Виртуальное представительство

    Профиль — технологии

    Кому заказать разработку корпоративного сайта

    Рост числа пользователей, обладающих стабильным и дешевым доступом в Интернет, вынуждает владельцев бизнеса расширять свое присутствие в сети. Виртуальной визитной карточкой любой компании, одной из ее имиджевых составляющих служит корпоративный сайт. От того, насколько он удобен, ярок и прост в обращении, зависит первое впечатление от вашей компании. А может быть, и второе, и третье, и четвертое… Стоимость разработки сайта, уровень его сложности зависят от задач, которые ставит перед собой клиент web-студии.

    За последние два года стоимость услуг по созданию сайтов в Сибири выросла практически вдвое, пропорционально этому возросли и обороты web-студий. Интернет-рынок развивается бурно, изменяется быстро. Интернет-аудитория постоянно растет, в результате чего виртуальное пространство превращается во все более привлекательную рекламную площадку. Web-разработчики сравнивают сайт с вывеской на двери офиса компании, где указаны ее название, сфера деятельности и режим работы. А о пользе такой вывески не спорят.

    «Перед тем как позвонить и заказать товар или услугу, я обязательно ознакомлюсь с информацией, изложенной на сайтах разных компаний, изучу ценовую политику, а уже потом позвоню и закажу товар там, где мне больше понравилось. Я не буду делать предварительный обзвон компаний — мне лень, мне легче за чашечкой кофе просмотреть предложения на сайтах», — делится соображениями генеральный директор web-студии «Сайтинг» (Новосибирск) Андрей Лапшинов.

    Эволюция рынка

    «Мне известны примеры, когда название, юридическое лицо и сайт делают одновременно: предприниматель, еще задумывая свое дело, уже понимает необходимость создания интернет-представительства, часто как самого простого способа заявить о себе», — говорит руководитель проекта «ПростоСайт» (Новосибирск) Роман Яцевич. Разработчики с удовольствием отмечают тот факт, что появились заказчики, которые хотят модернизировать уже действующую страничку, например, создать новый функционал, добавить место на сайт.

    «Судя по различным справочникам и данным поисковых машин, в Новосибирске работает порядка 300 web-студий, однако это далеко не так, — утверждает менеджер интернет-проектов рекламной группы «Мелехов и Филюрин», генеральный директор интернет-маркетинговой компании «Номер Один» (Новосибирск) Алексей Радкевич. — Последние исследования говорят о том, что на рынке Новосибирска существует всего порядка 35 компаний, которые имеют какую-то цикличность в производстве сайтов и оказании сопутствующих услуг, у которых есть штат, и они готовы удовлетворять потребности клиентов. Все остальное — это временные образования, которые мы условно называем «студентами». Они были всегда, но в последнее время в связи с удешевлением и упрощением процесса созданий сайтов «студенты« начали составлять подавляющее большинство». Зачастую они выдают заказчику за готовые изделия поделки начального уровня по дизайну, функционалу и реализации, причем не стесняются брать за них вполне приличные деньги.

    Мода на сайты

    Наиболее распространенный тип коммерческих сайтов — это сайты-визитки, где компания дает краткое описание своей деятельности и публикует контактную информацию. Менее распространенный, но, по словам сибирских разработчиков, востребованный тип сайта — каталог товаров и услуг, где компания показывает всю линейку своих предложений, с фотографиями, описанием, ценой, чтобы посетитель мог ознакомиться с продуктом или услугой, не выходя из дома.

    При этом дизайн продолжает оставаться важной составляющей сайта. Руководитель студии «Метадизайн» (Красноярск) Артем Потехин говорит, что сейчас в моде «легкий» дизайн — много белого, мало графики и яркие элементы. Сайт должен быть простым и понятным как в плане контента, так и в плане usability — удобства перемещения по страницам. Виртуальные представительства компаний чаще всего весьма лаконичны, их главное назначение — доносить до потребителя необходимую информацию. «В настоящее время клиентов в первую очередь интересует дизайн, и это нас огорчает, — сетует менеджер по развитию интернет-проектов компании «Новоком« (Новосибирск) Евгений Нехаев. — Бывает трудно объяснить заказчику, что сайт — это именно контент и что пользователи идут на сайт именно за информацией, а не за красивыми картинками».

    Web-дизайнеры отмечают, что все большее значение для их заказчиков начинают иметь такие параметры сайта, как скорость загрузки и время отклика страниц. Немаловажный параметр — система управления сайтом, которая должна быть функциональной, но в то же время простой в обращении. Такая система позволяет администратору сайта производить изменения на странице в режиме online через внешнюю панель инструментов, не обращаясь при этом к коду самой страницы.

    Дорогие сайты со сложной системой управления и многоуровневым доступом заказываются достаточно редко, тем не менее их популярность в последнее время возрастает. «Чаще большими проектами интересуются крупные торговые компании либо организации с филиалами в нескольких субъектах РФ или городах, — поясняет заместитель директора по связям с общественностью компании «Скриптус« (Омск) Ирина Бибяева. — Порталы дают возможность сотрудникам таких компаний обмениваться различной информацией». Интернет становится все более важной составляющей частью бизнес-процессов, считают разработчики. Как следствие, будут востребованы сайты, автоматизирующие часть или все бизнес-процессы, с интеграцией бухгалтерии, CRM и ERP-систем. Таким образом, с увеличением количества географически распределенных предприятий и повышением востребованности внутренних корпоративных порталов как инструмента автоматизации бизнеса можно прогнозировать усиление интереса к созданию «сложных» сайтов.

    С точки зрения специализации web-студий арт-директор компании «Директория» (Новосибирк) Сергей Курбатов выделяет две основные тенденции: «Одни предлагают недорогие шаблонные решения, как в дизайне, так и в технологии. Вторые идут путем индивидуального, кастомизированного web-строительства. И то, и другое на рынке пользуется спросом и будет продолжать существовать параллельно».

    Цены растут

    Роман Яцевич утверждает, что рынок в целом активно развивается, хотя по-прежнему остается немного «диковатым»: цены на сайты одного уровня у разных исполнителей могут отличаться на порядок. По словам директора компании «Пятое измерение» (Кемерово) Андрея Сомова, динамика роста рынка создания сайтов достигает 50% в денежном выражении в год. Причем рост цен на услуги web-студий — одна из наиболее стабильных тенденций рынка. Создание простого имиджевого сайта в Кемерове стоит 20–30 тыс. руб. Стоимость более крупного корпоративного сайта обойдется заказчику в 60–80 тыс. руб.

    «Средняя стоимость полноценного сайта в Красноярске — 100 тыс. руб., — сообщает Артем Потехин. — А еще два года назад такой сайт стоил бы 50–55 тыс. Этот рост обусловлен спросом и повышением качества выполняемых работ, а также привлечением компаниями квалифицированных кадров. Рост цен на сайты будет продолжаться и в дальнейшем, во-первых, из-за общего повышения цен в стране, а во-вторых, из-за того, что труд разработчиков в регионах до сих пор был недооценен, и эта ситуация понемногу исправляется».

    Ирина Бибяева говорит, что в Омске средняя цена корпоративного сайта (изготовление без учета написания уникального контента) составляет 30–60 тыс. руб. Причем здесь в последние несколько лет цена остается на одном уровне. Рассматривая динамику цен на сайты низкого и среднего ценового диапазона в ближайшие годы, госпожа Бибяева прогнозирует ее снижение. При этом цена на «элитные» сайты (со сложной анимацией, программной составляющей, уникальным контентом) будет только расти. По ее словам, заказчики такого рода сайтов готовы платить за уникальность.

    Собственно, снижение цены на «простые» сайты — тенденция рынка, связанная с распространением программного обеспечения класса CMS (Content Managment Systems). Это позволяет быстро и без особых проблем создать с нуля «простой» сайт, используя предлагаемые программой шаблоны для каждого из этапов создания сайта.

    «Мы запустили отдельный проект для сегмента недорогих сайтов — с четким позиционированием и коммерческим предложением для клиентов, — рассказывает Роман Яцевич. — Это однозначно перспективный сегмент. Большинство компаний рынка массовых услуг не может себе позволить брэндинг или сайты за большие деньги. В то же время у них высокая конкуренция, и им нужно себя рекламировать. Сайт за 5–15 тыс. руб. им вполне по карману — примерно в эти деньги укладывается и размещение рекламных модулей в разных газетах и журналах. Текущее развитие технологий и уровень подготовки специалистов позволяют за эти деньги делать продукт достаточно высокого качества и приличного дизайна, доступный для последующего обновления и развития».

    Взаимная экспансия

    Опрошенные «СУ» участники сибирского рынка услуг по созданию сайтов не опасаются серьезной конкуренции со стороны столичных web-студий. И если отличия в качестве выполнения заказа между московскими и региональными исполнителями все сильнее сокращается, то разница в цене на аналогичные услуги продолжает оставаться ощутимой.

    Москвичи, как правило, работают над сайтами для компаний, головное представительство которых находится в столице. Это крупные и сложные заказы. Открывающиеся на местах представительства вынуждены демпинговать на рынке и работать на оборот, т. е. по сути сосредотачиваться на изготовлении сайтов в сегменте средней и низкой ценовых категорий.

    «Ценовая политика регионов в разы ниже московской, — рассуждает Андрей Лапшинов. — Если в Новосибирске можно еще заказать хороший дизайн за 5–7 тыс. рублей, то в столице это обойдется в 15–30 тыс. При выходе московской компании в регион ей придется предложить цену ниже региональной и немало потратить на рекламу. На данном этапе им комфортно и на своем рынке, где предложение пока не превышает спрос».

    По словам Ирины Бибияевой, на омском рынке услуг по созданию сайтов уже можно наблюдать агрессивные рекламные предложения от крупных столичных поставщиков услуг с демпинговыми ценами. Однако региональные потребители все-таки избегают демпинговых предложений и в подавляющем большинстве случаев выбирают регионального же исполнителя.

    «Кузбасский рынок весьма привлекателен для московских и даже новосибирских компаний, — рассказывает Андрей Сомов. — Но рост количества поставщиков услуги по созданию сайтов имеет и оборотную сторону. Клиенту достаточно сложно ориентироваться в многообразии предложений. В результате он может столкнуться с тем, что работы по его заказу будут выполнены некачественно».

    С другой стороны, крупные региональные web-студии давно и успешно работают не только с местными клиентами. «У многих новосибирских разработчиков есть в портфолио работы для Москвы, Европы или Соединенных Штатов, и уровень достаточен для решения бизнес-задач многих заказчиков, а себестоимость — ниже», — говорит Роман Яцевич. «Разница в качестве между работами столичных компаний и местных может ощущаться только на больших проектах, каких очень мало. На небольших сайтах разницы в качестве нет», — уверен Артем Потехин. Однако Сергей Курбатов не согласен со своими коллегами и считает, что и ценовая, и качественная разница между региональными и столичными разработчиками существенная.

    Поле битвы — Интернет

    Разработчики обращают особое внимание на то, что заплатить за создание сайта — еще не значит обеспечить себе заметное место в Интернете. Дополнительные расходы клиента связаны с регистрацией домена и подпиской на хостинг. Из остального набора услуг web-студий следует назвать продвижение, техническую поддержку и контент-менеджмент.

    «Поддержка сайта как таковая уже не требуется, поскольку основное количество компаний на рынке предлагают сайты с системой администрирования, которая позволяет без привлечения специалистов легко работать над всеми категориями и страницами сайта», — говорит Андрей Лапшинов.

    За управление контентом на сайте большинство заказчиков тоже не готовы платить. Как правило, у компаний нет нескончаемого потока материалов, которые необходимо постоянно добавлять на сайт, а именно для этого требуется штатный специалист, и поэтому проще отдать управление контентом на аутсорсинг. А с небольшими объемами обновляемой информации заказчик успешно справляется самостоятельно.

    Говоря о продвижении сайтов, разработчики обращают внимание, что это практически отдельное направление деятельности web-студий со множеством нюансов. Именно SEO (Search Engine Optimization — оптимизация под поисковые системы) является тем инструментом, который позволяет владельцу сделать свой сайт заметнее, а бизнес — эффективнее. «Стоимость продвижения сайта может быть дороже, чем его создание. Интернет становится таким же рекламным полем битвы, как и остальные медиаканалы, и компаниям, желающим занять лидирующие позиции в поисковых серверах и привлечь как можно больше потенциальных покупателей к своей продукции или услуге, необходимо вкладывать порой значительные средства в раскрутку сайта», — заключает Сергей Курбатов.

    Таблица 1. Средняя стоимость услуг по содержанию сайта

    услуга средняя
    стоимость
    описание
    оптимизация под
    поисковые системы
    3–10 тыс. руб
    в месяц
    высокое ранжирование
    в поисковых системах
    при указании в запросе
    региона поиска
    от 10–15 тыс. руб.
    в месяц
    высокое ранжирование
    в поисковых системах
    без указания в запросе
    региона поиска
    хостинг (*)(**) 200–300 руб.
    в месяц
    предоставление места на сайте
    для размещения информации,
    в среднем — порядка 500 мб.
    аренда домена в зоне ru (**) 600 руб
    . в год
    регистрация домена
    техническая поддержка 1–3 тыс. руб.
    в месяц
    контент-менеджмент 1–3 тыс. руб.
    в месяц
    обеспечение наполнения и
    обновления информации
    на сайте

    *- стоимость хостинга напрямую зависит от количества требуемого места на сайте
    ** — все услуги, кроме обозначенных двумя звездочками, являются необязательными и предоставляются по желанию заказчика

    Таблица 2. Средняя стоимость создания сайта в Новосибирске

    тип сайта стоимость описание
    типовое решение 15–30 тыс. руб. нешаблонная разработка без
    flash-составляющей и
    специфического функционала
    эконом-класс 5–20 тыс. руб. сайт на основе CMS
    с шаблонным дизайном
    и типовыми разделами
    бизнес-решение 30–60 тыс. руб. нестандартный дизайн,
    в т.ч. с flash, индивидуальные
    объекты в наполнении
    элитные решения 80–120 тыс. руб. сложное программное решение,
    уникальный дизайн,
    специальный контент,
    3D, flash

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ