«Пост N 2»

    В политической иерархии регионов намечается «смена караула». Значение «поста N 1» остается прежним: влияние губернатора — решающий фактор в региональной политике, как бы ни стремилась это изменить федеральная власть. Зато вокруг «поста N 2» в 2005 году впору ждать неожиданных маневров — на вторые роли в региональной политике могут выдвинуться руководители фракции «Единая Россия» в законодательной власти. Для этого уже созданы объективные предпосылки — вопрос в том, хватит ли амбиций у нынешних лидеров фракций, чтобы претендовать на серьезный политический куш.

    Нефтяник

    Будет ли Александр Покоев использовать потенциальные возможности руководителя фракции «Единая Россия», составляющей абсолютное большинство в Законодательном собрании Омской области?

    Руководитель депутатской группы «ЕР» в Законодательном собрании Омской области Александр Покоев (1941 г. р.) впервые стал депутатом регионального парламента еще в 1998 году. Впрочем, до недавнего времени имя господина Покоева в Омске ассоциировалось не столько с парламентской деятельностью, сколько с его работой в компании «Сибнефть».

    Из его парламентских инициатив стоит отметить предложение о продлении вертикали власти до уровня местного самоуправления. 12 октября, выступая с трибуны ЗС, Покоев заявил, что мэры, как и губернаторы, должны назначаться вышестоящими органами исполнительной власти. «Существующая в стране система выборов превратилась в фарс и надоела избирателям. К власти приходят люди, выражающие интересы не народа, а олигархических групп», — аргументировал свою точку зрения лидер фракции «ЕР». Депутаты ЗС большинством голосов поддержали Александра Покоева и приняли специальное обращение к Госдуме РФ. Однако в российском парламенте инициатива омских законотворцев не нашла отклика.

    В начале декабря 2004 года Александр Покоев неожиданно был отстранен от руководства «Омскнефтепродуктом» и назначен советником президента «Сибнефти». В Омске считают, что эта должность декоративно-представительская, специально созданная под ветерана нефтехимической отрасли вообще и одного из основных предприятий компании в частности (Покоев руководил «Омскнефтепродуктом» более 30 лет).

    Между тем сам ветеран находится в отличной физической форме, и, возможно, его энергия теперь в большой степени будет направлена на политическую деятельность. В принципе, если фракция «ЕР» вдруг решит, например, сместить нынешнего спикера ЗС Владимира Варнавского, голосов для этого вполне хватит — у «единороссов» квалифицированное большинство (21 депутат из 29), и они могут принимать фактически любые решения. Таким путем Александр Покоев может стать де-юре вторым человеком в области. Впрочем, сам господин Покоев пока подобных амбиций не проявлял.

    А лояльность губернатору Леониду Полежаеву, неоднократно демонстрируемая депутатом Покоевым, практически исключает возможность каких-либо оппозиционных шагов с его стороны. В частности, он заявил, что омские «единороссы» не будут слепо поддерживать представленную президентом кандидатуру губернатора, если «это будет какой-нибудь «варяг». «Многие программы социально-экономического развития области мы разрабатывали вместе с действующим главой региона, их надо выполнять. В случае появления иной кандидатуры на пост губернатора, уверен, вся наша фракция выступит в поддержку Леонида Константиновича», — сказал господин Покоев. Поэтому такой лидер фракции «единороссов» является скорее «гарантом стабильности» системы власти, существующей в Прииртышье.

    Спикер

    Александр Усс (слева) приобрел статус «второго человека» в Красноярском крае еще при прежнем губернаторе. И сумел сохранить этот статус при губернаторе Александре Хлопонине

    Александр Усс — исключение в этом ряду. Заняв пост координатора фракции «ЕР», спикер Законодательного собрания Красноярского края только упрочил давно и по праву принадлежащую ему позицию «второго человека» в регионе. В отличие от соседних регионов красноярский спикер — фигура, абсолютно независимая от губернатора. И даже сам являлся кандидатом в губернаторы на выборах 2002 года.

    Послужной список Александра Усса чрезвычайно солидный: он был заместителем губернатора Красноярского края, дважды избирался в Совет Федерации. С 1998 года — бессменный спикер Красноярского ЗС. К 2001 году, на который пришелся пик противостояния красноярской местной оппозиции во главе с Уссом и губернатора Александра Лебедя, с чьей кадровой (а также экономической и социальной) политикой большинство депутатов было не согласно, сформировалось декларируемое политическое кредо спикера — красноярский патриотизм. Под выборы в ЗС был создан блок «Наши!», который возглавил Усс. Блок одержал победу на выборах. После чего, проверив популярность лозунга «Красноярск — для красноярцев!» на практике, Усс стал готовиться к следующим губернаторским выборам, победу на которых ему предсказывали абсолютно все. Но трагическая гибель Александра Лебедя в 2002 году стала причиной того, что бороться за губернаторское кресло Александру Уссу пришлось с губернатором Таймыра, бывшим гендиректором РАО «Норильский никель» Александром Хлопониным, которому Усс проиграл во втором туре.

    Однако, судя по всему, расставаться с мечтой возглавить исполнительную власть края Александр Усс не торопится. И еще летом 2004-го, полушутя, но с определенной долей твердости, заявил, что вполне может пойти на выборы главы объединенного Красноярского края в 2007 году. И опять новые обстоятельства смешали карты. На этот раз — инициатива президента, касающаяся назначений губернаторов.

    Источники «СУ» заявляют, что первоначально спикер Усс отнюдь не горел желанием войти в красноярскую фракцию «Единая Россия», а затем и возглавить ее. Но спикера «очень сильно попросили». Мотивация создателей фракции ясна: популярный, имеющий огромный авторитет в депутатской среде и контролирующий ситуацию в парламенте спикер в роли лидера фракции «ЕР» ценен вдвойне.

    В противном же случае он мог стать для фракции весьма опасным противником. Официально комментируя свое решение 17 декабря, Усс призвал общественность видеть в этом поменьше политики, а коллег по парламенту — помнить про то, что «все мы — единая фракция «Жители Красноярского края».

    «Лис»

    Статус руководителя фракции «Единая Россия» в Алтайском крайсовете усиливает политический вес Николая Рыжака

    Лидер фракции «Единая Россия» в Алтайском крайсовете Николай Рыжак имеет репутацию опытного и авторитетного политика. За глаза его даже величают «хитрым лисом». Рыжак впервые избран депутатом крайсовета еще в 1994 году. В прошлом созыве он возглавлял ключевой комитет — по бюджету. После выборов в марте 2004 года занял пост лидера фракции «Единая Россия», в которую входят 23 депутата из 62 (еще шесть мест в алтайском парламенте вакантны — выборы в этих округах не состоялись).

    Политические амбиции господина Рыжака имеют под собой и солидный экономический базис. Он контролирует успешное предприятие ОАО «Алтайкровля». Широко известен проект Николая Викторовича — строительство загородного коттеджного поселка Солнечный в пригороде Барнаула, где построили дома многие вице-губернаторы прежней краевой администрации Александра Сурикова, а также многие действующие политики и бизнесмены. (По данным «СУ», приобрести недвижимость в поселке успели уже и представители новой администрации губернатора Михаила Евдокимова.) Традиционно по инициативе «единороссов» в этом «загородном раю» проводятся заседания круглых столов, куда для обсуждения важнейших политико-экономических проблем приглашаются самые известные представители политхозяйственной элиты края. Все это позволяет Рыжаку общаться с участниками дискуссий на правах хозяина.

    Однако, несмотря на солидные политические и управленческие амбиции ее лидера, фракция «ЕР» под патронажем Рыжака проиграла борьбу за пост спикера крайсовета и руководство рядом комитетов более матерому политику, представителю «левой» фракции Александру Назарчуку, который в результате был переизбран на пост руководителя крайсовета. И сегодня «контрольного пакета» влияния в алтайском региональном парламенте не имеют ни «единороссы», ни «левые».

    Поэтому деятельность фракции «ЕР» в крайсовете критикуется не только политическими оппонентами, но и внутри партии. Экс-вице-губернатор, член «ЕР» Сергей Тевонян в интервью «СУ» подчеркнул, что такие провалы, как в случае с Назарчуком, федеральным руководством партии в Москве не забываются: «За такую работу полагается менять не только лидера фракции, но и руководство краевой организации, ведь это общее поражение».

    Коллеги по партии и крайсовету порой упрекают Николая Рыжака в авторитаризме и желании монополизировать право на принятие решений. Подозрение, что внутри фракции зреет оппозиция, закономерно, поскольку среди ее членов есть амбициозные депутаты, которых не может устраивать роль статистов. К числу факторов, осложняющих политическое продвижение Рыжака, по мнению наблюдателей, относится то, что он недостаточно активно сотрудничает с московским руководством партии, и к тому же в настоящее время ему уже почти 60 лет. В то же время как политик, работающий на долгосрочную перспективу, Николай Рыжак активно формирует свою политическую династию. Так, 12 августа 2004 года его сын, технический директор ОАО «Алтайкровля» и руководитель Первомайской районной организации «ЕР» Евгений Рыжак стал депутатом крайсовета.

    «Временщик»

    Время пребывания Ивана Мороза в статусе координатора фракции «Единая Россия» в Новосибирском облсовете ограничено декабрем 2005 года

    Депутатская группа «ЕР» в Новосибирском областном Cовете объединяет 13 парламентариев из 48. Координатор фракции — Иван Мороз, председатель областного отделения Пенсионного фонда РФ. 54-летнего Ивана Мороза, депутата двух последних созывов, коллеги по партии называют опытным политиком. Тем не менее его сложно считать самостоятельной политической фигурой. Так, после образования фракции новосибирские СМИ дружно приписывали лидерство другому члену фракции, председателю комитета по транспорту Сергею Титкову, потому что именно он на сессии 29 апреля 2004 года объявил о создании депутатского объединения «ЕР». И Сергей Титков, и сам Иван Мороз в разговорах с «СУ» неоднократно подчеркивали, что в депутатской группе нет единого лидера. Однако формирование фракции в облсовете президиум политсовета НРО «ЕР» официально поручил именно Ивану Морозу.

    Сделать какие-либо заметные шаги, подчеркивающие его политический вес на посту координатора фракции, Морозу может просто не хватить времени. Уже в декабре 2005 года пройдут очередные выборы облсовета, которые значительно изменят состав и численность фракции. В облсовет, вероятно, будут баллотироваться нынешние руководители НРО «ЕР», например, секретарь политсовета, президент ОАО «ЦУМ «Новосибирск»» Юрий Глазычев. В случае успеха на выборах вряд ли руководитель организации делегирует руководство фракцией кому-то другому.

    О том, что кандидатура Ивана Мороза на посту координатора фракции «ЕР» временная, корреспонденту «СУ» говорили многие депутаты облсовета. Например, зампредседателя комитета по бюджету Сергей Канунников, отдавая дань уважения энергии, с которой Мороз сумел за считанные месяцы создать самую крупную фракцию в облсовете, заметил в разговоре с «СУ», что «ни для кого не секрет, что в следующем составе облсовета будет новый лидер фракции «единороссов». Эксперт фонда «Сибирь-Форум» Дмитрий Пучкин в беседе с «СУ» также подчеркнул, что Иван Мороз — временный координатор фракции. «Это хороший аппаратчик, который традиционно лоялен действующей власти. За всю парламентскую деятельность Иван Мороз не сделал ни одного публичного заявления, не запомнился ни одним ярким выступлением на сессии», — считает эксперт.

    «Учитель»

    О том, что более 20 депутатов Томской областной Думы объединились в группу «Единая Россия», было объявлено еще осенью 2004 года. Однако официально фракция «ЕР» была создана 27 января 2005-го, когда поправки, разрешающие формирование партийных фракций, были внесены в думский регламент. В этот же день вице-спикер Законодательного собрания Григорий Шамин был объявлен руководителем фракции — вместо депутата Владимира Дурнева, прежде возглавлявшего группу.

    Григория Шамина считают политическим и аппаратным наставником лидера томских «единороссов», депутата Госдумы РФ Владимира Жидких. Даже несмотря на то что сам Владимир Жидких называет своим учителем во власти томского губернатора Виктора Кресса, о чем он заявлял в интервью в региональном деловом еженедельнике «Континент Сибирь».

    Шамину в этом году исполнится 50 лет. Он выпускник Московского инженерно-физического института, по окончании которого был направлен на работу в город Северск близ Томска, где находится Сибирский химический комбинат. Политическая карьера будущего председателя фракции «Единая Россия» началась в 1990 году, когда Шамин стал депутатом Томского областного Совета народных депутатов и даже был избран заместителем его председателя, а чуть позже, уже через год, — председателем. После памятного указа Бориса Ельцина о расформировании представительных органов власти в стране Шамин перешел на работу в областную службу занятости, которую возглавлял до 1996 года, когда его пригласил на пост своего заместителя томский губернатор Виктор Кресс.

    Вице-губернатором Григорий Шамин проработал до выборов в областную Думу в декабре 1997 года. Выиграв выборы по одному из сельских округов в Томской области, Шамин получил пост вице-спикера, поскольку был одним из немногих, кто обладал опытом работы в законодательной власти. Параллельно он возглавил правовой комитет Думы, который отвечает за разработку всех законопроектов. Аналогичные посты Григорий Шамин сохранил и в нынешнем созыве, срок полномочий которого закончится в будущем году.

    В среде политической элиты области деятельность Григория Шамина последние десять лет неразрывно связывают с Владимиром Жидких. Считается, что они познакомились еще в конце 80-х годов в Северске, где Жидких работал милиционером. Их политические и партийные пристрастия на протяжении всего этого времени также были неразрывны. Они оба были активистами НДР и, чуть позже, движения «Отечество — Вся Россия». И оба вошли в руководящие органы местного отделения «Единой России» после появления этой организации. Сейчас Григорий Шамин занимает пост заместителя секретаря Томского регионального отделения партии.

    В конце прошлого года Григорий Шамин впервые открыто признался в том, в чем его подозревали на протяжении последних четырех лет. Он заявил, что после очередных выборов в областную Думу в будущем году он намерен занять место нынешнего спикера Бориса Мальцева. Но наблюдатели считают, что после того, как в Думе была законодательно оформлена фракция «ЕР», которая теперь контролирует думское большинство, Григорию Шамину может и не понадобиться ждать 2006 года, чтобы пересесть в кресло председателя областного парламента.

    КОММЕНТАРИИ
    ДМИТРИЙ ТРОСТНИКОВ, редактор отдела «Политика»:

    — В отличие от завидного постоянства статуса губернатора статус второго политика в регионе — величина переменная и зависит от региональных и персональных особенностей. Формально, по должности второй политик региона — это председатель Законодательного собрания (ЗС). Но большинство региональных законодателей избирается с благословения и при поддержке своих губернаторов, поэтому зачастую не спикер, а губернатор имеет более серьезное влияние на депутатский корпус. Спикеры парламентов крупнейших сибирских регионов часто оказываются зависимы от губернаторов либо придерживаются политики нейтралитета.

    Поэтому де-факто статус второго политика может иметь и мэр регионального центра, и авторитетный непубличный лидер, не имеющий официального политического статуса (например, как Анатолий Быков в Красноярском крае середины 90-х годов). Но за последнее время мэры крупных городов стали либо прямыми ставленниками глав регионов, либо «сработались» с губернаторами до полного отсутствия противоречий, соответственно, теряя в политическом весе.

    На таком фоне возможность шагнуть по политической лестнице на вторую от региональной вершины ступеньку получили лидеры парламентских фракций «Единой России». Начиная с 2005 года губернаторов наделяет властью региональное ЗС по представлению президента РФ. А «под этот закон» всю прошедшую осень в парламентах срочно сколачивались фракции «Единая Россия», чтобы контролируемые губернаторами региональные ЗС не воспротивились воле президента и не наделали шума, если у президента РФ Владимира Путина найдется кандидатура получше, чем действующий губернатор.

    Потенциал «боеспособной» фракции «ЕР» в ЗС наглядно показывает пример Иркутской области. После победных для «Единой России» выборов 10 октября на первой же сессии ЗС распределение портфелей спикера и председателей ключевых комитетов прошло под диктовку «единороссов». А затем, вопреки возражениям губернатора Бориса Говорина, «единороссы» «продавили» и назначение сенатором в Совет Федерации от ЗС «неприятеля губернатора» Валентина Межевича.

    Но в Иркутске у «Единой России» большинство голосов в парламенте усиливается наличием признанного лидера фракции, одного из самых влиятельных политиков региона — гендиректора НПО «Иркут» Алексея Федорова. Таким политическим весом большинство руководителей фракций «ЕР» в парламентах других сибирских территорий пока не обладают.

    Потенциальные возможности парламентских лидеров «Единой России» весьма заманчивы. В момент «переназначения» губернатора Москва скорее всего начнет консультироваться с руководителями фракции. В лояльности фракции будут заинтересованы федеральные руководители партии и президентской администрации. (А уж как будет заинтересован в нем губернатор — отдельная песня!) Фракции «ЕР» не прекращают наращивать составы. В перспективе спикеры ЗС остаются в роли «английской королевы», а большинство голосов депкорпуса удобнее контролировать через руководителя фракции.

    С другой стороны, в большинстве своем фракции образованы по команде из того «человеческого материала», который был в наличии. То есть большинство региональных депутатов привычно прислушиваются к мнению губернатора. И далеко не факт, насколько они окажутся подконтрольны федеральному центру, региональной организации или своему коллеге — руководителю фракции. Будущее покажет, кто из руководителей фракции решится воспользоваться стратегическими перспективами, которые открывает 2005 год с возможным «парадом переназначений» глав субъектов Федерации, и затеять собственную политическую игру.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ