Сакральное и Вагнер

«Имя Иисус, которое ему дали, есть изменённое Иошуа»

Эрнест Ренан

Случилось нечто странное и даже очень неприятное с нашим высоко прогрессивным городом. Случился скандал, о котором все говорят. «Православные активисты» обиделись на наш знаменитый оперный театр, обиделись на оперу «Тангейзер» Вагнера, обиделись на режиссёра, обиделись на вольности с сюжетом о неизвестных годах молодости Иисуса Христа, обиделись на графическое решение рекламного плаката в сцене конкурса солистов. Вот такая печальная история. При этом большая часть «активистов» оперу не видела.

Всю свою жизнь я рисовал и писал библейские сюжеты. Практически все основные темы из Ветхого и Нового заветов. Большое «Снятие с креста» висит во Франции в частной коллекции, большая работа «Бичевание Христа» находится в Южной Корее. И наконец, единственный случай в новосибирском искусстве – мой диптих «Благовещение» висит на алтарной стене в христианском центре Уайтивуда, Бристоль, Англия. И вроде всё нормально. Я был рад, когда собор Александра Невского был возвращён православной церкви. Мне нравится появление в Новосибирске новых православных соборов, иногда они построены на хорошем традиционном архитектурном уровне. В своё время я учился яркости цвета на примере русской иконы.

А дальше – про скандал. Очень красивая роскошная музыка, прекрасные сцены первого акта, перенос средневекового сюжета в наши дни, сейчас это модно. Собирается киногруппа для съёмки сцены в гроте Венеры. Всё сделано очень красиво: античные руины, заросли дикого винограда, полуодетые нимфы, спутники Венеры, Венера – слегка полноватая в красном. А потом довольно неубедительная сцена расставания Иисуса с Венерой. Как известно во всех четырёх Евангелиях нет ни слова о юности Христа. Чем занимался и где был Иисус с 14 до 30 лет, евангелисты не говорят. Есть разные версии: о путешествии и жизни Христа в Индии, о его странствиях по свету до встречи с Иоанном Крестителем. Вот и режиссёр предложил свой вариант неизвестных лет жизни Иисуса. Романтическая версия любви молодого Христа и античной Венеры. Сцены ухода Христа от бессмертной богини. И главное – опера поставлена в светском здании, в оперном театре, а не перед алтарём в православном соборе.

Сложно понять, что так задело «активистов православия». Но дело сделано. Режиссёру и спектаклю была сделана потрясающая реклама во всероссийском масштабе. Заседания суда ещё больше подлили масла в огонь скандала. Новосибирск опозорен в глазах прогрессивной общественности. Ничего умней невозможно и придумать. Есть опасность разрастания активности «активистов». Всё это не так безобидно как кажется. Сегодня — театр, завтра вмешательство в творчество художников, послезавтра – писатели. Это уже было. Государственная цензура была везде, и в балете и в газете. Я задаю вопрос, почему именно Новосибирск, почему подобного не было в Красноярске, Омске, или Иркутске? Почему не митингуют другие христианские конфессии — католики или протестанты? Почему?

Редакция «КС» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту news@ksonline.ru или через нашу группу в социальной сети «ВКонтакте».
Подписывайтесь на канал «Континент Сибирь» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в деловых и властных кругах региона.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ