Субъективизм, преданный огласке

Редакция «КС» продолжает отслеживать ситуацию в городе Бердске, ставшем ареной противостояния муниципальных властей и представителей исполнительной власти области. О том, насколько обоснованы претензии областной администрации к Бердску, как складываются отношения местной власти и бизнеса и являются ли негативные отзывы о городе в СМИ информационной войной, корреспонденту «КС» ИГОРЮ БОЧАРОВУ рассказал мэр Бердска ИЛЬЯ ПОТАПОВ.

Ответ Чемберлену

— Последнее время Бердск часто упоминается в региональных СМИ и не всегда в позитивном ключе. Недавно свою оценку работе мэрии города, в ходе рабочего совещания в Бердске, дал губернатор Новосибирской области Василий Юрченко. Хотелось бы услышать вашу точку зрения, насколько обоснованы те претензии, которые предъявляет мэрии областное правительство?

— Во-первых, хочу прояснить ситуацию с совещанием мэрии и областного правительства. Должна была пройти рабочая планерка, сюда приехали министры, и ими был высказан ряд замечаний, связанных с планированием, сроками проведения работ, озвучены некоторые показатели, по которым Бердск демонстрирует динамику чуть ниже, чем по области. В рамках планерки я принял к сведению все эти замечания для того, чтобы поставить исполнителям задачу — скорректировать работу. Но по итогам планерки была дана некая оценка работе мэрии города и потом сознательно широко распространена в прессе. Эта оценка, данная мне, моим заместителям и всему городу, на мой взгляд, необъективна, так как данные, которые звучали в докладах министров, содержали лишь частичную, весьма узкую информацию о городе Бердске, а другая сторона просто не была заслушана.

— На совещании было озвучено мнение министров, что Бердск не готов к отопительному сезону и учебному году, так ли это?

— Хочу опровергнуть тезис о том, что город Бердск может не подготовиться к зиме, сорвет подготовку к учебному году и начнет стагнировать. Я считаю эти тезисы абсолютно неприемлемыми. По подготовке к отопительному сезону на момент доклада в отчетах фигурировали цифры середины июля и звучали цифры на уровне 45%. Министр закономерно счел это отставанием. Буквально через несколько дней пришли данные на начало августа, показывающие, что серьезный объем подготовительных работ был выполнен во второй половине июля, нынешняя готовность ближе к 70%.Это не ниже, чем в среднем по области, более того, ситуация лучше, чем в прошлом году. Так что, звучащие в прессе фразы о том, что Бердск может не подготовиться к отопительному сезону, надуманны и ничем не подтверждаются.

В сравнении с прошлым годом мы подали заявки по дополнительным местам в детские сады и оснащению и ремонту школ. Совокупный объем финансирования этих программ по Бердску в 2012 году почти в 20 раз превышает объем 2011 года. Это создало беспрецедентную нагрузку на местный бюджет и увеличило количество средств, которые выделялись из областного бюджета городу, но самое главное, это увеличило нагрузку на исполнителей — проектировщиков, директоров школ и подрядчиков. По сути, к концу этого года в нашем городе будет проведен самый масштабный ремонт школ, кроме того, откроется очень много дополнительных мест в детских садах.

Я бы не хотел сосредотачиваться на контраргументах, но не могу не отметить, что Бердск очень часто становится передовиком в социально значимых процессах. Так, в прошлом году Бердск первым полностью внедрил в школах информационную систему «Дневник Ру». В этом году мы вошли в пилотный проект по оснащению города централизованной системой по предотвращению пожарной опасности.

По программе «Школьное окно» в этом году мы действительно столкнулись с определенными трудностями. Подрядчик, выигравший конкурс, не рассчитал свои силы. Возникла задержка темпов работ. Мэрия, со своей стороны, предложила подрядчику помощь по размещению рабочих, содействие в вывозе мусора, а директора школ помогали организационно. Я своевременно информировал министерство образования области о данной ситуации. По сути, эта программа, возможно, с небольшим опозданием, завершится в школах. Но, если объективно смотреть, мы сэкономили бюджетные средства и намерены с помощью этих средств завершить остекление всех городских школ. По программе остекления школ предусмотрена солидарная ответственность мэрии и министерства образования, и губернатор знает о возникших проблемах. На данный момент подрядчик обязался закончить работы до конца августа. По сути, это некая рядовая, рабочая ситуация, которую решили сделать достоянием гласности для того, чтобы продемонстрировать некое субъективное мнение.

— Чем же была обусловлена критика от областных министров?

— Министры сосредоточились на том, что мы немного отстали от плана по введению мест в детских садах и по проведению конкурсных работ. Где-то не хватало проектной документации. На ряде объектов, действительно, наблюдалась задержка графика работ. Но тот объем работы, который мы взяли на себя и, без сомнения, завершим, заслуживает отдельной оценки. Перед тем, как выступили министры, я в своем докладе сообщил, что по первому кварталу 2012 года ряд предприятий города не обнародовали свои показатели, но ко второму кварталу стало ясно, что Бердск показал нормальный рост, совсем немного отстающий от темпов роста по области. Это совершенно нормальные тенденции, часть из этих предприятий за прошлый год сделали повышенный объем продукции и в этом фактически продают свои остатки. И этот небольшой спад выставлять как экономическую рецессию города совершенно необъективно.

— Каков объем новых мест в детских садах и каковы цифры по ремонту школ?

— Если в прошлом году в Бердске ввели 140 дополнительных мест в детских садах, то в этом году мы запланировали 750. На ремонт школ в 2011 году выделялись считанные миллионы, а в 2012-м сумма превышает 50 млн рублей.

— Насущной проблемой остается и ввод жилья в эксплуатацию, и ремонт дорог. Как быть с этими показателями?

— Если говорить об отставании в темпах строительства жилья, то тут нужно понимать, что один дом, который попал в планы первого полугодия, был сдан в 2011 году. Это был дом обманутых дольщиков, и проблема состояла в том, что данные были переданы в министерство строительства позже. Поэтому мы были объявлены отстающими, хотя по факту сдали его досрочно. Еще один дом, немного подпортивший статистику, был сдан во втором полугодии.

В прошлом году мы провели ремонт дорог на весьма небольшие средства. Если в 2010 году на дорожный ремонт было выделено 70 млн рублей, то в 2011 году сумма была гораздо скромнее. Но, невзирая на это, мы провели конкурсы и сдали все дорожные работы с определенной экономией. В 2012 году, на конец июля мы сдали пять объектов, все комиссии зафиксировали высокое качество работ и экономию по работам в 30%. Мы уже запустили сэкономленные средства в работу, и сейчас завершаются работы еще на двух участках дорог.

— А вы чувствуете наличие субъективного мнения в оценке вашей работы? Чем вызвано такое субъективное восприятие со стороны областной администрации?

— Мне сложно давать оценки, я могу только зафиксировать некоторые факты, показывающие, что оценка, которая была дана исполнительной властью, необъективна.

В рамках рабочего совещания были высказаны абсолютно справедливые замечания, требующие дальнейшей работы, но в рамках оценки деятельности города, конечно, это неправомерно.

Союзники и противники

— До прихода во власть вы работали в СО РАН и не имели управленческого опыта. Насколько сложно было вписываться в структуру управления муниципалитетом?

— Да, я работал в Академии наук и не был руководителем. Трудно описать словами, насколько было сложно в начале работы.

— По каким критериям вы подбирали свою команду?

— Я уже многократно говорил, что основным принципом старался делать конкурсный набор, хотя вице-мэры были приняты путем прямого собеседования. Это мои первые заместители Владимир Мухаммедов и Андрей Михайлов. В дальнейшем мною многократно проводились конкурсы на должности в муниципалитете. В целом я считаю, что подбор велся достаточно эффективно.

— Тем не менее ваш заместитель Мухаммедов в настоящее время находится под домашним арестом…

— Действительно, против него возбуждено два уголовных дела. Первое дело комментировать не имеет смысла. Речь идет о якобы поддельном договоре, предоставленным им при устройстве на работу. Окончательную точку в этом деле должен поставить суд. Второе дело связано с тем, что по моему поручению было создано муниципальное предприятие, которое занималось вывозом и утилизацией мусора. Есть ряд муниципальных учреждений, которые эту услугу заказывают, и частные транспортировщики мусора, с которыми у них были заключены договоры. Как только совместно с депутатами была оговорена дальнейшая деятельность созданного МУПа, руководителям этих учреждений было рекомендовано пересмотреть договоры обслуживания, учитывая цену и прочие условия. По факту рекомендация была дана начальником управления образования, и это абсолютно законная и правомочная процедура. Тем не менее в ней усмотрели нарушение прав частной компании и превышение должностных полномочий. Я считаю: абсолютно понятно, что в этой рекомендации были учтены интересы города, и стоимость услуг муниципального предприятия была значительно ниже, чем та, которую приходилось платить частникам. Где здесь преступление, предстоит разобраться суду, но, на мой взгляд, предложение, сделанное руководителям учреждений, было абсолютно правомерно.

— Когда вашего первого заместителя вначале обвиняют в том, что он предоставляет подложные документы, потом в превышении служебных полномочий и ловят за вождение в нетрезвом виде, можно ли это назвать случайной цепью событий?

— Я затрудняюсь ответить на это вопрос.

— Ваш однопартиец, первый секретарь обкома КПРФ Анатолий Локоть считает, что идет информационная война против администрации Бердска и ведет ее областное правительство. Вы согласны с мнением Локтя по этому вопросу?

— Существует некая необъективная оценка деятельности мэрии, которая распространена в СМИ, это факт.

— Имеет ли отношение к этой череде событий ваша партийная принадлежность? Насколько сложно быть мэром «не единороссом»?

— В некоторых случаях действительно сложно выстраивать некие отношения, но очень трудно свалить все причины именно на партийную принадлежность. Бердск — достаточно сложный город, и весь период, когда мы разбирались с городским хозяйством, нами принималось большое количество решений, которое деформировало прежнюю структуру исполнительной власти. Естественно, были потревожены руководители бизнес-структур, их деловые интересы.

— У вас не возникало мысли выйти из КПРФ и вступить в «Единую Россию»? Может быть, часть проблем можно решить таким образом?

– Я думаю, что такой шаг не решит никаких проблем, и таких мыслей у меня никогда не возникало.

— В релизе КПРФ, посвященном положению дел в Бердске, говорится о недостаточном финансировании ряда программ из областного бюджета. Вы с этим согласны?

— Некоторые программы, естественно, финансируются недостаточно. Хотелось бы большего, и мы готовы подавать заявки на другие проекты. Мы рассчитывали на значимый объем финансирования по программе служебного жилья, где количество заявок у нас перевалило за сотню. Некоторые города области, которые меньше Бердска, получили в 2011 году большее количество квартир. Несомненно, потребность города по дорогам — около 100 млн рублей в год. Мы готовы наращивать собственное софинансирование, но при этом хотели бы увеличения финансирования из бюджета области до уровня 2010 года, когда городу закладывалось 70 млн рублей.

Бизнес и деньги

— Как складываются у нынешней администрации Бердска отношения с местным бизнесом?

— В городе есть ассоциация предпринимателей, которая традиционно участвует в городских мероприятиях, помогая организационно и финансово. Есть промышленные площадки — завод БЭМЗ, возглавляемый Виктором Осиным. Он является также депутатом Законодательного собрания, всегда отстаивает интересы города, и мы с ним работаем. В целом я считаю, что отношения с бизнесом складываются неплохо.

— Неофициально главу ПО «Кристалл» Виктора Голубева называют хозяином Бердска…

— Мне очень сложно прокомментировать это мнение. Существует совет директоров. Это около десяти руководителей крупнейших предприятий города, с которыми я провожу совещания в своем кабинете по наиболее важным для города вопросам, и они, я думаю, не согласились бы с этой точкой зрения.

— Губернатор Юрченко сказал о том, что большая часть бюджета Бердска состоит из средств, направляемых из областной казны, так ли это?

— На совещании приводились следующие цифры: 500 млн руб. — это собственно доходная часть города, 1 млрд 100 тыс. — субвенции, субсидии и дотации из областного бюджета и 1 млрд 100 тыс. приходят напрямую в город, не относясь к компетенции муниципалитета. Это обычные цифры по области.

— Планируется ли увеличение доходной части городского бюджета?

— Темпы роста доходной части сейчас около 10% в год. Основной вклад в собственную часть доходов городского бюджета формируют промышленные предприятия.

Как работать с Юрченко?

— Бердскую мэрию обвиняют в том, что она недостаточно плотно работает с областным правительством. Каким образом можно более плотно с ним работать для того, чтобы эффект был положительным для экономики города?

— По тем вопросам, которые требуют решения на уровне министров, я всегда стараюсь сам приезжать в областное правительство и решать их лично. Те моменты, которые носят рабочий характер, естественно, решаются через заместителей. Процесс согласования областных и целевых программ происходит практически без моего участия, на уровне специалистов. Там, где нужна серьезная корректировка, подключаюсь я и депутаты.

—Тем не менее губернатор Юрченко во время посещения Бердска посоветовал выстроить «нормальную» работу мэрии с областным правительством. Речь идет о неформальных связях?

— Возможно, это касается каких-то межличностных отношений, но факты свидетельствуют, что уровень участия Бердска в областных программах увеличивается год от года.

— Вы лицо выборное, и ваше пребывание на посту градоначальника зависит от уровня доверия горожан. Вы не боитесь, что избиратели могут поверить тому, что пишут в СМИ?

— На уровне Бердска, я думаю, мы разберемся сами и выстроим ситуацию более четко. Первые шаги и первые результаты этих «страшилок», распространяемых в прессе, будут известны 1 сентября. Я считаю, что бердчане сами увидят и оценят положение дел в городе. Обычно в феврале у нас проходит городская конференция по итогам социально-экономического развития. В феврале 2011 года она прошла с участием первого заместителя губернатора Горнина, который дал положительную оценку динамике развития города. Весной 2012 года прошла сессия депутатов горсовета, которая рассматривала итоги развития за 2011 год, и также Бердск получил положительную оценку.

— Каковы планы мэрии на ближайшее время?

— В преддверии 300-летия города это ремонт дорог, реконструкция городского парка и Дома культуры. К 2014 году планируется окончание строительства нового железнодорожного вокзала, который будет принимать скоростные поезда. Он будет совмещен с автовокзалом и новой современной развязкой, которая увеличит скоростные характеристики магистрали М-52. У нас целый перечень мероприятий, которые мы предложили к обсуждению губернатору области. Планов много, и мы надеемся их выполнить.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ