Антон Титов: «Будущее обувного рынка — за крупными сетями»

В этом году многие отрасли приходят в себя, подсчитывая потери от кризиса 2008–2009 гг. Но есть сегмент российского рыка, который пережил тяжелые для экономики времена с меньшими потерями и с оптимизмом смотрит в будущее, — обувной ритейл. О ситуации на обувном рынке и перспективах его развития корреспондент «КС» ЖАННА КОСТИНА беседовала с директором группы компаний «Обувь России» АНТОНОМ ТИТОВЫМ.

Группа компаний «Обувь России» — федеральная обувная розничная компания. Развивает две сети — «Вестфалика» (среднеценовой сегмент) и «Пешеход» (дискаунтер). В настоящее время более 100 магазинов компании представлены в 40 городах России. Чистая выручка «Обуви России» в 2009 году составила более 1,3 млрд рублей. Компания является VIP-клиентом Сибирского банка Сбербанка России.

— Антон Михайлович, какова сегодня ситуация на российском обувном рынке? Удалось преодолеть последствия мирового финансового кризиса?

— Обувь стоит на втором месте после продуктов питания в списке товаров первой необходимости. Мы можем отказаться от приобретения дорогой обуви, но отказаться от покупки обуви вообще — нельзя. Поэтому обувная розница пострадала от кризиса меньше, чем другие секторы экономики, такие как строительство, металлургия, продажа автомобилей.

Однако стоит отметить, что различные сегменты обувного рынка по-разному отреагировали на кризис. Так, премиум-сегмент, составляющий всего 2% от объема рынка, практически не пострадал, ведь богатые люди на обуви не экономят. Следующая ценовая линейка — обувь стоимостью выше среднего. Ее основными потребителями являются менеджеры среднего звена. В 2008 году потребление дорогой обуви достигло европейского уровня — в год приобреталось 5–6 пар обуви. Поэтому в среднедорогом сегменте в прошлом году произошел серьезный спад — на 40%. Люди стали экономить и вернулись к нормальному уровню потребления, равному физическому износу обуви, — 2–3 пары в год. И до сих пор рынок в этом сегменте не восстановился.

Чуть меньше, на 10–15%, просел среднеценовой сегмент. В нем работает очень много разрозненных, частных магазинов, каждый из которых спад ощутил по-своему. У кого-то снижения продаж практически не было, как, например, в нашей сети «Вестфалика». А если говорить об экономнише, то здесь наблюдался даже прирост. Так, в нашей сети дискаунтеров «Пешеход» в 2009 году товарооборот увеличился на 10%.

— Каковы перспективы развития обувного рынка?

— Произойдет дальнейшая консолидация рынка. Будут формироваться крупные федеральные сети. Сейчас у нас долю крупных сетевых операторов можно оценить всего в 10–12%. А около 90% рынка — это небольшие розничные магазины, частные предприниматели, рынки, уличная торговля. Если сравнивать с той же продуктовой розницей, то в обувном ритейле есть куда развиваться. Будущее обувного рынка за крупными сетями, так как они имеют серьезные преимущества и достаточно ресурсов для производства обуви, разработки собственных коллекций, продвижения брендов. Поэтому следующие лет пять будут периодом укрупнения сетевых компаний, прихода новых игроков, возможно, зарубежных.

Пока же кризис временно сбил интерес иностранных компаний к выходу на российский рынок. Многие из европейских обувных сетей работают в среднедорогом и дорогом сегментах, и после девальвации рубля их обувь стала менее доступна для российских потребителей, менее конкурентоспособна. Поэтому для российских сетевых операторов сейчас очень удачный момент: мелкие компании не имеют ресурсов для развития, а западные крупные компании отложили выход на российский рынок.

Если 2009 год для многих обувных компаний был годом сокращения издержек, то в 2010 году мы можем говорить об определенном уровне стабилизации на обувном рынке. Более или менее понятно, что будет с потреблением, понятны перспективы на ближайшее время. Думаю, в течение двух–трех лет конкуренция будет идти между игроками, которые сейчас уже работают на рынке. Впрочем, мы уже научились мирно сосуществовать: каждый занял свою нишу, у каждого есть уникальное позиционирование по дизайну, бренду.

— Какие инвестиционные проекты сегодня реализует «Обувь России»?

— В 2010 году у нас серьезные планы по развитию сети. Уже в марте мы открыли три магазина в Екатеринбурге, Томске и Новосибирске. Летом намерены запустить еще 12–15 магазинов. Будем расширяться на Урале, выйдем в новый регион — Пермь. Кроме того, продолжим работу по ребрендингу сети «Вестфалика»: к осенне-зимнему сезону полностью обновим вывески и торговое оборудование во всех магазинах сети.

В 2007 году «Обувь России» вышла на публичный финансовый рынок. Мы запустили свою вексельную программу. Векселя были в свободном обращении, у нас достаточно широкий круг инвесторов — 25 компаний, в основном это региональные банки. Один из элементов работы с инвесторами на публичном финансовом рынке — это присвоение независимого кредитного рейтинга. В 2008 году рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило нашей компании рейтинг на уровне «В+».

Несмотря на кризис, мы с публичного финансового рынка не ушли. Сейчас у нас в обращении находится векселей на сумму 100 млн рублей. По результатам работы компании в 2009 году «Эксперт РА» повысило наш рейтинг до уровня «В++», то есть на один пункт. Это говорит о том, что антикризисные меры, которые мы предпринимали в 2008 году, сработали положительно.

Рейтинговое агентство «Эксперт РА» — крупнейшее в России национальное рейтинговое агентство, созданное в 1997 году. Сегодня рейтинги «Эксперт РА» присвоены более чем 355 компаниям и регионам. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» официально аккредитовано при ММВБ.

К рейтинговому классу «В» относятся компании с удовлетворительной кредитоспособностью. Показатель «В++» означает, что кредитоспособность компании превосходит средний уровень в данном рейтинговом классе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ