И Bentley тоже будет в Сибири

    ВЫСШИЙ КЛАСС — АВТО

    И Bentley тоже будет в Сибири

    В легендарные 90-е годы культовым автомобилем сибирской бизнес-элиты был Mercedes-Benz S600. Позже «строители капитализма» искали самовыражения в самых разных автомобилях, таких как Cadillac или Hummer. Но в прошлом году был найден универсальный рецепт демонстрации личных достижений. Им стали автомобили класса «ультралюкс», продажи которых в России пока единичны.

    Россия — родина слонов

    Игорь Старков уверен, что и Jaguar найдет своего покупателя в Сибири

    Россия является одним из самых быстроразвивающихся рынков для продавцов и дилеров автомобильных марок «ультрапремиум» (этот сегмент начинается с планки в $150-200 тыс.). Из-за того, что мировые продажи машин класса ultralux неуклонно снижаются, по прогнозам западных экспертов, уже в нынешнем году наша страна, в которой продажи авто сегмента «суперпремиум» растут, может выйти на пятое место в мире по количеству продаваемых суперкаров.

    В течение 2003-2004 годов в Москве стремительно открывались автосалоны самых дорогих и престижных мировых автомобильных марок. Компания Mercury вслед за автосалоном Bentley открыла еще и салон Ferrari-Maserati, а компания Rolls-Royce Motor Cars Moscow начала продажи автомобилей Rolls-Royce. В московском доме DaimlerChrysler открылась студия Maybach. На очереди салоны таких марок, как Lamborghini и Aston Martin.

    Соответственно, растут и продажи в России суперкаров. В 2004 году в России было продано 16 автомобилей Maybach (в 2003-м — 8, «план-максимум» DaimlerChrysler в текущем году — 30), объемы продаж Rolls-Royce в России дилером не раскрываются, но, по оценкам экспертов, в 2004 году в России было продано не меньше 20 этих автомобилей. Нашли своих владельцев в России 15 Ferrari и 20 Maserati.

    Такие цифры неудивительны — по версии журнала Forbes, россияне занимают второе место в мире после американцев по числу миллиардеров. В списке Forbes названо 27 миллиардеров из России. Но самое главное для продавцов суперкаров то, что в России формируется слой покупателей ультрадорогих авто, которые не скрывают своих доходов и того, что они могут себе позволить покупку подобных автомобилей. Наверное, самый известный из таких бизнесменов — глава «Русского Стандарта» Рустам Тарико. В 2003 году он один за другим приобрел два автомобиля Maybach, а осенью 2004 года стал первым российским покупателем Mercedes-Benz SLR. Самым известным российским поклонником марки Rolls-Royce является президент российской Академии художеств Зураб Церетели. Он не только не скрывает, что является владельцем автомобиля Rolls-Royce, но и всячески рекламирует свою любовь к этой марке.

    Сибиряки любят подороже

    Москва, конечно, была и остается самым крупным рынком для продавцов суперкаров. Даже в Санкт-Петербурге показатели продаж очень дорогих автомобилей уже меньше во много раз. Но тем не менее российские регионы в 2004 году значительно увеличили динамику потребления новых иностранных авто. Справедливости ради стоит отметить, что ведущую роль в этом сыграли продажи таких марок, как Ford и Hyundai, но увеличение спроса заметили и дилеры премиальных марок.

    Причем в отличие от центральных регионов, и особенно Москвы, в продажах премиальных автобрэндов в Сибири, как правило, превалируют отнюдь не самые экономные модели. Если в Москве большим спросом у покупателей пользуются Audi A3 и A4, то в Сибири, по подсчетам дилеров, в продажах марки Audi лидирует бизнес-седан Audi A6. А следующим по популярности идет флагман модельного ряда — Audi A8. Причем сибирские покупатели предпочитают самые дорогие версии и комплектации. Например, Audi A8 L с двигателем W12, то есть автомобиль с удлиненной колесной базой и самым мощным 12-цилиндровым двигателем. Такая же ситуация наблюдается и в продажах автомобилей Mercedes-Benz, среди которых лидирует Mercedes-Benz E-класса. Можно сделать вывод, что сибиряки покупают гораздо меньше премиальных автомобилей, чем москвичи, но зато в самых дорогих комплектациях.

    Эту тенденцию заметили и те автодилеры, бизнес которых строится на продаже массовых автомобилей. Например, новосибирская компания «Автоленд-Сибирь», основной объем продаж которой приходится на Ford Focus, в апреле этого года открыла отдельный автосалон для марки Land Rover. Как рассказал корреспонденту «СУ» генеральный менеджер компании «Автоленд» Игорь Старков, в 2004 году компания продала 56 машин Land Rover, после открытия салона продажи этой марки планируется увеличить минимум на 30%. В планах «Автоленда-Сибирь» активное развитие продаж такой марки, как Jaguar. Как сообщили корреспонденту «СУ» в компании, «по всей России в 2005 году планируется продать около 400 автомобилей, на Новосибирск приходится только 4% от общего объема продаж», то есть 16 авто.

    Сегмент «ультралюкс» в сибирских регионах до сих пор оставался вотчиной «серых» дилеров, которые на заказ пригоняли в Сибирь подобные автомобили. «Ультрапремиальные авто, как правило, продаются «серыми» дилерами. Именно через них в Красноярске до последнего времени продавалось примерно два автомобиля этого класса в год», — отмечает коммерческий директор красноярской компании «Медведь-холдинг» (дилер BMW, Hyundai, Volkswagen, Peugeot и Mitsubishi) Евгений Меркушев.

    Porsсhe едет в Сибирь

    В 2004 году в Сибири появились покупатели, готовые платить за ультрадорогие авто и эксклюзивный сервис, который к ним прилагается. О том, что в Красноярске продан первый автомобиль ультрапремиальной марки Maybach корреспонденту «СУ» рассказали в ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» еще в середине 2004 года. Однако распространять информацию о владельцах подобных автомобилей не принято, поэтому долгое время владелец красноярского Maybach оставался неизвестным.

    Его имя стало известно только после того, как он стал появляться на клиентских мероприятиях, которые проводят в Красноярске дилеры марок Mercedes-Benz и Audi. Красноярскими журналистами, освещающими эти мероприятия, был замечен на Maybach бывший собственник регионального сотового оператора «Сибчелендж» Валерий Грачев.

    Еще один факт, который может убедить даже самых недоверчивых читателей в том, что рынок автомобилей сегмента ultralux в Сибири есть, это то, что известная по всему миру своими спорткарами (а с прошлого года еще и люкс-внедорожником Cayenne) компания Porsche собирается открывать в регионе дилерские центры.

    До 2004 года в России был один официальный дилер компании Porsche — в Москве. С октября 2004 года открылся официальный дилерский центр в Санкт-Петербурге, а до конца 2005 года начнут функционировать еще два дилера — в Екатеринбурге и Тольятти. «В самом деле, Сибирь — это один из регионов, в котором Porsche планирует свое присутствие. Планы продаж в этом регионе у нас оптимистичные, особенно в сегменте внедорожников класса «люкс», — рассказывает менеджер по маркетингу и PR Porsche Russland Оксана Хартонюк. — В настоящее время мы рассматриваем возможности всех потенциальных кандидатов в официальные дилеры из данного региона, встречаемся и предоставляем информацию о корпоративных требованиях. Наиболее интересующие нас города: Новосибирск, Иркутск, Красноярск. В данных городах мы хотели бы иметь деловых партнеров до конца 2007 года».

    Сибирские автодилеры понимают, что появление новых дилеров, занимающихся продажей эксклюзивных автомобилей, «разогреет» рынок дорогих авто в Сибири. Пример покупателей, которые уже решились на такую покупку, заразителен. Поэтому не исключено, что в скором времени в регион устремятся и другие компании, продающие автомобили класса ultralux.

    Персональный сервис и flying-doctor

    Тот, кто готов заплатить $500 тыс. за автомобиль, достоин самого изысканного и эксклюзивного сервиса. Основа сервиса тех, кто продает суперэксклюзивные автомобили, — это индивидуальность. Покупка автомобиля персонализирована настолько, насколько это вообще возможно. «Мы стараемся установить индивидуальные отношения с такими покупателями, начиная от первого визита и знакомства с автомобилем, — отмечает директор по продажам и маркетингу направления легковых автомобилей Mercedes-Benz ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС» Михаэль Зайдель (Michael Seidel). — В компании есть менеджер, который занимается продажами только марки Maybach. И он знает все о своих клиентах». Клиент, пожелавший приобрести себе Maybach, может даже отправиться в Германию и там обсудить все интересующие детали с немецкими специалистами.

    Как правило, потенциальные покупатели приходят в салон VIP-автомобилей не для того чтобы уточнить стоимость или обсудить условия поставки. «Клиенты, которые приходят к нам, не спрашивают о цене. Они уточняют некоторые детали покупки, подбирают цвета кузова, обивки салона и так далее», — говорит менеджер по маркетингу и PR компании Rolls-Royce Motor Cars Moscow Елена Московская.

    Естественно, что каждый автомобиль Rolls-Royce и Maybach имеют свои индивидуальные номера и индивидуальные сервисные карты. Пример индивидуализации сервиса — работа компании ЗАО «ДаймлерКрайслер Автомобили РУС». В регионах компания работает совместно с дилерами Mercedes-Benz, которые предоставляют текущий сервис и могут справиться со стандартными проблемами.

    Для решения специфических проблем в Москве у «ДаймлерКрайслер» есть так называемый flying-doctor, который в любой момент может вылететь к клиенту. Если и он не может справиться, то автомобиль перевозится в Москву, где есть специальный технический центр для автомобилей Maybach. При необходимости автомобиль везут на завод в Германию. «Но пока таких случаев не было. Со всеми проблемами справляются наши дилеры на местах», — отмечает Михаэль Зайдель.

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ