляд слишком осторожен. Это самый минимум роста в этом году. По моим оценкам рост будет выше.

Что касается затрат операторов, то не хотелось бы, чтобы они снижали их за счет сокращения рабочих мест. Хотелось бы пожелать им оказывать больше услуг, с более высоким качеством и низкими ценами.

Сергей Минин: Виктор Владимирович, а на ваш взгляд, как повлиял кризис на поведение операторов на рынке?

Виктор Лясман:

— Кризис для многих операторов – это время возможностей, это время, когда оператор выбирает между хочу и могу. Когда начался кризис, крупные операторы, банки и инвесторы потирали руки – сейчас мы будем дешево скупать мелких. Однако эти небольшие операторы пока ждут, цены не сбивают, но от того насколько долго продлится этот кризис будет зависеть, когда эти сделки начнут происходить. По оценкам, это осень-весна. Операторы стоят перед выбором – пользоваться моментом для захвата рынка, инвестируя средства с определенным риском или оптимизировать затраты не только внутренние, но и инвестиции и переждать таким образом кризис. Все ждут результатов марта – этот месяц всегда был показательным на рынке телекоммуникаций. По результатам марта очень многие компании будут пересматривать бюджет. В частности, стратегия нашей компании подразумевает ежеквартальный пересмотр бюджета. Это помогает с одной стороны мотивировать персонал, а с другой – более гибко подстраиваться под меняющийся рынок.

Мы сегодня больше говорим об общих вещах, поскольку для нас это все-таки первый опыт подобного круглого стола – спасибо организаторам за проявленную инициативу. Я призываю всех заинтересованных в этом проекте участников содействовать тому, чтобы проводить такие круглые столы чаще.

Сергей Минин: — Хотелось бы подключить к нашей беседе еще одного представителя аналитического агентства, который присутствует среди нас сегодня – Леонид Коник, главный редактор ComNews. Леонид расскажет о том, как СМИ освещают события на телеком-рынке в связи с наступлением глобального экономического кризиса.

Леонид Коник,

главный редактор ComNews:

— Кризис — время повышенного спроса на бизнес-новости. Огромное внимание компании стали проявлять к деловым новостным ресурсам – мы это отчетливо видим по статистике посещаемости собственного ресурса. Участники рынка пытаются найти в материалах СМИ подробностей того, как развивается кризис на их рынке, в стане конкурентов, какие изменения происходят в законодательном поле и т.д.

Анализируя интерес аудитории к своим материалам, мы видим, что наибольшую посещаемость имеют новости о влиянии кризиса на телеком-рынок, о корректировке тарифов, о сокращения персонала, замораживании инвестиций. Не меньшим интересом пользуются материалы о борьбе с кризисом. Аудитория хочет читать не только о негативе, но и о позитивных событиях. Поэтому успешные размещения облигаций и акций, получение кредитов или господдержки и другие темы вызывают повышенные интерес читателей. Также посетителей интересуют новости о различных отраслевых мероприятиях, выставках конференция и т.д. Исходя из этой информации, аудитория хочет сделать вывод о том, есть ли активность на рынке или он «заморожен».

Социальная ответственность СМИ, на мой взгляд, сейчас может выражаться в том, чтобы искать и публиковать проявления позитивных тенденций.

Теперь о том, чего хотят ньюсмейкеры – компании, о которых публикуются материалы в прессе. Опыт показывает, что сейчас многие компании хотят выглядеть более живыми, чем они выглядели даже до кризиса. Это делается для того, чтобы показать клиентам, акционерам, инвесторам, что они продолжают работать и не собираются закрываться. Компании активно не хотят вынесения на публику негативной информации из их внутренней жизни – сокращения персонала, повышения цен, технические дефолты и прочее.

Как компании выглядеть позитивно в кризисных условиях? Удивлять. На волне удивления сейчас можно получить позитивную информацию в прессе. Поводы те же самые, о которых я уже говорил – получение кредита, увеличение доли рынка, размещение займа, экспансия в новые регионы, поглощение конкурентов и т.д.

Третий участник экосистемы – издатели. Они в первую очередь заинтересованы в том, чтобы сохранить свои позиции на рекламном рынке. Отток рекламы уже выбивает с рынка издания и даже федеральные, пример из телеком-индустрии – журнал «Системы связи». По нашему опыту, 80% рекламодателей из числа операторов связи либо заморозили свои рекламные бюджеты, либо урезали их. Лишь от остальных 20% мы слышим о планах повышения рекламных бюджетов, в связи с пониманием того, что то, что еще в прошлом году приходилось продавать с боем, в этом году придется продавать с еще большим усилием.

Наталья Белошицкая:

— Леонид, я бы хотела поблагодарить вас за вашу работу, я думаю, что тот высокий рейтинг, которым обладает ваше издание, не случаен – вы заработали его своим трудом. Привлечение такого внимания аудитории непростая работа, я знаю сколько вы работаете.

Вы обозначили опасные моменты в сложившейся ситуации для каждой из сторон, а каков рецепт выхода из них вы бы предложили?

— Леонид Коник:

— Средствам массовой информации – работать с удвоенной силой. Работать активно, не ждать пресс-релизов, выходить в поле и искать информационные поводы. О поведении операторов в информационном поле я уже рассказал.

Бороться с кризисом приходится нам всем. Как сказал один из финансистов, отличие этого кризиса от кризиса 98-го года в том, что от него нельзя улететь на самолете.

Сергей Минин: на этой мобилизующей ноте хотелось бы завершить наше обсуждение, поблагодарить всех участников круглого стола за работу и пожелать удачи в преодолении всех трудностей.

Фотоотчет с круглого стола вы можете посмотреть в Фотобанке.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ