Главный редактор газеты «Континент Сибирь»/портала «Континент Сибирь Онлайн»

Насыщаемость рынка или макроэкономическая ситуация?

Как известно, прогнозы не любит делать только ленивый. Встречаясь с различными экспертными мнениями и комментариями о дальнейшем развитии того или иного рынка, я нередко замечаю, что в центре рассмотрения находится такой показатель, как насыщенность этим товаром или услугой рынка. При этом макроэкономические факторы отбрасываются на второй план. Однако корректно ли это?

Для примера стоит обратиться к автодилерскому рынку. Наиболее частый аргумент в прогнозах дальнейшего развития этого рынка — низкая насыщенность автомобилями в России и непосредственно в Сибири на 1000 человек. Сопоставляя эту цифру с аналогичным показателем по Германии, можно увидеть, насколько мы отстаем в автомобилизации от Европы. Видя, как велик резерв для роста, и делая предположение о том, что уровень насыщенности должен быть примерно соизмерим, аналитики и эксперты говорят о большом будущем авторынка. Другие факторы при этом отходят на второй или даже десятый план. Постоянно встречаясь с такими оценками, их в конце концов разделяют и участники рынка. Несмотря на падение продаж и кризисное состояние, автодилеры в 2010–2011 годах заключали новые дилерские контракты, закладывали для строительства новые салоны, если не «автодворцы», брали кредиты на развитие. И во многом благодаря тому, что они были уверены, что общая кризисная волна скоро прекратится, и тогда уже ничто не будет мешать непосредственно авторынку снова расти, а рост этот будет обусловлен тем, что далеко не все те, кто хотели купить автомобиль, это уже сделали.

Не так давно известное аналитическое агентство «Автостат» провело исследование обеспеченности городов России дилерскими центрами. В условиях кризиса продаж и закрытия салонов эксперты заключили, что города Сибири, в частности, Красноярск, Омск, Новосибирск испытывают нехватку автодилеров, а объясняется это долгим периодом «праворульной ориентации». В городах-немиллионниках (Иркутске, Барнауле и Кемерове) ситуация противоположная — они вошли в ТОП-10 в своей категории по обеспеченности салонами. Москву с ее 437 дилерскими центрами и Санкт-Петербург с его 197, лидирующих по числу дилерских центров в стране, аналитики отнесли к «среднеобеспеченным»: в столице на один дилерский центр приходится 27,4 тысячи жителей, в Петербурге — 25,5 тысячи. А вот Екатеринбург «перенасыщен дилерскими центрами. Таким образом, стало быть, в Красноярске, Омске, Новосибирске можно смело еще открывать и открывать салоны. Вот только на практике они почему-то в последнее время закрываются. Ибо не секрет, что огромное влияние на развитие того же авторынка в Сибири оказывают макроэкономические показатели региона.

За последние годы две упомянутые группы показателей (одни связанные с макроэкономикой, а другие — с насыщаемостью рынка) находятся в противовесе друг с другом. В условиях кризиса макропоказатели проецируют ситуацию в пессимистичном ключе, а насыщаемость — в позитивном. Вопрос, что же перевесит в итоге? Нужно ли в Новосибирске активно строить дилерские центры в связи с низкой насыщенностью автомобилями или же текущее состояние экономики не позволяет это делать и приведет к убыточности большинства предприятий рынка?

Другой пример — в Новосибирске на несколько порядков меньше хостелов на тысячу человек, чем в крупных европейских мегаполисах. В связи с этим в городе в последние годы идет настоящий бум открытия самых разных хостелов, несмотря на общий кризис в экономике. Уже сейчас в городе их 15. Много это или мало, если сравнивать с Европой? Много это или мало, если оценивать текущие экономические реалии? Один из участников рынка в разговоре как-то отметил, что будь их в городе 100, вот тогда речь бы зашла о конкуренции, а 15 или 45 — пока нет разницы.

А теперь рассмотрим противоположный случай, а именно выход компании на рынок, который уже оценивается как перенасыщенный. Речь идет о рынке сотовой связи. Там количество сим-карт на 1000 человек уже давно перевалило не только за 100%, а даже за 150%. То есть на 1000 человек приходится 1500 сим-карт. Казалось бы, по всем критериям расти уже некуда. Но в «разгар насыщения» на новосибирский рынок выходит еще один игрок — «Ростелеком», который считает себя способным изменить расстановку сил на рынке. Судить о результатах такого шага пока рано, но с учетом осторожных целей, который ставит перед собой оператор, стоит вполне ожидать их реализации.

В целом объективно рассудить спор между макроэкономикой и насыщенностью, как известно, может лишь статистика. Пока статистически на том же авторынке именно среднедушевые доходы в большей степени определяют продажи. Однако принимая решение не закрывать бизнес, а бороться, предприниматели все равно ориентируются на то, что надо лишь пережить «турбулентный» период и перейти в долгосрочный период, где будет «править бал» именно насыщаемость.

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ