Профиль бизнес-опыт
«Здесь хранятся книги почти ста тысяч наименований, а ведь это не единственный наш склад«, с гордостью говорит пресс-секретарь «Топ-книги», ведя меня по длинной железной лестнице. Внизу громоздятся огромные штабели коробок. «Основы векторной алгебры« бок о бок с очередным опусом Донцовой и сказкой про Колобка терпеливо ожидают своей очереди встать на полку. Создатель и основной владелец «Топ-книги» Георгий Лямин совсем не производит впечатление «акулы бизнеса». В рассказе о создании и развитии его компании ключевой является фраза «нам пришлось».
В 1991 году физику пришлось податься в коммерцию, чтобы прокормить семью. Книги в этом смысле были для него лучшим товаром. Еще во время работы в институте молодой ученый частенько привозил с собой из командировок дефицитные тома, которые с удовольствием покупали друзья и знакомые. Так что с конъюнктурой тогдашнего рынка он был знаком неплохо.
Это сегодня, придя в любой крупный книжный магазин, можно найти целые полки, посвященные, скажем, восточным единоборствам. А тогда, в начале 90-х, привезя в Новосибирск крупную партию одной какой-нибудь «Техники карате», было вполне реально заработать на квартиру. Впрочем, спросом пользовалась практически любая, по тем или иным причинам не издававшаяся широко в СССР литература от «Анжелики» до стихов Хлебникова. Именно книги и стали товаром (помимо прочего в те времена редкая торговая фирма ограничивала себя каким-то одним направлением), который начала завозить в Сибирь компания «Тесса», учрежденная Ляминым и его партнерами.
Впрочем, число желающих заработать на дефицитном товаре довольно быстро увеличивалось. Чтобы опередить конкурентов, предприятие Лямина предприняло две вещи: во-первых, была сделана ставка на бестселлеры, которые позволяли увеличить обороты. При этом предприятие Лямина первым среди книготорговцев наладило доставку книг в Новосибирск железной дорогой, а не автотранспортом. «Железка» была дороже, но позволяла выиграть время (два-три дня). В результате партии новых книг в Новосибирске появлялись раньше других именно у Лямина.
К середине 90-х стало понятно, что первичный книжный голод в целом уже удовлетворен лидеры продаж больше не сметались с полок и лотков. Да и в оптовой торговле появились конкуренты, которые поставляли в город примерно тот же набор востребованной литературы. Конкурентным преимуществом могла стать только широта ассортимента, что в свою очередь требовало вложений в склады и логистику. В 1995 году Лямин расстался со своими бывшими партнерами по «Тессе« и основал »Топ-книгу«, задачей которой стало снабжение мелкой розницы.
Место для полки
Тогдашний выбор опта, в качестве основного направления своего развития, Лямин называет вынужденным. Большинство его столичных коллег ушли тогда в середине 90-х в издательский бизнес, который позволял зарабатывать больше. Однако новосибирской компании заниматься книгоизданием было проблематично для этого, убежден Лямин, нужно было полностью переносить бизнес в Москву. Вот и пришлось »Топ-книге« сосредоточиться на дистрибуции.
Два года новое предприятие развивалось линейно, пока не приключилась неприятность: »Топ-книгу« вытеснили с крайне популярной в те времена ярмарки в ДК им. Чкалова. Чтобы компенсировать потерю, »Топ-книге« пришлось искать новую площадку. Ей стала ярмарка в переходе станций метро.
Несмотря на свое подземное положение и не слишком удобную планировку, доставшаяся «Топ-книге» площадь была достаточно большой, и делать там привычную ярмарку Лямин посчитал неразумным. В результате на этом месте появился первый в Сибири книжный магазин самообслуживания с совершенно немыслимым по тем временам ассортиментом в 20 тыс. наименований. Технический ум бывшего ученого просто не мог смириться с тем, что учет этого разнообразия товарных позиций будет вестись «с тетрадкой и калькулятором«, как это было в большинстве региональных магазинов. Так уже в первом магазине Лямина появилось штрихкодирование, которое позволило существенно сократить трудозатраты и повысить оборачиваемость. Через четыре месяца новый магазин окупился и начал приносить прибыль.
Компьютер в помощь
Новая для Сибири технология компьютерного учета, кроме всего прочего, дала возможность оперативно получать данные о структуре и колебаниях спроса. Эти данные можно было применять в своей закупочной политике. В результате если другие оптовики должны были ждать от лоточников результатов продажи новинок несколько недель, »Топ-книга« располагала достаточно репрезентативными данными о спросе уже на следующий день после начала торговли.
Следующим этапом в развитии «Топ-книги» стало решение о создании собственной сети магазинов. В какой-то степени и оно оказалось вынужденным. Опт и розница слишком разные сферы деятельности, и совмещать их в рамках одной компании довольно сложно. «Развитие нашей компании как дистрибьютора сдерживалось крайне низким уровнем развития розничной торговли, объясняет Лямин, большинство старых книжных магазинов к тому времени или закрылись, или существенно сократились в размерах. Что не могло не сказаться на ассортименте редкий магазин в провинции решался выставить больше пяти-десяти тысяч наименований. Никто не хотел рисковать, все стремились продавать только бестселлеры. А ведь сама «Топ-книга» в то время могла предложить уже порядка 40 000 наименований.
Любопытно, что и сегодня, когда в розничной сети «Топ-книги» уже насчитывается больше 200 магазинов, Лямин по-прежнему не считает розницу магистральным направлением для своей компании. «Мы совсем не хотим захватывать рынок, тем более становиться монополистом, заявляет он, поэтому стараемся открывать новые магазины в основном там, где нормальные форматы розничной торговли книгами отсутствуют или их недостаточно». Свои книжные супермаркеты Лямин рассматривает как некие катализаторы рынка, которые должны задавать тон рознице в целом. Сам же он хотел бы в перспективе сосредоточиться на своем изначальном бизнесе дистрибуции.
Даже свой последний масштабный проект развертывание сети магазинов формата Cash & Carry «Литера« руководитель «Топ-книги» считает продолжением развития именно оптового направления. «Разумеется, в некоторых из этих магазинов больше 70% товарооборота обеспечивают частные покупатели, признается Лямин. Однако именно C&C-формат позволяет проще всего наладить поставки книг в маленькие городки и поселки, где нормальные, большие книжные магазины, возможно, никогда не появятся. По словам руководителя «Топ-книги», через «Литеру» хорошо продаются некоторые позиции, которые отказываются брать городские магазины, например, дешевые детские книжки на мягкой бумаге. Торговать ими в книжном супермаркете нерентабельно слишком низкая маржа (на каждую книжку нужно наклеить штрихкод, внести ее в базу, хранить, наконец), в «Литере« же оптовики покупают их порой коробками.
В ожидании книжного бутика
Сегодня у «Топ-книги» есть все возможности взять под свой контроль розничные рынки целых регионов. При этом времени на раздумья остается не так много. Свои торговые сети активно разворачивают и московские компании. Однако Лямин считает, что сетевые операторы не должны в перспективе вытеснить с книжного рынка отдельные магазины (как это происходит, скажем, в сфере торговли бытовой техникой или продуктами питания). «В США, где действуют самые крупные в мире розничные книготорговые сети, продолжают работать порядка 6000 независимых книжных магазинов, говорит Лямин, и они, как правило, работают интереснее сетевиков, поскольку их конкурентным преимуществом становятся не объемы продаж и цена, а какие-то частные находки, которые позволяют привлечь покупателей в конкретном месте».
Создатель и владелец самой крупной региональной розничной сети прекрасно осознает недостатки стандартизированного подхода к работе своих магазинов. «Как покупатель я сам предпочел бы приобретать книги в уютных салонах с диванами, возможностью выпить чашку кофе и так далее, признается Лямин. И я готов заплатить за это более высокой ценой на книги. Но я реалист: таких как я в России не так уж много, даже в Москве».
Розничная цена на книги это своего рода «больная мозоль« Лямина. Он не устает повторять, что книги в России стоят неоправданно дешево и это мешает развиваться всей отрасли в целом. Учитывая, что стоимость печати отличается несущественно, средняя розничная цена книг в России в 34 раза ниже, чем даже в странах Восточной Европы, не слишком обогнавших нас по уровню жизни.
Впрочем, особых иллюзий по поводу скорого преодоления этой ситуации глава «Топ-книги» не питает. В советские времена книги наравне с хлебом относились к товарам, вопрос о рентабельности которых даже не ставился, их доступность была частью государственной политики. И сегодня даже обеспеченный человек, который без содрогания готов потратить на скромный ужин в хорошем ресторане 100150 долларов, с трудом воспринимает предложение отдать хотя бы половину этой суммы за книгу, даже если она реально может помочь в его работе.
Не способствует повышению рентабельности книжного бизнеса и царящая здесь «вольница». «Практически каждое издательство считает своим долгом выпустить «Мастера и Маргариту«, сетует Лямин. Сегодня некоторые книги присутствуют на рынке сразу в 20 вариантах. Это слишком много». Тут, конечно, ничего не поделаешь, эксклюзивных прав на издание произведений классиков нет ни у кого. Однако саморегулирование и планирование, которые могли бы осуществлять сами участники рынка, по мнению Лямина, российской книготорговле были бы нелишними.
Составляющие успеха1. Организация системы оперативного сбора информации о результатах продаж.
2. Стратегия приоритетного развития основного направления бизнеса.
3. Убыточные магазины закрываются, на их реанимацию компания не тратит дополнительные
средства.
От романтизма к прагматизму
Сегодня «Топ-книга» переживает самую глобальную за свою историю трансформацию. Масштабы ее деятельности уже давно достигли уровня, когда один или даже несколько человек просто не в состоянии контролировать дела во всей компании. В этом году «Топ-книга» начала внедрение дорогостоящей ERР-системы, которая, как надеется Лямин, позволит растущему бизнесу сохранить управляемость и способность реагировать на изменения рыночной ситуации.
Меняется и стиль управления. Прежний костяк коллектива изрядно разбавлен менеджерами среднего звена, пришедшими в «Топ-книгу» из отраслей, зачастую далеких от книготорговли. Один из бывших работников компании сетует, что руководителями направлений порой становятся люди, не слишком разбирающиеся в специфике данной сферы деятельности. Лямина, впрочем, это не пугает. Масштабы деятельности компании и уровень финансовых рисков уже приучили его воспринимать ситуацию на макроуровне показателей бухгалтерского баланса.
Имея в своем ассортименте до 100 тысяч наименований, пытаться прогнозировать и оценивать перспективность той или иной книги гиблое дело. В конце концов, право издательства определять, сколько и какие книги печатать. Свою задачу Лямин видит в том, чтобы потенциальный читатель получил возможность доступа к максимально широкому ассортименту печатной продукции. Что будет продаваться, а что не будет, можно узнать лишь выставив книги в магазине. И собственные представления о том, что хорошо, а что плохо, у людей, определяющих закупочную политику, может оказаться ненужным и даже вредным для бесперебойной работы огромного механизма компании. Проще когда менеджер воспринимает названия в прайс-листе отстраненно обращая внимание не на имя автора, а на графы объемов и динамики продаж, наценки и размеров товарных остатков.
Любопытно, что и к работникам своих магазинов Лямин не считает нужным предъявлять высокие требования (подразумевая личную начитанность). Его позиция прагматична: посетитель книжного магазина зачастую разбирается в интересующей его сфере лучше любого продавца. Роль последнего в книжном супермаркете должна быть чисто технической: он обязан помочь покупателю найти нужный раздел, максимум «пробить» интересующее его название по книжной картотеке. Даже очень начитанный человек может быть специалистом всего по нескольким направлениям. Иметь же в штате консультантов отдельно по технической, исторической литературе, фэнтези, детективам и так далее это, по мнению Лямина, подразумевает дополнительные и совершенно необязательные издержки. Знавшие Лямина в начале его бизнес-карьеры люди порой с сожалением отмечают, что из почти что романтика он превратился в торговца, который с легкостью может перейти на любой другой товар, который даст ему «большую прибыль с квадратного метра». Справедливости ради стоит отметить, что авторы подобных суждений, как правило, не поднялись выше позиции средних менеджеров.
Лямин, кстати, на «торговца» совершенно не обижается напротив, его скорее раздражают его коллеги, которые пытаются вести себя на рынке так, будто законы экономики писаны не для них. «Если у вас в собственности находится книжный магазин, с которого вы получаете чистой прибыли по 10 долларов на метр площади, притом что арендаторы предлагают вам 50, но вы продолжаете торговать книгами, говорит Лямин, это не бизнес, а хобби«. Собственные нерентабельные магазины «Топ-книга», кстати, закрывает и переносит без сожаления. «Под нож« идут по 1020 торговых точек ежегодно.
Подобный прагматизм, впрочем, уживается у Георгия Лямина с любовью к книге как таковой. Вопрос о последней покупке не вызывает у него замешательства. При этом руководитель «Топ-книги» может повысить продажи конкурентам, если в их магазинах находит интересный том. Вот только времени на свое любимое занятие копаться в книжках у Лямина остается все меньше.