«Чаевые» для устроителей чайной церемонии

    ВЫСШИЙ КЛАСС — СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ

    «Чаевые» для устроителей
    чайной церемонии

    Автор книги «Несерьезный бизнес», преподаватель Стэнфордского университета Оливер Крэбб утверждает, что только очень ленивый человек может зарабатывать деньги на собственном хобби. Самые стойкие меломаны открывают музыкальные магазины, бильярдисты — клубы, а поклонники Голливуда — кинотеатры. Идея заняться собственным бизнесом родилась у жителя Томска Андрея Никитина из простого желания выпить чашечку чая.

    Впрочем, пока ни Андрей, ни его жена Елена, ни брат Леонид не могут называть свой чайный клуб настоящим бизнесом. Хотя, возможно, в ближайшее время томский чайный клуб, который принимает своих гостей уже больше года, действительно превратится в нечто большее: откроется магазин, появится чайная комната, где все желающие смогут попробовать элитный китайский напиток.

    Идея клуба родилась у Андрея Никитина не сразу. Сначала было просто желание пить чай. Андрей, уехав с семьей жить в Израиль почти пять лет назад, обнаружил, что в этой стране практически нет хорошего чая. Появилась ностальгия по привычному российскому «Майскому» в пакетиках, захотелось открыть свой бизнес — возить и продавать в Израиле обычную «заварку». Несмотря на то что, как оказалось, открыть бизнес в Израиле гораздо сложнее, чем в России, идея все равно жила. Нашлись единомышленники, появились начальные знания и пробные заказы чая в Китай через Интернет. Первая посылка с чаем до адресатов дошла не сразу — затерялась во время атипичной пневмонии где-то на китайской границе. Но позже все-таки все 10 кг элитного китайского чая разошлись по друзьям и были выпиты в кругу семьи.

    Приехав в Томск, Андрей «заразил» идеей чайного клуба своего брата Леонида, который разместил в томском Интернете объявление о проведении чайной церемонии. Желающие принять в ней участие нашлись, и появилась идея сделать полноценный клуб. Андрей с женой вернулись в Россию весной 2004 года и присоединились к Леониду — зарождающийся бизнес сделался практически семейным.

    Формат клуба определился после того, как его идеологи прошли свое первое обучение в московском чайном клубе «Ист». Основатель клуба «Ист» Бронислав Виногородский — известный российский китаевед и переводчик с древнекитайского — многое сделал, чтобы наши соотечественники имели возможность приобщиться к настоящей китайской чайной культуре. Сегодня даже в Китае теряются секреты приготовления этого напитка: настоящие чайные мастера сохранились лишь в монастырях. Ситуация настолько критическая, что даже партийное руководство страны приняло несколько решений, направленных на возрождение традиционной чайной культуры. Виногородский, неся «чайную» философию россиянам, руководствуется древними китайскими трактатами (к примеру, чайным трактатом «Ча-цзын»). Стоит отметить, что большинство современных китайцев прочитать эти исторические памятники не в состоянии.

    «Недавно наш клуб посетил китаец, который уже семь лет живет в Томске, — рассказывает Елена Никитина. — Мы показали ему трактат, и он не смог прочитать его, поскольку трактат написан на древнекитайском».

    Несмотря на то что «томский» китаец не смог разобрать древних иероглифов, напиток, который ему подали в клубе, он оценил, отметив, что за все семь лет не пил в Томске настоящего чая.

    Сегодня томский чайный клуб — не только возможность попробовать элитные сорта настоящего китайского чая. То, что происходит здесь, скорее можно назвать неким перформансом в восточном стиле. В небольшое помещение площадью около 50 кв. м приходят порой по 20-25 человек. Почти все аксессуары привезены из Китая. Подушки для сидения, набитые гречневой шелухой, бамбуковые палочки, расписные чашечки, деревянные резные столики располагают к спокойствию и расслаблению. Здесь можно научиться заваривать чай по древнекитайским канонам, можно поиграть в древнекитайскую игру го или потренироваться в восточной каллиграфии, посмотреть кино, просто пообщаться. У клуба есть свои постоянные посетители, и количество желающих поучаствовать в настоящей чайной церемонии растет. Каждый посетитель за участие в церемонии платит совсем немного — 60 рублей, что позволяет лишь окупить расходы на чай, компенсировать текущие затраты.

    «Конечно, клуб сделан с «прицелом» на бизнес, — рассказывает Андрей Никитин. — Иначе все наши вложения не окупятся. Но мы осознаем, что на клубе зарабатывать деньги невозможно — это скорее идея, возможность донести до людей особую философию, особый настрой чайной церемонии. А бизнесом станут продажи настоящего китайского чая, аксессуаров для церемонии, сувениров.

    Планируя развивать бизнес и делать его прибыльным, Никитины осознают, с какими трудностями им придется столкнуться.

    «Раньше настоящий китайский чай купить было практически невозможно, а сегодня на рынке появились действительно хорошие сорта, — говорит Никитин. — Появилась и растет конкуренция среди местных продавцов. Но основная проблема оптовиков в том, что, закупая большие партии чая, поставщики берут продукт, который уже пролежал некоторое время на китайских складах. Настоящий чай «живет» не больше года — от урожая до урожая. Мы знаем, что этот чай всегда будет «живым» и свежим, сохранит вкус и аромат, С другой стороны, это понятно только ценителям напитка. Большинству покупателей все равно — они не являются чайными гурманами, пьют чай так, как привыкли, — с плюшками, тортами, бутербродами. В этом и состоит опасность нашего бизнеса: покупатели не чувствуют нюансов напитка».

    Свои слабые стороны в бизнесе владельцы томского чайного клуба намерены компенсировать масштабными просветительскими программами — обучать томичей выбирать и готовить чай, дать возможность дегустировать разные сорта.

    Никитины уверены, что не только у клуба, но и у будущего чайного магазина будет своя аудитория: настоящие ценители готовы платить 200-300 руб. за 100 граммов чая. Самый дорогой сорт стоит 900 руб. за 100 граммов, но и на него есть покупатели. «Со временем в чайную будут заходить отдохнуть и бизнесмены, и политики», — уверены Никитины. Главное — создать атмосферу, в которую хочется возвращаться еще и еще. Если идея станет реальностью и начнет приносить значительную прибыль, возможно, в Томске появятся не просто клуб и одна чайная, а целая сеть.

    Тем не менее, пока клуб не приносит прибыли, оба брата не оставляют своих основных мест работы: Андрей — программист в израильской компании Formula telecom solutions (разработка биллинговых систем), Леонид — менеджер строительных работ. Пока клуб является скорее идеей, приносящей нематериальную прибыль. «Надеюсь, в ближайшее время мы заработаем в полную силу, и наше хобби станет настоящим бизнесом, — говорит Андрей. — Но если бы мне сказали, что клуб не будет приносить доходов, я бы все равно им занимался — нам всем доставляет удовольствие это дело и приобщение к нему других».

    Что касается личных пристрастий, то никто из идеологов томского чайного клуба не может сказать, какой из сортов чая является самым любимым. Каждый сорт имеет свой колорит и аромат, которые соответствуют разным настроениям. «Когда начинаешь знакомиться со всеми сортами чая, трудно отдать предпочтение какому-то одному: увлечешься то одним, то другим», — говорит Елена. Дома Никитины стараются пользоваться элементами чайной церемонии. Раньше всем правилам следовали строго, но сейчас зачастую на это не хватает времени. Поэтому настоящий чай удается попить все-таки в клубе в компании друзей, единомышленников или просто в тесном кругу семьи. Кстати, даже маленькие дети обеих семей — и Андрея, и Леонида — любят бывать в клубе и пить чай. Быть может, дело в особой атмосфере уюта и спокойствия. А может, и в самом чае — с особым тонким вкусом.

    Недавно Андрею удалось побывать в Китае. Правда, поездка была связана не с занятиями в клубе, а с основной работой на израильскую компанию. Тем не менее Андрей отметил, что настоящими ценителями чая, знакомыми со всеми тонкостями церемонии, являются далеко не все жители Поднебесной. Секреты и тонкости чайной церемонии волнуют далеко не всех. Тем приятнее осознавать, что где-то в далеком Томске существует островок китайской культуры — место, где все желающие могут приобщиться к древним китайским традициям.

    Что можно купить в Сибири

    Название чая Цена за 100 г Особые свойства
    «Пуэр» (Китай) 100 руб. Заваренный на молоке становится отличным способом для похудения
    «Нефритовые диски» (Китай) 250 руб. Заваривается при температуре 90 °С
    Пуэр «Туоча» (Китай) 300 руб. Производится в виде лепешек: таблеток или маленьких чашек
    «Гиокуро» (Япония) 800 руб. Японцы называют его «чай для гениев» — способствует активной умственной работе
    «Шарик невесты» (Китай) 450 руб. Полный вкус этого чая раскрывается при третьей заварке
    «Генмайча» (Япония) 150 руб. Японцы, выпивая чай, съедают заварку. Полезен для щитовидной железы
    «Тарри Лапсанг Сушонг» (Китай) 130 руб. Пить этот чай рекомендуется с лимоном. Способствует усвоению острой пищи
    «Хуан Шан Муданг» (Китай) 500 руб. Чай для первой половины дня — прекрасно тонизирует и выводит токсины
    «Дан ти Улонг» (Тайвань) 260 руб. Относится к улунским чаям. Именно улунские чаи
    завариваются во время китайских чайных церемоний

    Источник: PROпитание

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ