«Одежда» для умного бизнеса

    Высший класс — дизайн

    Идеи организации офисного пространства «Главное, чтобы работало!» Этот принцип в организации офиса явно устарел. Для человека, впервые оказавшегося в компании, ее лицо — даже не руководитель, он скорее голова, а офис — пространство, в котором развивается бизнес. Новосибирские компании уже осознали необходимость функциональности рабочего пространства, но говорить о стилевом единстве офисов все еще не приходится.

    Специалисты в области офисного пространства с трудом выделяют четкие тенденции в дизайне современных офисов. Сегодня они уверены только в одном — «золотой век« офисного дизайна еще впереди. А повысить «офисно-стилевую» культуру позволит стремительный рост объемов строительства коммерческой недвижимости.

    Продвинутые компании уже пришли к пониманию того, что «работающий офис« — это не только количество «человеко-единиц» на один квадратный метр, но и комплексный подход к рабочему пространству.

    «За последние два года в Новосибирске большие обороты набирает строительство высококлассных офисных зданий, но пока около 80% офисов соответствуют довольно низкой «классности», — констатирует директор компании «Наяда Новосибирск« Светлана Внучкова. — Очень много малых и средних компаний работают в офисах, которые создавались стихийно, — росла компания, ее штат, и основной задачей было вместить всех сотрудников на определенной площади. О единстве стиля в таких офисах говорить не приходится, в них пространство организовано с учетом производственной необходимости. Серьезный подход к организации офисного пространства, заинтересованность в дизайнерах, проектировщиках свойственны скорее для крупных компаний федерального масштаба. Как правило, для них характерны новое видение, другие требования к технологии ведения бизнеса, в том числе и к организации работы офиса».

    Компаний, которые вкладывают значительные финансовые и организационные средства в свой офис, в Новосибирске мало. Стилевые тенденции офисного дизайна специалисты предпочитают характеризовать словом «наметились». Как положительный тренд в развитии стиля офисов независимый дизайнер Елена Вайман отмечает отход их владельцев от показной роскоши в оформлении рабочего интерьера. «Постепенно руководители компаний отказываются от помпезности в дизайне офиса, переходя на более легкие, конструктивные европейские системы, — говорит госпожа Вайман. — Офисы становятся носителями функциональности, призванными оптимизировать рабочий процесс даже в дизайнерских решениях».

    Модный урбанизм

    Комната для релакса компании САХО

    По наблюдениям специалистов компаний, выполняющих дизайн офисов на заказ, одним из наиболее актуальных стилей в дизайне офисных интерьеров по-прежнему остается хай-тек. Элементы индустриальной эстетики перешли в офисное помещение, где получили дальнейшее развитие. Практически полное отсутствие декора здесь компенсируется «работой фактуры»: игрой света на стекле, блеском хромированных и металлических поверхностей, рисунком натуральной древесины. К этому могут добавляться открытый кирпич и разнообразные современные синтетические материалы. «В силу сложившихся традиций наиболее востребованным и распространенным стилем офисных и корпоративных интерьеров стали строгий минималистический хай-тек и конструктивизм, — говорит специалист по рекламе компании «Эргоном« Михаил Надымов. — Этому есть несколько объяснений. Во-первых, такая стилистика нейтральна и не несет нежелательных ассоциативных связей с той или иной эпохой или страной. Во-вторых, она призвана подчеркнуть открытость корпорации инновациям, ее динамизм и перспективность, готовность к покорению новых рубежей». Эксперт отмечает, что в дизайне офисов появилась мода на западный интерьер, например, в стиле кантри, или очень популярный сейчас восточный. Лишь в отдельных случаях, когда необходимо сделать акцент на проверенную временем надежность, солидность и респектабельность компании, работающей на рынке не один десяток лет, архитектору поручают оформление интерьеров в классическом стиле.

    Однако возможности, которые дает хай-тек, чаще всего используются в дизайне офиса ограниченно. Не каждый собственник идет на включение в визуальный ряд пространства труб, арматуры и воздуховодов. Не зная его стилистических особенностей, владельцы офисов «промахиваются», заказывая дизайнеру соответствующий интерьер. А уже на этапе работы специалиста классический хай-тек размывается и смягчается по просьбе самого заказчика, осознавшего все «прелести» стиля будущего офиса. Так что концентрированный урбанизм, основанный на классических материалах хай-тека — металле, стекле и бетоне, встретишь нечасто.

    Яркие пятна офисов

    Оpen space — идеальный вариант организации рабочего процесса

    Эволюция офисного стиля обозначилась и в цветовом решении. И это, пожалуй, наиболее яркая из тенденций. Компании уверенно отходят от серо-черной гаммы в офисном дизайне. Ключевыми в оформлении офиса становятся корпоративные цвета компании. Нередко офисное пространство «окрашивается» в популярные сейчас цветовые сочетания: оранжевый и синий, желтый и синий, зеленый.

    «Все больше компаний хотят выделяться на общем фоне. Чаще всего это рекламные и PR-агентства, а также IT-компании, офисы продаж цифровой техники и т. п. Яркие пятна офисов в сером городе смотрятся удивительно радостно, привлекая потенциальных клиентов, — полагает Михаил Надымов. — В качестве примера можно привести ярко-оранжевые салоны компании «Связной«. Продажи выросли после того, как клиентские пункты выкрасили в эти цвета».

    Тем не менее стремление разнообразить рабочие будни визуальным рядом характерно не для всех компаний. Главным ограничителем, а скорее вектором, направляющим руку штатного дизайнера, становится сфера деятельности компании.

    Странно было бы видеть офис банка или юридической фирмы в зелено-оранжевых цветах. Как минимум несолидно, как максимум — нелепо и смешно. Сфера деятельности компании накладывает заметный отпечаток на стилевое решение офиса. Разумеется, чем формализованнее бизнес компании, тем больше солидности и рациональности в оформлении и интерьере. Тем более явно выражена иерархия в структуре офиса. «Чем менее консервативна сфера деятельности компании, тем больше стилистических возможностей у нее для создания офиса. Одно дело рекламное агентство, и совсем другое — автомобильный салон, — говорит Елена Вайман. — Это совершенно иная система организации пространства». Как правило, компании, отмечает дизайнер, выделяют элементы, которые характеризуют сферу бизнеса, чтобы читалась привязка к партнеру. Если это салон, торгующий японскими автомобилями, то в интерьере обязательно встретятся элементы восточного стиля. В последнее время владельцы офисов так или иначе стремятся вывести свою деятельность в визуальную зону. Творческие по роду деятельности компании имеют больше ресурсов для оформления своего офиса. Скажем, дизайн рекламного агентства по определению не может быть скучным. Как правило, в таких офисах широко реализуются возможности игры со светом и цветом, асимметрии пространства. Кроме того, на оформление офиса непосредственно влияют взгляды руководителя компании. Чем шире границы его видения, тем интереснее и проще дизайнеру воплощать идеи оформления офисного пространства.

    Национальные оттенки

    Один из важных аспектов офисного дизайна — организация пространства, где на первый план выходят требования к функциональности помещения. В теории офисного дизайна выделяют три исторически сложившихся подхода — американский, европейский и японский.

    Американский подход характеризует агрессивность, которую руководство компании сознательно стремится продемонстрировать. Главная его отличительная черта — применение одного из существующих стилей офисного интерьера в чистом виде, а также использование концепции открытого пространства (open space office), при котором за счет мебели и перегородок формируется структура полезных площадей. Отдельные же кабинеты могут быть выделены для руководителя, финансового отдела, под конференц-зал или комнату для переговоров — те помещения, в которых возникает необходимость сохранения конфиденциальности информации. Прообраз концепции современного офиса open space сложился в США после Второй мировой войны. В то время корпорации Coca-Cola, General Motors, Ford и IBM активно искали способы повышения эффективности офисного труда. Дизайнеры, состоящие в штате этих компаний, разработали проекты новых помещений — светлых, просторных и одновременно аскетичных. Тогда же в дизайне офиса стали активно использоваться корпоративные цвета и логотипы, предназначенные для идентификации компаний. Украшений и дизайнерских излишеств не предусматривалось вовсе. Основным критерием офисного дизайна в рамках этого подхода являлась функциональность.

    В Новосибирске офисов, устроенных по такому принципу, в чистом виде нет, хотя офисы компаний мобильных операторов вполне в духе американизма — четко поделенное пространство с одинаковыми рабочими местами, без декоративных изысков — высшее проявление функциональности. Правда, как правило, такие офисы не предусмотрены для приема клиентов и здесь не бывает много посторонних посетителей. Решать задачи презентации компании такой офис не обязан, он выполняет сугубо оперативную функцию.

    Европейский подход к организации офисного пространства похож на американский наличием открытых площадей, однако в его рамках допускается плавное смешение стилей в оформлении офисного интерьера. К существенным отличиям относится множество изолированных комнат, предназначенных для переговоров, конференций.

    Английский офис не настолько строго следует требованиям функциональности. Такая рациональность в балансе с демократичностью завоевывает популярность у владельцев компаний. В подобном стиле оформлен офис рекрутинговой компании AVANTA Personnel в Новосибирске (бывший «Анкор»). Впрочем, сами ее сотрудники определяют стиль своего офиса как космополитичный.

    Алена Алферова: «Офис должен быть функциональным»

    Офис AVANTA Personnel в Новосибирске имеет оригинальную геометрическую форму — многоугольник вписанный в круг. По периметру идут кабинеты сотрудников, центральное пространство разделено на комнаты для переговоров — небольшие по площади максимально закрытые помещения.

    Таким образом, все пространство представляет собой сочетание нескольких форм — открытой, закрытой и коридорного типа. Причем в этом конкретном случае такое зонирование — не прихоть дизайнера, а логически обоснованная функциональность. «При выборе помещения под офис наши требования были просты — офис должен быть функциональным, — рассказывает замдиректора по рекрутменту компании AVANTA Personnel в Новосибирске Алена Алферова. — Наш бизнес специфичен — высокие требования к конфиденциальности требуют достаточного количества переговорных комнат. Для сотрудников мы создали кабинетную систему, где они сгруппированы по сферам подбора персонала. Раньше у нас был офис по принципу open space, но с ростом штата (сейчас у нас около 50 человек) это стало мешать». Сейчас даже жалюзи на двери каждого кабинета выполняют необходимую функцию — минимизировать отвлекающие визуальные факторы.

    AVANTA Personnel в Новосибирске во многом повезло. В 2004 году, когда компания выбирала новый офис, достойных предложений офисных площадей в центре города было мало. «До того как выбрать именно это помещение для офиса, мы отсмотрели порядка 7–10 вариантов. Уже с первого взгляда стало понятно, что помещение максимально соответствует нашим требованиям, переделывать пришлось совсем немного, например, увеличить количество комнат в центральном пространстве, — вспоминает Алферова. — В пользу офиса говорило и то, что на тот момент это был один из немногих примеров профессионального управления зданием в принципе». При выборе цветовой гаммы офиса обошлось без изысков: помещение оформили с учетом корпоративных цветов — бежевого, кремового и цвета охры. «Цвет и свет — это, пожалуй, главные достоинства нашего офиса. Это было одно из немногих помещений с большим количеством естественного света, что нас и подкупило. Стиль офиса теплый и естественный, поэтому металл сразу исключался как основной элемент дизайна, большая часть офиса сделана с использованием кожи, дерева, теплых, природных материалов», — рассказывает госпожа Алферова.

    Кстати, если учитывать подвиды европейского офиса, определяемые странами-производителями мебели, то такой подход соответствует скандинавскому стилю, который отличается выбором светлых теплых тонов и экологически чистых материалов. А, например, в немецком стиле акцент был бы сделан на эргономике стульев и столов.

    Последний из трех китов — японский подход к организации офисного пространства — характеризуется повышенным вниманием к функциональности и зависимостью от четко выстроенной офисной иерархии. Открытые пространства призваны в первую очередь повысить уровень полезности использования площади. Как правило, начальник отдела в офисе размещается спиной к окну или к стене, рядовые сотрудники рассаживаются лицом к нему. Перегородок при этом не предусматривается — ничто не должно мешать начальнику осуществлять контроль за подчиненными. Несмотря на явно наметившиеся восточные веяния в стилистике новосибирских офисов, жесткая восточная система субординации вряд ли будет популярна у местных компаний. «Восточность» новосибирским офисам придают минимализм в интерьере и использование китайско-японских элементов в декоре. Фэн-шуй также переносится на русский офис весьма условно. Как отмечают специалисты, к восточным мотивам в оформлении офиса тяготеют небольшие компании, не имеющие четко прописанного брэнд-бука, или бизнес которых непосредственно связан с Востоком.

    Разделяй и работай

    Если национальный характер офиса не всегда легко отличить, то полярные способы зонирования пространства угадываются сразу. В последнее время лидерство удерживает форма открытого пространства, или open space. «Большинство компаний хотят сделать офис максимально открытым, притом что он будет функционально разграничен, к тому же современные системы зонирования позволяют создавать различные вариации, выделять зоны для переговоров, обучения сотрудников или релакс-зоны», — отмечает проект-менеджер компании «Наяда» Татьяна Балахнина. — Противоположная открытой форме кабинетно-коридорная система была широко распространена в нашей стране и показывала принцип централизованного управления. Система open space — дитя Запада, пришедшая на смену «закрытым формам» и ставшая воплощением новой эпохи — миссий, фирменных цветов, логотипов компаний, нашедших применение в оформлении офиса.

    «Однозначно, большинство компаний сейчас ориентируются на open space. Технически этому способствует широкое распространение мобильных перегородок. Такая система способствует созданию атмосферы общего дела, сплочению коллектива, оставляя в то же время личное пространство каждому сотруднику«, — говорит Балахнина. Конечно, это касается только рабочего пространства. Привыкшие к изолированным кабинетам офисные сотрудники не всегда могут оценить преимущества новых форм, даже если компания творческая. Например, сотрудники компании «ЛБЛ-Сибирь» к новому офису структуры open space поначалу отнеслись скептически и даже с недовольством, однако уже через несколько месяцев модная тенденция казалась им идеальным вариантом организации рабочего процесса.

    Развитие рынка мобильных перегородок подогревается естественными потребностями современных компаний — сделать офисное пространство максимально компактным и функциональным. Выделяя по необходимости в общем пространстве кабинет для переговоров, комнату для тренингов, компания повышает КПД офисных площадей офиса без дополнительных затрат. «Если речь идет о помещении для переговоров с клиентами, то для этого предусмотрены специальные конструкции с высокой степенью изоляции. Причем это не только стационарные перегородки, но и мобильные, которые временно разделяют пространство без потери конфиденциальности», — отмечает Татьяна Балахнина.

    Кстати, не менее функциональна в офисном пространстве комната релакса, созданию которой в последнее время компании уделяют больше внимания. «Они помогают расслабиться и сгладить эмоциональное напряжение, поэтому они особенно востребованы в компаниях, чей бизнес связан с интеллектуальным трудом и чьи офисные помещения находятся в собственности либо долгосрочной аренде», — отмечает Михаил Надымов.

    Будущее офисного лица

    В целом картина офисного дизайна Новосибирска достаточно пестрая. Палитра цветов уже обогатилась новыми, яркими красками, однако стилевые направления еще не обрели стройности и упорядоченности. Большинство собственников консервативно подходят к созданию офиса, уделяя его дизайну небольшое внимание. Комплексный подход к организации офисного пространства пока не стал правилом. «Дизайн офисов — специфическая работа, требующая особого подхода к предпроектной части, включающей соответствие целому ряду требований, жестко ориентированных на нормы эргономики рабочего помещения, а также соблюдение СНиПов и правил безопасности — пожарных, сантехнических и других», — говорит Надымов.

    Немногие компании идут на кропотливую работу с проектировщиком, архитектором или дизайнером. Оценить эффективность правильно поделенного пространства или пользу от той или иной перегородки местному бизнесу в массе своей трудно, поэтому требования к дизайну офиса выдвигаются, как правило, довольно стандартные. Тогда как сегодня на рынке появилось множество современных материалов для воплощения дизайнерских замыслов.

    Михаил Надымов в качестве стильного и дорогого решения приводит в пример прозрачные полы, которые могут стать интересной деталью офиса. «Например, сейчас моден керамогранит. Часто его используют для создания вставок, к примеру, под столом, так называемых флэбов. Они вполне могут стать доминантой интерьера и играть самые разные роли. Например, в высокотехнологичном интерьере их могут дополнять эффектная подсветка и фантастические аксессуары, а в консервативном офисе на стол, опирающийся на флэб, может быть поставлена ваза с цветами, — поясняет Михаил. — Еще одно оригинальное решение для динамично развивающихся и молодых компаний — открытый потолок. Посетителям открывается вид на вентиляционные трубы и коммуникации, которые, будучи оформлены должным образом, создают футуристичную и креативную атмосферу. Интересной находкой могут стать стены, расписанные под панно. Вместо того чтобы вешать традиционные картины, их можно нарисовать прямо на штукатурке. Причем так могут быть оформлены как одна, так и все стены в помещении».

    Диктат старших

    Впрочем, оригинальность решений зачастую объясняется не гениальностью дизайнера, а пунктом, прописанным в брэнд-буке, и эта тенденция наметилась с приходом на рынок Новосибирска федеральных и зарубежных компаний.

    «Сейчас наблюдается тенденция, когда приходящая на рынок московская или международная компания имеет жесткие правила оформления офиса и корпоративную символику, которую она воплощает в местном офисе. Как пример — офис IKEA, который выражает неординарный и яркий стиль компании», — отмечает Алена Алферова.

    Примеры жестких корпоративных требований к организации работы офиса федеральных компаний приводят и в компании «Наяда»: «Самый яркий пример таких требований — комплекс «Мега«. С каждым их новым проектом требования девелоперов к объектам арендаторов ужесточаются. Так, например, сейчас очень серьезно решается проблема противопожарной безопасности в офисах, и требования к противопожарным нормам очень высоки. Выполнить их могут только сильные игроки рынка, поэтому нередко на проектах компаний такого масштаба работает один генеральный подрядчик».

    Вниманию к организации офисного пространства во многом способствует развитие смежных рынков, обслуживающей инфраструктуры — архитектурных компаний, дизайнерских бюро, рынка мобильных перегородок, мебельных компаний. Спрос на их услуги стабильно растет, но существующее предложение пока его сполна покрывает. Тем более что создание нетипового офиса требует немалых вложений — начиная от работы дизайнера и заканчивая оригинальными материалами. Оценить стоимость дизайна офиса «под ключ» очень сложно, конечная цена зависит от массы факторов. «Отделка офиса по индивидуальному дизайн-проекту, с использованием лучших строительных материалов высшего качества оценивается от 4000 руб./кв. м, — говорит Михаил Надымов. — Дизайн-проект — от $20 руб./кв. м, хотя итоговая цена зависит от многих параметров: материал, площадь, сроки… Так что каждый раз все по-новому».

    Рост числа бизнес-центров высокой классности, по мнению экспертов, повысит культуру офисного стиля. Первое проявление этого — требования девелоперов к арендаторам, в каком стиле должны быть выполнены офисы, коридорное пространство центра. «В Москве эта тенденция уже распространилась. Вероятнее всего, скоро это будет широко проявляться и в Новосибирске, — полагает Татьяна Балахнина. — Один из свежих примеров — бизнес-центр «Кронос«, управляющая компания которого выдвигает такие требования арендаторам. В этом случае требования распространяются и на применение в отделке только высоких технологий — высококачественных сертифицированных материалов».

    Если диктат девелопера — пока лишь предположение, то уже сейчас можно уверенно говорить о том, что подход к организации офиса выходит на цивилизованный уровень. Рынок во всех сферах растет, конкуренция ужесточается, и офис становится инструментом конкуренции — стильной «одеждой» умного бизнеса.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ