Поворот на федеральные дороги

Объем дорожного фонда Новосибирской области в 2014 году сократился по сравнению с прошлым годом почти на 2 млрд рублей. Вместе с тем обратная ситуация наблюдается с финансированием строительства и ремонта дорог на участках федеральных трасс в области — оно было увеличено на 1 млрд рублей. Крупнейшие компании дорожной отрасли — «Новосибирскавтодор» и «Сибмост» — пока не сдают рынок конкурентам. Тем временем реестр недобросовестных поставщиков пополнился новыми именами компаний, которые были задействованы на строительстве объектов в районах области, а объем штрафных санкций составил почти 124 млн рублей.

Финансирование: рост и снижение

В этом году ФКУ «Сибуправтодор» выделило на проведение дорожных работ на участках федеральных трасс в Новосибирской области 2,5 млрд рублей, что в 1,6 раза больше, чем в предыдущем году (1,6 млрд рублей).

Как рассказали «КС» в самом «Сибуправтодоре», в 2013 году финансирование выросло в 2,1 раза, а в 2014 году — в 1,6 раза. При этом по соотношению объема работ к финансированию в лидеры вышла Омская область. Из данных по финансированию видно, что в Омской области по сравнению с Новосибирской было затрачено меньше средств на ремонт, в том числе капитальный, а объем выполненных работ оказался выше. По мнению представителей «Сибуправтодора», это связано с тем, что работы значительно отличаются по капиталоемкости: большая часть дорожного покрытия участков федеральных трасс в Новосибирской области была отремонтирована с применением износостойких битумоминеральных открытых смесей (12–15 млн рублей за кв. км), в то время как в Омской области в основном использовалось устройство шероховатой поверхностной обработки (3 млн рублей за кв. км).

Что касается финансирования дорожного фонда из областного бюджета, то в этом вопросе наблюдается обратная ситуация — снижение объемов. На 2014 год объем бюджетных ассигнований дорожного фонда Новосибирской области утверждается в размере 8,6 млрд рублей. Для сравнения: на 2013 год эта цифра составляла 10,3 млрд рублей. Согласно изменениям в законе о бюджете области в 2013 году на дорожный фонд было потрачено 12 млрд рублей.

Утвержденный Советом депутатов города Новосибирска объем финансирования муниципального дорожного фонда на 2014 год составил 4,2 млрд рублей. По итогам 2013 года на содержание дорог Новосибирска было потрачено 4,7 млрд рублей.

В частности, деятельность дорожного комплекса Новосибирской области регулируется долгосрочной целевой программой «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012–2015 годах». Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Сергей Титов озвучил цифры, касающиеся исполнения этой программы. На 2013 год было предусмотрено финансирование в сумме 11,445 млрд рублей. По итогу объем средств составил 9,9 млрд, из них средства областного бюджета — 8 млрд, федерального бюджета — 1,9 млрд. На строительство третьего моста в Новосибирске было выделено 2,28 млрд рублей (средства не были включены в отчет по программе из-за позднего поступления).

Судя по предварительным показателям финансирования дорожного комплекса в этом году, объем субсидий из федерального бюджета увеличился, финансирование же из бюджета областного по сравнению с 2013 годом сократилось.

По мнению аналитика «Инвесткафе» Игоря Арнаутова, снижение финансирования дорожного фонда Новосибирской области связано с неисполнением бюджета региона, в результате чего в 2013 году долги области увеличились до 7,8 млрд рублей вследствие образования задолженности перед подрядчиками и компаниями. Поэтому было решено сократить финансирование дорожного фонда в этом году. Увеличение объема финансирования на федеральном уровне связано с ростом объема ремонта федеральных участков автодорог, однако в целом произошло сокращение объема дорожного фонда Новосибирской области.

В свою очередь ведущий эксперт УК «Финам-Менеджмент» Дмитрий Баранов называет целый ряд различных причин изменений в соотношении финансирования федеральных и областных дорог: «Во-первых, могли измениться объемы строительства новых дорог, в одном случае они сократились, в другом выросли. Соответственно, потребовалось больше средств для строительства дорог, финансируемых из федерального бюджета, в другом — меньше вложений из регионального бюджета. Во-вторых, не исключено, что сокращение объемов финансирования вызвано тем, что были найдены внебюджетные источники. В-третьих, такие изменения могут объясняться переоценкой ряда проектов дорожного строительства, то есть в одном случае денег потребуется меньше для строительства, а в другом — больше. В-четвертых, изменение показателей финансирования может объясняться пересмотром соответствующих статей бюджета, то есть в случае федерального бюджета был увеличен объем средств, которые были выделены на эти цели, например, как компенсация за недостаточное финансирование в предыдущие периоды, а в случае регионального бюджета — с целью экономии средств были сокращены некоторые статьи, в данном случае дорожное строительство».

Подрядчики и контрактная система

По данным территориального управления автодорог Новосибирской области, в 2013 году на дорожных работах были задействованы 33 подрядные организации, в том числе наиболее крупные — «Новосибирскавтодор», «Новосибирскагропромдорстрой», «ИнвестСтройПроект», «Центрдорстрой», «Сибстройцены», «СоюзДорСтрой», «Сибирские Магистрали», «РудаМакс», «Сибмост», «Опора».

Так, «Новосибирскавтодор» в 2013 году выполнял работы по реконструкции и ремонту более 70 объектов, 49 из которых были сданы до конца года. Самыми масштабными стали проекты строительства автомобильной дороги «118 км а/д «К-17р»–Камень-на-Оби» на участке Кирза — гр. Алтайского края; строительство автомобильной дороги Барышево–Орловка–Кольцово с автодорожным тоннелем под железной дорогой, строительство и ремонт участков «К-17р»–Камень-на-Оби», строительство автомобильной дороги общего пользования с путепроводом через железнодорожные пути от улицы Петухова до Советского шоссе в Кировском районе Новосибирска.

По Новосибирской области первое место в топ-рейтинге поставщиков по сумме заключенных в 2012 году контрактов занимало ОАО «Новосибирскавтодор» — 7,3 млрд рублей, ОАО «Сибмост» находилось на 20-м месте — 408,9 млн рублей. В 2013 году ситуация поменялась: на первом месте — «Сибмост» с суммой заключенных контрактов по Новосибирской области в 14,7 млрд рублей (из общих 16,7 млрд), «Новосибирскавтодор» на третьем месте — 6,15 млрд рублей.

Несмотря на то что сумма заключенных контрактов в Новосибирской области оказалась в 2013 году меньше, в «Новосибирскавтодоре» отмечают рост присутствия в регионе. Это объясняется тем, что контракты, заключенные в 2012 году, выполняются и в 2013 году, вплоть до 2018 года.

Что касается оценки компанией финансирования отрасли, то в «Новосибирскавтодоре» считают, что даже с учетом консервативного сценария — 39,3% от общего объема дополнительных расходов с 2013-го по 2020 год — доля расходов в этой сфере на приоритетные проекты будет составлять значительную часть федеральных средств; география финансирования после проведения Олимпиады в Сочи сместилась на восток в сторону проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году.

В 2013 году ОАО «Сибмост» (куда с недавнего времени входит крупный дорожный подрядчик «Фэцит»), по данным портала закупок, поднялось в российском топ-рейтинге поставщиков с 26-го места в 2012 году на 15-е место по сумме всех заключенных контрактов. При этом, согласно информации «Интерфакс-Сибирь», компания в 2013 году увеличила чистую прибыль в 12,3 раза — до 62,955 млн рублей. Наиболее значимыми объектами деятельности компании остаются строительство Бугринского моста в Новосибирске и моста через Енисей в Красноярске.

В этом году среди областных компаний «Новосибирскавтодор» пока находится на первой строчке — сумма заключенных контрактов составляет 1,85 млрд рублей. Основным заказчиком организации является ФУАД «Сибирь», самый крупный заказ — выполнение дорожных работ по капитальному ремонту автомобильной дороги Р-255 «Сибирь» Новосибирск–Кемерово–Красноярск–Иркутск км 55+000 — км 67+000 в Новосибирской области на сумму 365,4 млн рублей.

В свою очередь «Сибмост» располагается в 2014 году на 25-м месте в российском рейтинге с суммой 3,17 млрд рублей. Пока что самый крупный заключенный контракт — с ФКУ Упрдор «Алтай». Компания выполняет работы на сумму 3,1 млрд рублей по строительству и реконструкции участков автомобильной дороги М-52 «Чуйский тракт» (от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией), реконструкции мостового перехода через р. Чумыш на участке км 150 — км 158 автомобильной дороги Р-256 «Чуйский тракт» Новосибирск–Барнаул–Горно-Алтайск–граница с Монголией, Алтайский край.

Интересно, что география заключенных контрактов с компанией «Сибмост» в 2013 году переместилась из регионов России в Новосибирскую область, а общая сумма контрактов выросла.

Примечательно, что «Сибмост» и «Новосибирскавтодор» 17 апреля 2014 года вступили в Национальную ассоциацию инвесторов и операторов дорожной отрасли. Как ранее отмечал председатель совета директоров «Новосибирскавтодора» Дмитрий Пингасов, создание этой ассоциации, которая своей целью ставит обеспечение благоприятных условий для взаимодействия дорожных инвесторов и операторов с властью на разных уровнях, дает возможность внести вклад в развитие не только «Новосибирскавтодора», но и всей дорожной отрасли России в целом.

«Всякое отраслевое объединение, помимо прочих целей, имеет цели информирования своих членов о состоянии рынка и некоторого отраслевого лоббизма. Само по себе создание подобного союза — практика многих отраслей в России и за рубежом», — считает управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.

Говоря об изменениях в сфере контрактной системы, в «Сибуправтодоре» видят усиление преимуществ как для заказчиков, так и для участников. В управлении отмечают, что процедура торгов стала еще более прозрачной, так как участники теперь имеют возможность присутствовать на итоговом вскрытии конвертов. У заказчиков появились дополнительные гарантии, так как к участникам выдвигаются определенные требования в плане репутации компании, опыта работы, подкрепления финансовых ресурсов и т. д. Заказчик может объективнее оценивать преимущества и недостатки потенциальных подрядных организаций.

На деятельности «Новосибирскавтодора» изменения, связанные с новым порядком проведения закупок, практически не отразились. В компании говорят, что специалисты прошли соответствующее новым изменениям обучение для участия в госзакупках.

Контрактная система: обновление реестра недобросовестных поставщиков

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Сергея Титова, в 2013 году было заключено 780 контрактов с подрядчиками, 12 из которых были расторгнуты. Объем штрафных санкций составил 123,8 млн рублей. В связи с новым федеральным законом № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» исполнитель обязан предоставлять банковские гарантии для обеспечения исполнения контракта. Пять подрядчиков предоставили поддельные гарантии, информация о них была направлена в ФАС для внесения в реестр недобросовестных поставщиков.

Титов не указал в своем докладе названия компаний, с которыми пришлось расторгнуть договор, но привел пример — омский подрядчик «УниверсалСтройПлюс» так и не привел в нормативное состояние участок дороги в Искитимском районе, компания выплатила в добровольном порядке неустойку в размере 1,5 млн рублей.

Новосибирским УФАС России в реестр недобросовестных поставщиков в 2013 году были включены такие компании, как ООО «Строительная фирма «Стройтехснаб», ООО «СтройСити», ООО «ТрансПроект». Последней удалось добиться в арбитражном суде Новосибирской области признания незаконности ее включения в реестр. Седьмой апелляционный суд Томска оставил это решение без изменения.

Как сообщается, указанные в реестре УФАС организации победили в открытых аукционах (на выполнение ремонтных или проектных работ по ремонту автодорог в районах области) и были включены в реестр по причине уклонения от заключения контракта. Решением арбитражного суда Новосибирской области были расторгнуты контракты с ООО «Люкс» на выполнение работ по капитальному ремонту участка дороги в Карасукском районе. Стоит отметить, что за 2012 год ни одного недобросовестного поставщика услуг по строительству или ремонту дорог в области в реестре не найдено.

Приоритеты

Как сообщает департамент транспорта и дорожно-устроительного комплекса Новосибирска, в этом году объем работ по ямочному ремонту не изменился. Ремонт проводился «классическим» и струйно-инъекционным методами на площади 68 тыс. кв. м, финансирование составило 53 млн рублей. За четыре дня до планового завершения работ по текущему ремонту из 315 улиц было отремонтировано 111 — 61% от общего объема. На проведении работ сказались неблагоприятные погодные условия, поэтому работы велись в усиленном темпе.

В прошлом году в Новосибирске активно велось строительство третьего моста через Обь, развязки на Южной площади, развязки на улице Петухова, ремонт участков федеральных трасс М-51 и М-53.

По информации территориального управления автодорог, в планах на 2014 год предусмотрено построить 34,3 км автомобильных дорог и семь мостовых переходов. В приоритете находятся следующие объекты: автодорога «М-51»–Коченево, Барышево–Орловка–Кольцово с автодорожным тоннелем, автомобильная дорога Гусельниково–Линево.

Главными объектами строительства для Новосибирска остаются развязка на ул. Петухова, Бугринский мост (завершение работ по монтажу и натяжению вантовой системы планируется к 30 июля), Восточный обход. На данный момент, как сообщает ФКУ «Сибуправтодор», в границах первого этапа обхода компания «Сибмост» ведет работы по подготовке к строительству, по устройству земляного полотна и малых искусственных сооружений, одновременно с этим продолжается проектирование третьего этапа.

Финансирование ФКУ «Сибуправтодор» в 2013 году

Новосибирская область — 1 622,893 млн рублей:

Капитальный ремонт автодорог — 16,096 км, 779,9 млн рублей

Ремонт автодорог — 123,27 км, 807,7 млн рублей

Капитальный ремонт ИССО — 73,26 п. м, 35,2 млн рублей

Кемеровская область — 1 142,884 млн рублей:

Капитальный ремонт автодорог — 18,13 км, 592,3 млн рублей

Ремонт автодорог — 106,4 км, 488,9 млн рублей

Капитальный ремонт ИССО — 79,05 п. м, 61,6 млн рублей

Омская область — 1 450,589 млн рублей:

Капитальный ремонт автодорог — 34,07 км, 733,3 млн рублей

Ремонт автодорог — 163,9 км, 649,1 млн рублей

Ремонт ИССО — 621,9 п. м, 68,1 млн рублей

 

Финансирование ФКУ «Сибуправтодор» в 2014 году

Новосибирская область — 2,5 млрд рублей (рост в 1,6 раза)

Кемеровская область — 1,8 млрд рублей (рост в 1,6 раза)

Омская область — 1,8 млрд рублей (рост в 1,3 раза)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ