Воспоминания о будущем

«Поскольку время бесконечно, до настоящего момента уже протекла бесконечность, то есть всякое возможное развитие должно уже было осуществиться. Следовательно, наблюдаемое развитие должно быть повторением». (Фридрих Ницше)

Строительный бум, так согревающий души власть предержащих, как бы косвенно подтверждающий их смутные надежды и представления об универсальности и всесилии так называемого «саморегулируемого рынка» и соответственно, правильности избранного курса, содержит тем не менее внутри себя сокрытый от глаз «до поры до времени» потенциал самоуничтожения. Следует разобраться в этом удивительном феномене.

Строительные предприниматели с некоторых пор работают теперь на так называемый обезличенный спекулятивный жилищный рынок и в соответствии с основным законом товарно-денежных, или попросту рыночных отношений, должны иметь на рынке максимально возможное число условно готовых товаров, так называемых «квадратов». Если прежде предприниматель строил со спекулятивными целями одновременно каких-нибудь один — два дома, и как правило «под ключ», то теперь, для того, чтобы быть полноправным участником сформированного спекулятивного жилищного рынка, он должен купить или арендовать значительный участок земли и возвести на нем множество единообразных домов-полуфабрикатов, пускаясь, таким образом, в рискованное предприятие, многократно превосходящее размеры его состояния. Когда наступает кризис, как это уже было в 2008 году, и приостанавливается уплата очередных авансов, терпит крах все предприятие; в худшем случае дома остаются недостроенными до наступления более благоприятного времени, а в лучшем, что бывает крайне редко, они продаются с молотка за полцены новому предпринимателю. Таким образом, жилищный кризис в современном понимании — это неизбежное следствие нерегулируемого или саморегулируемого рынка, что в сущности одно и то же, расширение массового капиталистического строительного воспроизводства. Без спекулятивных построек многоэтажек, по «упрощенке» и притом во все возрастающем масштабе не может по-настоящему преуспеть теперь ни один строительный предприниматель.При этом размеры товарных масс, создаваемых капиталистическим, частным производством, определяются исключительно масштабом этого производства и субъективной внутренней потребностью в постоянном его расширении, а отнюдь не реальными объективными общественными потребностями в сфере жилищного строительства, обусловленными гармоничным балансом спроса и предложения, подлежащего удовлетворению.

« … И нам при увеличении скорости строительства жилья ни в коем случае нельзя повторить те же самые ошибки, которые были допущены в других странах, в Штатах в частности. Никаких ценовых пузырей здесь надувать нельзя ни в коем случае, всё должно быть очень гармонично и в экономике, и на строительных площадках …». В.В.Путин. Истра, 16.04.2012.

В результате возникающего, вопиющего дисбаланса между спросом и предложением, ситуация на жилищном рынке такова, что при массовом производстве непосредственным и самым массовым покупателем может быть только оптовый купец — его величество «спекулянт многоликий» (банки, агентства недвижимости, риэлторы и прочая, прочая, прочая.). Отсюда процесс воспроизводства на рынке жилья, в известных границах, совершается в прежнем или скорее даже в расширенном масштабе, хотя выброшенные из него «товары» или т.н. «квадраты» в действительности не перешли в полной мере в сферу индивидуального потребления… То есть нормального оборота рынка фактически не происходит. Но до тех пор, пока удается так или иначе продавать продукт, все идет как будто бы нормально с точки зрения правящего тандема — государственного чиновника и капиталистического производителя (государственно-частное партнерство). Таким образом, производство прибавочной стоимости, а вместе с ним и индивидуальное потребление самого капиталиста и курирующего его государственного или муниципального чиновника, при этом может неуклонно возрастать, и весь процесс воспроизводства может находиться в самом цветущем состоянии. Однако весьма значительная часть товаров, в виде обезличенных «квадратов» переходит в сферу потребления лишь по видимости, да еще на бумаге в статистической отчетности, а в действительности же она может оставаться непроданной в руках спекулянтов-перекупщиков еще долгое время (годами) и следовательно, фактически все еще находиться на рынке.

Так постепенно, год за годом зарождается кризис перепроизводства или затоваривание рынка и постепенная стагнация, застой или так называемая пресловутая стабилизация на самом низком уровне потребления, когда один поток товаров следует за другим и, наконец, обнаруживается, что прежний поток лишь по видимости, фиктивно поглощен потреблением. Товары прежних потоков еще не превращены в наличные деньги, как уже наступают сроки платежа за них. Владельцы их вынуждены будут, рано или поздно, объявить себя несостоятельными банкротами или же, чтобы произвести платежи, должны будут продавать свой товар по какой угодно цене. Этому постоянно грозящему обвалу, в немалой степени, способствует в том числе появление на свет банд безудержных спекулянтов и фиктивных предпринимателей на рынке жилья, которые в свое время превозносились как образец успешной предприимчивости, что в конечном итоге подорвало стремление активной части общества к способам медленного обогащения при честном предпринимательстве. Именно это обстоятельство было и до сих пор остается источником всеобщего недоверия к «новой» экономической политике. Более или менее состоятельные российские граждане утратили доверие к стране и пытаются купить недвижимость за границей, но абсолютное большинство нуждающихся, в отчаянии сдаются в ипотечное рабство новоявленным суверенным ростовщикам. Такая ситуация не имеет никакого отношения к действительному состоянию спроса на жилье. Она имеет отношение лишь к возведенной в абсолют необходимости превратить залежалые и недоступные для большинства жилищные товары в ипотечные продукты и деньги любой ценой. Общество неискушенных новообращенных потребителей сбито с толку бумом в потребительских расходах, простимулированным, увы, не бурным ростом отечественного промышленного производства и опережающим зарплату ростом производительности труда, т.е. настоящими факторами подлинной стабильности и благополучия, а активно проводимой государственной политикой расширения и всеобщей доступности для населения ничем необеспеченных кредитов, т.е. надуванием того самого пресловутого ценового пузыря. И тогда разражается кризис. Он проявляется не в непосредственном уменьшении потребительского спроса, спроса в целях индивидуального потребления, а в сокращении обмена капитала на капитал и, как следствие, к сужению процесса воспроизводства капитала.

Вероятно, было бы простым упрощением сказать, что кризисы происходят по причине недостатка платежеспособного потребления или платежеспособных потребителей. Капиталистическая система не знает никаких иных видов потребления, кроме потребления оплачиваемого. То, что товары «квадраты» не могут быть проданы, означает лишь одно: для этих товаров не находится платежеспособных покупателей, т. е. потребителей. И когда государственная власть вновь попытается обосновать причину жилищного кризиса, в том числе утверждая, что работающие получают слишком малую часть своего собственного продукта и что, следовательно, беде можно помочь, если он будет получать более крупную долю продукта, т. е. если его заработная плата возрастет, то в ответ достаточно только заметить, что кризис 2008 года разразился тогда, когда произошло реальное общее повышение заработной платы и работающие действительно стали получать более крупную долю той части готового продукта, которая предназначена для потребления. Такой период, с точки зрения здравого смысла, должен был бы, напротив, отдалить кризис. Однако произошло обратное, наглядно показавшее, что капиталистический способ производства объективно заключает в себе условия, которые не зависят от доброй или злой воли капиталистов и госчиновников и которые допускают относительное благополучие или стабилизацию только на короткое время, да и то всегда лишь в качестве буревестника очередного кризиса.

И наконец, самое прискорбное произойдет позже, в период преодоления последствий очередного кризиса, когда потери частных капиталистов и ростовщиков-банкиров будут компенсироваться за счет государственного бюджета, т.е. за счет богатства всего общества (общественного фонда потребления). В этом ряду попытки дополнительно профинансировать ипотеку за счет государственного бюджета — всего лишь разгонка спроса без учета того, что будет происходить с предложением. Необходимо прекратить всякую господдержку банкам, владеющим значительным непроданным жильем, чтобы побудить их реализовать это жилье, снизив тем самым его остающуюся неоправданно завышенной цену, тем самым проявив заботу о собственных гражданах, а не о наживающихся на их бедах спекулянтах. Такого рода новый коммунизм, где привилегированной становится только одна сторона — правящий класс капиталистов и финансовых спекулянтов, аморален и не допустим. А подобного рода «антикризисные» программы являются лишь «затыканием дыр». Только сняв с застройщиков финансовые обязательства по сооружению коммуникаций, подключению к сетям и земельной ренте можно хоть как то способствовать развитию строительства нового доступного и качественного жилья. И только лишь после этого станет вновь актуальным развитие адекватного кредитования населения на покупку этого жилья. Это необходимое, но недостаточное условие.

Основной вектор государственной политики должен быть направлен на то, чтобы увеличить предложение и таким образом сбить спекулятивную цену. По классической теории цена формируется в зависимости от кривой спроса и предложения. Чем выше будет предложение, тем ниже будут цены на жилье. Поэтому самый основной тезис, которого не хватает в государственной жилищной политике – это предложение жилья со стороны государства. Ничто не мешает государству либо вернуть госсобственность, либо организовать государственные строительные компании, либо самое простое — разместить госзаказ на государственное арендное жилье (некоммерческая аренда) в частных строительных компаниях по приемлемым ценам и предложить его на рынке. Это позволило бы сбить спекулятивные цены и за счет уменьшения перечисленных расходов, можно добиться кардинального уменьшения издержек и самих частных строительных компаний. И это было бы гораздо более эффективное освоение государственных капитальных вложений, поскольку нигде в мире частный собственник-капиталист не является более эффективным, чем государство. Ибо эффективность частника и государства несоизмеримы, и они оцениваются по разным критериям. У частника критерий эффективности — прибыль, а у государства — жизнеспособность целого (страны). Диктат так называемого «саморегулируемого рынка» может привести и уже приводит к опасной, не регулируемой деформации всей жилищной сферы, и государство в цивилизованных странах, в т.ч. и в России, должно постоянно корректировать положение путем соответствующих бюджетных инвестиций в целях стимулирования нового предложения на рынке доступного жилья — предложения соответствующего массовому спросу. Государство должно активно вмешаться и решить вопрос жилья в ближайшие годы, на каком-то минимальном, но достойном для человека уровне. Дело за малым, чтобы безусловно правильные слова становились наконец реальными делами и лишь тогда действительно «… всё будет очень гармонично и в экономике, и на строительных площадках».

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ